Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:14, курсовая работа
Муниципальное хозяйство – это жизненно важный элемент местного самоуправления, поэтому изучение проблем муниципального хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества.
Актуальность определяется возрастающей ролью системы муниципального хозяйства, которая в современных условиях является основой жизни населения и жизнедеятельности каждого города в целом. Однако ее уровень развития зависит не только от действующего механизма управления городом, но и от создания эффективной системы управления им и городским хозяйством в частности.
В отрасли химической промышленности можно выделить Шинный завод и завод по производству синтетического каучука.
Крупнейшими металлургическими
В Красноярске располагается
Оборот организаций города по видам экономической деятельности С, D, Е, за январь - сентябрь 2012 года составил 163 987,0 млн. рублей. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 139 733,3 млн. рублей, в том числе по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 9409,3 млн. рублей, обрабатывающие производства – 101299,2 млн. рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 29 024,8 млн. рублей.
Удельный вес обрабатывающего производства в общем объеме отгруженных товаров составил 72,5%.
Таблица 6- Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности
Январь-сентябрь 2012 г., млн. рублей |
Январь-сентябрь 2012 г. в % к январю-сентябрю 2011 г. | |
Добыча полезных ископаемых |
9409,3 |
118,2 |
Обрабатывающие производства |
101299,2 |
108,6 |
из них: |
||
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака |
11556,6 |
105,4 |
текстильное и швейное производство |
139,3 |
116,9 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
137,9 |
105,1 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
631,1 |
97,9 |
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность |
1294,4 |
53,2 |
химическое производство |
2236,3 |
130,7 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
2824,2 |
172,4 |
производство прочих
неметаллических минеральных |
5857,5 |
112,9 |
металлургическое готовых металлических изделий |
52902,0 |
101,3 |
производство машин и оборудования |
7514,2 |
100,3 |
производство и оптического оборудования |
1652,4 |
86,3 |
производство транспортных средств и оборудования |
4341,5 |
136,0 |
прочие производства |
5087,3 |
123,9 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды |
29024,8 |
114,6 |
За отчетный период значительно увеличилось:
- производство конструкций строительных сборных из стали на 79 %;
- производство блоков дверных в сборе на 50,3%;
- производство проката готовых черных металлов на 38,8%;
- производство пиломатериалов на 26,8% ,
- производство дверей и их коробок полимерных на 24,5%;
- комбайнов зерноуборочных на 9,4%.
Снизилось производство тракторов
для сельского и лесного
Муниципальное хозяйство представляет
собой сложную и динамичную систему
подотраслей, обеспечивающих удовлетворение
жизненно важных потребностей населения,
а также различных организаций
и предприятий, расположенных на
территории любого административно-
Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.
Численность населения муниципального
образования, а так же его функции
определяют не только площадь занимаемой
территории, но и сложность его
административно - территориального устройства,
функциональное разнообразие территорий,
сложность и многогранность его
городского хозяйства. Важнейшим условием
характеристики муниципального образования
как объекта управления является представление
его в качестве многофункциональной системы. Муниципальное образование
как многофункциональный и сложный
объект может быть представлено как экологическая,
транспортная, административно-
− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;
− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;
− социальной, состоящей
из блоков профессионально-
− управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;
− пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.
Понятие «Муниципальное хозяйство» допускает трактовку как в широком смысле как совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:
-услуги производственные,
удовлетворяющие запросы
- услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это услуги торговли, общественного питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);
- услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного порядка, науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.);
так и в узком смысле, как комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий муниципального образования.
Профессор Л. Велихов
определил муниципальное
«Городское, или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.»
Таким образом, одной из основных задач муниципального хозяйства является достижение наивысшего уровня городского благоустройства и социального благосостояния городского населения посредством наименьших затрат труда и капитала.
Методика, предложенная при определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий из того, что:
1.Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.
2.Деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов.
3.Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.
Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей.
И с этой точки зрения выделяют следующие элементы:
• муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);
• иные предприятия и
учреждения, чья деятельность частично
связана с реализацией
• органы местного самоуправления.
Роль каждого из названных
элементов различна. Муниципальные
предприятия, являясь по своей природе
явлением общественным, все свои результаты,
будь то прибыль или конкретные товары
и услуги, направляют на общественные
нужды. Иные предприятия и учреждения
вынуждены участвовать в
Третья группа, обозначенная
в нашей классификации, осуществляет
особую функцию - функцию регулирования
деятельности двух предыдущих групп
в интересах населения
Ценность данной классификации в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.
Основу муниципального хозяйства составляет комплекс базовых отраслей, включающий:
Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.
Общепринято выделять следующие основные ресурсы местного самоуправления:
1. Правовая (законодательная) основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии прав местного самоуправления.
2. Финансовые основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.
3. Экономическая основа, включающая
в себя ресурсы, связанные с
участием муниципальных
Информация о работе Муниципальное хозяйство (на примере г.Красноярска)