Муниципальное хозяйство (на примере г.Красноярска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 15:14, курсовая работа

Описание работы

Муниципальное хозяйство – это жизненно важный элемент местного самоуправления, поэтому изучение проблем муниципального хозяйства становится особо актуальным в условиях современного российского общества.
Актуальность определяется возрастающей ролью системы муниципального хозяйства, которая в современных условиях является основой жизни населения и жизнедеятельности каждого города в целом. Однако ее уровень развития зависит не только от действующего механизма управления городом, но и от создания эффективной системы управления им и городским хозяйством в частности.

Файлы: 1 файл

Upravlenie_munitsipalnym_khozyaystvom.docx

— 608.87 Кб (Скачать файл)

В отрасли химической промышленности можно выделить Шинный завод и  завод по производству синтетического каучука.

Крупнейшими металлургическими предприятиями  Сибири являются Красноярский алюминиевый  завод и завод Сибэлектросталь.

В Красноярске располагается основной производитель систем космической  связи – НПО прикладной механики. Сравнительно недавно здесь был запущен научный проект по созданию первой негосударственной сети спутниковой связи под названием Космос-С,  в настоящее время располагающей порядка 40 станциями.

Оборот  организаций города по видам экономической  деятельности С, D, Е, за январь  - сентябрь 2012 года составил 163 987,0 млн. рублей. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг составил 139 733,3 млн. рублей, в том числе по видам экономической деятельности: добыча полезных ископаемых – 9409,3  млн. рублей, обрабатывающие производства – 101299,2 млн. рублей, производство и распределение электроэнергии, газа и воды   –   29 024,8   млн. рублей.

Удельный вес обрабатывающего  производства в общем объеме отгруженных  товаров составил 72,5%.

 

Таблица 6- Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по видам экономической деятельности

 

Январь-сентябрь

2012 г.,

млн. рублей

Январь-сентябрь

2012 г. в % к

январю-сентябрю 2011 г.

Добыча полезных ископаемых

9409,3

118,2

Обрабатывающие производства

101299,2

108,6

 из них:

   

 производство пищевых  продуктов, включая напитки, 

 и табака

11556,6

105,4

 текстильное и швейное  производство

139,3

116,9

 производство кожи, изделий  из кожи и производство обуви

137,9

105,1

 обработка древесины  и производство изделий из  дерева

631,1

97,9

 целлюлозно-бумажное  производство; издательская  и полиграфическая  деятельность

1294,4

53,2

 химическое производство

2236,3

130,7

 производство резиновых  и пластмассовых  изделий

2824,2

172,4

 производство прочих  неметаллических минеральных продуктов

5857,5

112,9

 металлургическое производство  и производство 

 готовых металлических  изделий

52902,0

101,3

 производство машин  и оборудования

7514,2

100,3

 производство электрооборудования,  электронного 

 и оптического оборудования

1652,4

86,3

 производство транспортных  средств и  оборудования

4341,5

136,0

 прочие производства

5087,3

123,9

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

29024,8

114,6


 

За отчетный период значительно  увеличилось:

- производство конструкций строительных сборных из стали на 79 %;

- производство блоков дверных в сборе на 50,3%;

- производство проката  готовых черных металлов на 38,8%;

- производство пиломатериалов  на 26,8% , 

- производство дверей  и их коробок полимерных на 24,5%;

- комбайнов зерноуборочных  на 9,4%.

Снизилось производство тракторов  для сельского и лесного хозяйства  на 72,7 %, целлюлозы древесной на 38,4%, бумаги на 38,6%, , окон и их коробок  полимерных на 37,7%.

 

    1. Муниципальное хозяйство

 

    1. Общее определение муниципального хозяйства, основные функции, цели и задачи

 

Муниципальное хозяйство представляет собой сложную и динамичную систему  подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций  и предприятий, расположенных на территории  любого административно-территориального образования. Сложность системы муниципального  хозяйства состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг,  организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального  хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции  определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его  административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его  городского хозяйства.   Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы. Муниципальное образование как многофункциональный и сложный объект может быть представлено как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

− градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

− градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;

 − социальной, состоящей  из блоков профессионально-квалификационной  структуры населения, характеризующей  наличие рабочих, служащих, специалистов  и уровень их квалификации, и  социально-демографического;

− управленческой, включающей комплекс управленческих структур и  общественных организаций, расположенных  в городе;

− пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой  застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.         

 Понятие «Муниципальное хозяйство» допускает трактовку как в широком смысле как совокупность отраслей градообеспечивающей сферы, предоставляющих услуги следующих видов:

-услуги производственные, удовлетворяющие запросы производства, но не входящие в его технологический  процесс; в основном   связанные   со   снабжением   производства  водой, тепло и электроэнергией,  доставкой сырья и продукции  потребителю и т.д.;

- услуги личные, удовлетворяющие как материальные, так и духовные запросы населения (это  услуги  торговли,  общественного  питания, большинства подотраслей жилищно-коммунального  хозяйства (ЖКХ), бытового обслуживания, здравоохранения и т.п.);

- услуги общественные, связанные с развитием самого города и его подсистем (это услуги органов управления, охрана общественного  порядка,  науки и научного обслуживания внутригородского значения, услуги по благоустройству и озеленению территории и т.п.);

так и  в узком смысле, как комплекс градообслуживающих отраслей, которые выделяются по принципу жизнеобеспечивающей роли, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения и предприятий муниципального образования.      

Профессор Л. Велихов  определил муниципальное хозяйство  как деятельность муниципалитета (городского управления), указал его цели и предложил называть хозяйство городским, дав ему следующее определение:

«Городское, или  муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрированно на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причём эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней коллектива.»

Таким образом, одной из основных задач муниципального хозяйства является достижение наивысшего уровня городского благоустройства и социального благосостояния городского населения посредством наименьших затрат труда и капитала.

 

 

    1.  Структура муниципального хозяйства

 

Методика, предложенная при  определении самого понятия «муниципальное хозяйство», предлагает подход, исходящий  из того, что:

1.Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

2.Деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов.

3.Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Исходя из данного анализа, основным признаком, по которому мы можем  классифицировать элементы муниципального хозяйства, является роль и место  того или иного элемента в реализации общественных потребностей.

И с этой точки зрения выделяют следующие элементы:

• муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью  подчинена интересам населения  муниципального образования);

• иные предприятия и  учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований;

• органы местного самоуправления.

Роль каждого из названных  элементов различна. Муниципальные  предприятия, являясь по своей природе  явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды. Иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном  или законодательном порядке  обязанностей) либо общественного (добровольного  по форме) принуждения.

Третья группа, обозначенная в нашей классификации, осуществляет особую функцию - функцию регулирования  деятельности двух предыдущих групп  в интересах населения муниципального образования.

Ценность данной классификации  в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в  процессе управления муниципальным  хозяйством учитывать их особенности.

    Основу муниципального хозяйства составляет  комплекс базовых отраслей, включающий:

  • жилищно-коммунальное хозяйство (комплекс), которое, в свою  очередь, состоит из ряда подотраслей и хозяйств. Прежде это жилищное хозяйство,  которое включает с одной стороны  жилищный фонд муниципального образования, а с другой предприятия, созданные для его обслуживания, содержания, эксплуатации и ремонта, а также организации, необходимые для управления этой деятельностью (управляющие компании). Кроме жилищного хозяйства  в состав комплекса входят коммунальные предприятия инженерного обеспечения (ресурсоснабжения) города. Это предприятия водоснабжения и водоотведения, коммунальной энергетики (тепло и электроснабжения), газоснабжения,  а так же предприятия и организации, обеспечивающие внешнее благоустройство и содержание территории города: санитарная очистка, дорожно-мостовое хозяйство, зеленое хозяйство и т.п. 
  • городской пассажирский транспорт массового пользования, включая трамвай, троллейбус, автобус;
  • комплекс потребительского рынка, торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения города;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры и социальной сферы;
  • службы общественной безопасности, включая экологическую безопасность муниципального образования.

      Преобладающая часть текущих вопросов по обеспечению нормального функционирования и финансированию системы этих отраслей относится к компетенции муниципальных властей. При этом предприятия и учреждения сферы муниципального хозяйства выступают объектом управления со стороны местных властей в определённых законом формах.    

 

    1.  Ресурсы муниципального хозяйства

 

Общепринято выделять следующие основные ресурсы местного самоуправления:

1. Правовая (законодательная) основа, включающая в себя полномочия, предметы ведения и гарантии  прав местного самоуправления.

2. Финансовые основа местного самоуправления, включающая в себя весь комплекс финансовых ресурсов и проявляющаяся наиболее ярко в бюджетном процессе.

3. Экономическая основа, включающая  в себя ресурсы, связанные с  участием муниципальных образований  в хозяйственной деятельности; ключевым  вопросом здесь является управление  муниципальной собственностью.

Информация о работе Муниципальное хозяйство (на примере г.Красноярска)