4. Управленческие основы. Включающие
в себя структурно-организационные,
информационные и кадровые ресурсы.
Ресурсы муниципального
хозяйства должны быть:
Во-первых, соразмерны объему задач, решаемых
органами местного самоуправления данного
муниципального образования;
Во-вторых, за органами местного самоуправления
должны закрепляться ресурсы, обеспечивающие
комплексное решение задач.
Так, например, если за местным самоуправлением
закреплена задача обеспечения населения
коммунальными услугами, то весь производственный
потенциал, работающий в этой сфере
(инженерные сети, коммуникации, финансовые
ресурсы, источники тепла и т.д.),
должен быть отнесен к ведению
органов местного самоуправления.
- Особенности муниципального хозяйства
Муниципальное
хозяйство как объект управления имеет
ряд особенностей:
1. Местный характер производства,
оказания и потребления услуг (продукции);
эти процессы, как правило, протекают в
границах территории муниципального
образования или городских территорий.
2. Индивидуальность (незаменяемость)
услуг и продукции предприятий муниципального
хозяйства; предоставляемые каждым из
этих предприятий услуги являются уникальными
и не могут быть заменены на другие.
3. Специфичность связей производства
и потребления продукции (услуг), которые
либо следуют одно за другим либо совпадают
во времени.
4. Тесная взаимосвязь развития
и состояния муниципального хозяйства
с предприятиями градообразующей сферой,
с тем видом деятельности, который оправдывает
появление территориально-административного
образования, его существование, развитие
и обеспечивает для этого необходимые
ресурсы.
Территориально-административное
образование на основе города может
выполнять одну или несколько
основных функций. По функциональному
назначению можно выделить следующие
группы городов:
- города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.
- город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.
- многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.
- одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.
- особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований.
- специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона. Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа – центры отдыха; Суздаль, Кижи – туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.
5. Комплексность и пропорциональность
развития подотраслей сферы муниципального
хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо
жизненно важных коммунальных услуг способно
резко снизить качество и удобство жизни
населения города. Строительство жилых
домов необходимо вести одновременно
со строительством дорог, благоустройством,
формированием транспортной, социальной,
торговой инфраструктуры, то есть осуществлять
комплексную застройку территорий.
6. Зависимость размера предприятий
муниципального хозяйства и их размещения
от местных условий. Планировка городов
и их размер непосредственно влияет на
уровень развития муниципального хозяйства
и определяет наличие или отсутствие тех
или иных видов услуг. Например, в компактно
расположенном городе с небольшой территорией
может отсутствовать внутригородской
пассажирский транспорт, что не оказывает
существенного влияния на нормальное
функционирование комплекса городского
хозяйства.
Предприятия
и организации муниципального хозяйства
имеют специфические черты своей
производственной деятельности, которые определяют особенности
организации производственной структуры
и управления:
- Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта – в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.
- Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.
- Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток ( часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.
- Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.
- Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.
- Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услуг. На предприятиях широко применяются нормы обслуживания, нормативы трудоемкости работ и численности персонала, распространена повременная система оплаты труда.
- Большинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.
- Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение ( организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.), что затрудняет развитие конкурентных отношений в сфере муниципального хозяйства.
- Характеристика муниципального хозяйства города Красноярска
- Органы местного самоуправления г. Красноярска
Устав города Красноярска определил,
что структуру городского самоуправления
составляют :
- Глава города,
- Городской Совет,
- Администрация города - исполнительно-распорядительный орган городского самоуправления,
- Контрольно-счетная палата - контрольный орган городского самоуправления.
В городе также создана и действует
Избирательная комиссия города Красноярска,
которая является постоянно действующим
муниципальным органом.
- Глава города
8 декабря 1996 года был всенародно
избран Глава города — Петр Иванович Пимашков.
Впервые после 1917 года красноярцы избрали
человека, возглавляющего местное самоуправление
в городе. Красноярцы четырежды избирали
Петра Ивановича Пимашкова Главой города
Красноярска. 14 декабря 2011 года на внеочередной
сессии Красноярского городского Совета
депутатов депутаты приняли постановление
о досрочном прекращении полномочий Главы
города Красноярска Петра Пимашкова в
связи с избранием его депутатом Государственной
Думы Российской Федерации.
10 июня 2012 года в Красноярске
прошли выборы, на которых Главой
города был избран Эдхам Шукриевич
Акбулатов.
Глава
города в установленном настоящим
Уставом и другими правовыми актами города
порядке осуществляет следующие полномочия:
1) представляет город в отношениях
с органами государственной власти
и местного самоуправления, иными
органами и должностными лицами,
гражданами, организациями, заключает
договоры и соглашения;
2) осуществляет правотворческую
инициативу в городском Совете;
3) подписывает и обнародует решения
городского Совета, обеспечивает
их исполнение;
4) руководит на принципе единоначалия
деятельностью администрации города;
5) разрабатывает и представляет
на утверждение городского Совета
структуру администрации города,
образует, реорганизует и ликвидирует
ее органы, в том числе территориальные
подразделения;
6) назначает на должность и
освобождает от должности первого
заместителя, заместителей Главы
города, руководителей органов, в
том числе территориальных подразделений
администрации города, руководителей
муниципальных предприятий и
учреждений;
7) создает, реорганизует и ликвидирует
муниципальные предприятия и
учреждения;
8) в пределах своей компетенции
распоряжается средствами бюджета
города;
9) принимает общеобязательные правила
по всем вопросам городского
значения, не находящимся в исключительном
ведении городского Совета, при
отсутствии соответствующих правил,
принятых городским Советом.
- Городской Совет
Красноярский
городской Совет депутатов — выборный орган местного самоуправления,
представляющий интересы населения города
и принимающий решения в коллегиальном
порядке. Депутаты городского Совета избираются
на 5 лет в количестве 35 человек по смешанной,
мажоритарно-пропорциональной системе.
В исключительном
ведении городского Совета находятся:
- принятие устава города и внесение в него изменений;
- утверждение бюджета города и отчета о его исполнении;
- установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- принятие планов и программ развития города и утверждение отчетов об их исполнении;
- определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в городской собственности;
- определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также установления тарифов на их услуги;
- определение порядка организации и деятельности Контрольно-счетной палаты города;
- определение порядка участия города в организации межмуниципального сотрудничества;
- определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов городского самоуправления;
- контроль за исполнением органами и должностными лицами городского самоуправления полномочий по решению вопросов городского значения;
К компетенции городского Совета также
относится принятие общеобязательных
правил по всем вопросам городского значения,
предусмотренным федеральным законом
и Уставом города, а также принятие
решений по иным вопросам, отнесенным
законодательством к компетенции
представительных органов местного
самоуправления или Уставом города
к компетенции городского Совета.
Городской Совет вправе рассматривать
и решать по представлению Главы
города вопросы, отнесенные к ведению
администрации города.
Городской Совет обладает правом законодательной
инициативы в Законодательном Собрании
Красноярского края.
В то же время городской Совет
должен действовать в рамках своей
компетенции и не вправе в одностороннем
порядке принимать к своему рассмотрению
вопросы, отнесенные к компетенции
органов государственной власти
и других органов местного самоуправления.
- Администрация города
В состав
администрации города Красноярска входят:
- Глава города,
- Первый заместитель Главы города,
- Заместители Главы города,
- Органы администрации города.
Администрация города включает
в себя в качестве составной части
районные администрации, являющиеся её
территориальными органами (подразделениями).
Органы администрации города образуются
для реализации полномочий, возложенных
на администрацию города. Деятельность
органов администрации осуществляется
в соответствии с положением об этих
органах.
В составе
администрации города - 11 департаментов, 18 управлений
и 7 территориальных подразделений.
Администрация города в установленном
настоящим Уставом и другими
правовыми актами города порядке
осуществляет следующие полномочия:
1) разрабатывает и исполняет
бюджет города;
2) распоряжается и управляет
имуществом, находящимся в городской
собственности;
3) разрабатывает и осуществляет
планы и программы развития
города;
4) осуществляет отдельные
государственные полномочия, переданные
органам городского самоуправления
федеральными законами и законами
субъектов Российской Федерации;
5) принимает меры по
обеспечению законности, прав и
свобод лиц, проживающих на
территории города, охране собственности
и общественного порядка, борьбе
с преступлениями и другими
правонарушениями в городе;