Муниципальное имущество в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 01:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Управление муниципальным имуществом предполагает определение целесообразности приватизации объектов в сравнении со сдачей их в аренду. Приватизация объекта может принести крупные единовременные поступления в бюджет, в то время как арендная плата будет служить постоянным источником пополнения бюджета, при этом принятый порядок индексации арендной платы нивелирует воздействие инфляционного фактора. Эти моменты должны быть приняты во внимание при выполнении сравнительных расчетов и принятии конкретных финансовых решений.

Файлы: 1 файл

Курсовая Баканова (2).docx

— 166.86 Кб (Скачать файл)

3. Роль доходов в  повышении собственных  доходов муниципальным  образованием

3.1 Проблемы муниципальных  образований в  г. Тамбове

Дальнейшее развитие межбюджетных отношений требует  проведения ряда мероприятий по повышению  их качества, в том числе и на региональном уровне, о чем сказано  в Концепции повышения эффективности  межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации  в 2006–2008 годах (Распоряжение Правительства  РФ от 03.04.2006 №467-р). Межбюджетные отношения  в Тамбове в 2007 г. сформированы в  соответствии со следующими требованиями Концепции:

– укрепление финансовой самостоятельности муниципальных  образований в Тамбове: в 2007 году сохранены дополнительные нормативы  от налога на доходы физических лиц, которые  были установлены в 2006 году при расчете  замены дотации из регионального  фонда финансовой поддержки муниципальных  районов (городских округов);

– стимулирование увеличения собственных доходов  местных бюджетов: повышение заинтересованности органов местного самоуправления муниципальных образований Тамбовской области в экономическом развитии территорий и увеличении собираемости налогов;

– создание стимулов для улучшения качества управления муниципальными финансами: продолжается начатая в 2004 году работа по мониторингу  качества управления финансами и  платежеспособности муниципальных  образований. Планируется разработать  порядок применения результатов мониторинга оценки качества управления финансами и платежеспособности муниципальных образований при предоставлении им финансовой помощи. Данный шаг будет способствовать стимулированию муниципальных образований к повышению эффективности использования бюджетных средств и качества управления финансами;

– повышение  прозрачности муниципальных финансов: размещение в средствах массовой информации решений о местных  бюджетах, отчетов об их исполнении, разработка показателей результативности бюджетных расходов по органам местного самоуправления, информационная доступность  к реестрам расходных обязательств муниципальных образований области.

Жилищная проблема остается одной из самых острых в  муниципальном секторе. В структуре  ввода жилья по формам собственности  доля муниципального жилья в последние  годы продолжала снижаться, в 2006 году не введено ни метра. Это обусловлено, прежде всего, сменой приоритетов в  жилищной политике. Увеличение объемов  жилищного строительства в соответствии с задачами приоритетного национального  проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»  напрямую будет связано с обеспечением земельных участков под застройку  жилья объектами коммунальной инфраструктуры и модернизацией коммунальной инфраструктуры.

В настоящее  время подготовлен перечень земельных  участков для первоочередного строительства  жилья в муниципальных образованиях. Общая площадь земельных участков составляет свыше 1,1 тыс. га. Около 10% участков полностью обеспечены коммунальной инфраструктурой, а в г. Тамбове  на участках под индивидуальное и  многоэтажное строительство общей  площадью 188 га коммунальная инфраструктура находится в стадии строительства.

В 2007 году принят закон области «Об областной  целевой программе «Жилище» на 2007–2010 годы». Общий объем финансирования Программы составит более 12 млрд. рублей, в том числе средства муниципальных  образований – 566 млн. рублей.

В 2006 году ввод в  эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования увеличился на 20,2% (420,9 тыс. кв. м общей площади), в том  числе индивидуальных жилых домов  – на 27,7%. На душу населения объем  ввода жилья составил 0,37 кв. метра.

Начало в 2006 году реализации национального проекта  «Доступное и комфортное жилье –  гражданам России» активизировало кредитование физических лиц. Выдача кредитов физическим лицам на приобретение жилья  кредитными организациями области  возросла почти в 1,5 раза к уровню 2005 года, в том числе под залог  приобретаемой недвижимости – более  чем в 4,8 раза. С учетом безвозмездных  субсидий на строительство жилья  молодыми семьями и специалистами  в сельской местности, развитие системы  ипотечного жилищного кредитования в области доля ссуд на индивидуальное жилищное строительство в общих  доходах населения растет. Согласно прогнозным оценкам в 2007 и 2008 годах  тенденция роста ссуд в доходах  населения сохранится.

Устойчивый рост ввода жилья в 2007–2008 годах, в основном, обеспечат развитие ипотечного жилищного  кредитования, строительного бизнеса  и увеличение бюджетной поддержки.

В 2007 году продолжится  формирование перечня земельных  участков под частное жилищное строительство, определение территориальных потребностей развития муниципальных образований, совершенствование системы финансовой поддержки таких категорий, как  бюджетники, молодые семьи и граждан, проживающих в сельской местности.

Участие в реализации Федеральных целевых программ (жилье  и коммунальная инфраструктура) в 2007 году оценивается в 0,45 млрд. рублей. Прогноз на 2008 год – 0,69 млрд. рублей.

Общая площадь  муниципального жилищного фонда  Тамбовской области в 2006 году составила 3051,8 тыс. кв. м. В 2007 году по оценке общая  площадь муниципального жилищного  фонда сократится на 2,4% и составит 2980 тыс. кв. м, в 2008 году ожидается дальнейшее снижение площади жилищного фонда  – до 2920 тыс. кв. метров. Прогнозируется увеличение доли ветхого и аварийного жилья в жилищном фонде на 0,7% (с 12,5% в 2006 г. до 13,2% в 2008 г.).

3.2 Прогноз собственных  доходов муниципального  образования

Предварительный план развития муниципального сектора  экономики разработан в соответствии с постановлением Правительства  РФ от 06.03.2005 №118 «Об утверждении  Положения о разработке перспективного финансового плана РФ и проекта  федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год», Бюджетным Кодексом РФ, Федеральным  законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих  принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и выполнен на основе материалов, представленных администрациями районов и городов, характеризует состояние экономики и социальной сферы муниципального сектора экономики области.

Реализация переходных положений Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» на территории области позволила  муниципальным образованиям области  с 1 января 2006 года в полном объеме приступить к исполнению собственных полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных  полномочий.

В соответствии с принятыми законами области: от 17.09.2004 №231-З «О наделении муниципальных  образований в Тамбове статусом сельского, городского поселения, городского округа, муниципального района»; от 17.09.2004 №232-З «Об установлении границ и места нахождения представительных органов муниципальных образований в Тамбове» с 1 января 2005 года из 352 муниципальных образований области статус сельского поселения имеют 309, статус городского поселения – 13 (среди них 12 поссоветов и город Жердевка), статус городского округа – 7 городов (Тамбов, Мичуринск, Котовск, Уварово, Моршанск, Рассказово, Кирсанов), статус муниципального района – 23 муниципальных образования, т.е. все существующие сегодня районы.

В прогнозном периоде  ожидается уменьшения сельских населенных пунктов, с численностью менее 100 человек  на 6 единиц. Проведена государственная  регистрация уставов муниципальных  образований. В марте 2006 года приступили к реализации полномочий исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления –  администрации городских и сельских поселений.

Проводится комплекс мероприятий по разграничению муниципальной  собственностью между муниципальными районами и поселениями.

Создана ассоциация «Совет муниципальных образований  Тамбовской области» для оказания практической помощи ОМСУ в целях реализации полномочий органов местного самоуправления определенных Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ.

Муниципальными  образованиями разработаны и  утверждены Программы социально-экономического развития территорий на 2007–2010 годы.

В 2005 году на территории Тамбова количество предприятий  и организаций составляло 16210, в  том числе муниципальной формы  собственности 2492, из них более 65% –  организации социальной сферы.

В 2006 году количество предприятий и организаций увеличилось  на 1474 объектов или на 109% и составило 17684 организаций по сравнению с  уровнем 2005 года; в том числе муниципальной  формы собственности – 3153 (126,5%).

В структуре  предприятий и организаций Тамбова  в разрезе форм собственности  преобладающей является частная, которая  составляла в 2006 г. – 65,5%; муниципальная  – 17,8%, государственная – 5,8%.

В 2006 году в структуре  предприятий и организаций области  по видам экономической деятельности (ОКВЭД) наибольший удельный вес приходился на оптовую и розничную торговлю, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов  личного пользования (24,8%) от общего количества предприятий и организаций; сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (14,6%), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (14,2%), операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг (9,1%), образование (7,9%), обрабатывающие производства (7,0%).

Предприятия и  организации области неравномерно распределены по административно-территориальным  образованиям области. Из общего числа  зарегистрированных предприятий и  организаций 54,8% сосредоточены в  городской местности, где больше источников трудовых и сырьевых ресурсов, шире потребительский рынок. Так, в  г. Тамбове сосредоточено 39,3% от общего количества хозяйствующих объектов, Мичуринске – 6,1%, Моршанске – 2,3%. В  сельской местности находится 45,2% от общего количества. Из сельских районов  наибольшая часть организаций находится  в районах: Тамбовском – 8,1%, Жердевском и Инжавинском по 2,7%, Мичуринском и Моршанском – 2,2%.

В 2006 году в области  вновь зарегистрировано 2925 организаций, количество официально ликвидированных  организаций составило 1471. Из них вновь зарегистрировано 851 организация муниципальной формы собственности, преимущественно за счет создания исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления – администраций городских и сельских поселений, «Централизованных бухгалтерий» образования и культуры, муниципальных учреждений культуры, единого заказчика, предоставляющие услуги по содержанию и эксплуатации объектов жилищно-коммунального хозяйства сельских поселений и официально ликвидировано 176 организаций муниципальной формы собственности за счет сокращения и слияния организаций управления, организаций социальной сферы и убыточных предприятий.

Заключение

Сформулируем  ключевые выводы и предложения по результатам проведенного исследования теоретических и практических аспектов использования имущества в формировании собственных доходов муниципального образования.

Доходы от управления муниципальным имуществом складываются за счет поступлений от приватизации, продажи муниципального имущества, предоставления его в наем, аренду и др. Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют управление муниципальным имуществом. Они имеют  право проводить приватизацию муниципального имущества; сдавать его в аренду и наем; передавать в залог или  в доверительное управление; закреплять его за муниципальными предприятиями  на правах хозяйственного ведения; вносить  в уставный капитал нового юридического лица. Эффективное управление муниципальным  имуществом предполагает определение  целесообразности приватизации объектов или предоставления их в аренду, осуществление приватизации преимущественно  путем торгов, обоснованное установление ставок арендной платы.

Комплексный подход к управлению недвижимым имуществом муниципального образования состоит  в совместном управлении землей и  находящимся на ней недвижимым имуществом. Условиями его реализации являются: формирование рынка недвижимости; создание нормативно-правовой базы; разработка системы налоговых льгот и стимулов; привлечение инвестиций на рынок недвижимости; обеспечение ликвидности недвижимости на вторичном рынке; разработка программной и информационной поддержки системы управления недвижимостью на базе современных технологий; со здание специализированной муниципальной структуры, осуществляющей организацию комплекса мер по управлению муниципальным имуществом с целью повышения эффективности его использования.

Основные виды доходов от использования и продажи  объектов, находящихся в муниципальной  собственности, включают доходы: от приватизации, продажи или другого возмездного  отчуждения муниципального имущества; от сдачи в аренду, во временное  владение и пользование имуществом, находящимся в муниципальной  собственности, включая нежилые  помещения и муниципальные земли; от передачи муниципального имущества  под залог или в доверительное  управление; в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; от возврата муниципальных кредитов; в виде платы за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и платной основе; в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах, дивидендов по акциям, принадлежащим муниципальным образованиям; часть прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и других обязательных платежей; другие доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Информация о работе Муниципальное имущество в муниципальном образовании