Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить особенности муниципального маркетинга.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и сущность муниципального маркетинга;
2. Изучить цели, задачи, виды и принципы муниципального маркетинга;
3. Выявить основные направления муниципального маркетинга

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1. Теоретические аспекты муниципального маркетинга
1.1 Понятие муниципального маркетинга………………………………………7
1.2 Виды и принципы муниципального маркетинга……………………………10
1.3 Нормативно-правовая база муниципального маркетинга………………16

2. Современное состояние муниципального маркетинга в Чайковском муниципальном районе
2.1 Муниципальные услуги в Чайковском муниципальном районе и рекомендации по совершенствованию муниципального маркетинга…………20
Заключение………………………………………………………………………...29
Список использованных источников…………………………………………….32

Файлы: 1 файл

Муниципальный маркетингкак ф-ция органов мсу.docx

— 63.93 Кб (Скачать файл)

Большое значение для определение ориентиров муниципального маркетинга играют и некоторые целевые программы. К таким программам относится, например Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года» утвержденная Постановлением Правительства РФ №858 от 3 декабря 2002 г.

Местные органы власти и управления для организации своей деятельности также создают нормативные акты, в которых определены специфические особенности осуществления местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании. В том числе определяют и механизм осуществления территориального маркетинга на муниципальном уровне управления.

В сфере муниципальной маркетинговой деятельности находят широкое применение местные нормативные акты. Такие акты регулируют маркетинговую деятельность на уровне муниципальных предприятий и организаций принимаются на уровне местного самоуправления либо самими предприятиями. Целью локального нормотворчества является, в частности, формирование и закрепление в нормативных документах правил маркетинговой деятельности муниципального субъекта. Например, режим коммерческой тайны как разновидности маркетинговой информации в муниципальной организации – коммерческом субъекте может регламентироваться локальным нормативным актом – положением о коммерческой тайне организации.

Для наибольшей эффективности работы каждой структурной единицы структуры муниципального маркетинга разрабатываются и издаются специальные документы, регулирующие внутренние отношения, определяющие сферу деятельности, права, обязанности и ответственность подразделений и персонала, в частности, положения о службе маркетинга и других подразделениях, занимающихся маркетинговой деятельностью. Также к этой группе актов относятся стандарты, должностные инструкции, приказы высшего руководства, направленные на регулирование маркетинга.

 

2. Современное  состояние муниципального маркетинга  в Чайковском муниципальном районе

2.1 Муниципальные  услуги  в Чайковском  муниципальном районе и рекомендации по совершенствованию муниципального маркетинга

Рассмотрим применение муниципального маркетинга на примере управления Чайковским муниципальным районом Пермского края. Предоставление муниципальных услуг регулируется Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно–распорядительные полномочия (далее –органы местного самоуправления).

Муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления – деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.

В Чайковском муниципальном районе действуют следующие муниципальные услуги: они разделены на пять функциональных целевых блоков (ФЦБ) «Развитие человеческого потенциала», «Развитие инфраструктуры», «Управление ресурсами» (имущество, земля), «Администрация Чайковского муниципального района», «Экономическое развитие».

Сфера товарного производства является основой экономики и основным источником наполнения бюджетов всех уровней, поэтому развитию промышленности уделяется особое внимание. В настоящее время в Чайковском муниципальном районе развитие отраслей промышленности происходит по-разному. На территории Чайковского муниципального района представлены практически все отраслевые комплексы, а продукция предприятий известна за пределами Пермского края:

  • обрабатывающее производство (нефтехимическая промышленность, производство машин и оборудования, текстильная промышленность, лесоперерабатывающая промышленность)
  • производство и распределение электроэнергии, тепла, воды
  • транспорт и связь
  • производство строительных материалов

Основными бюджетообразующими предприятиями являются ООО «Газпром-трансгаз-Чайковский», Воткинская ГЭС, ОАО «Уралоргсинтез», Чайковский завод газовой аппаратуры, группа компаний «Чайковский текстиль». На предприятиях этих отраслей промышленности наблюдается устойчивый рост выпуска продукции, маркетинговое сопровождение продукции на товарные рынки, активное заполнение новых сегментов рынка. Во многом это вызвано эффективной работой маркетинговых служб (предприятий), высокой квалификацией работающего там персонала. Но, несмотря на это, в основной массе в организациях легкой промышленности, строительной индустрии, лесопромышленного комплекса роль и состояние маркетинговых служб, а также квалификация работающих остаются на низком уровне.

Развитие туризма имеет большое значение для государства в целом, субъектов РФ, и в том числе и для Чайковского муниципального района, т.к. данная отрасль оказывает стимулирующее воздействие не только на торговлю, строительство, транспорт, промышленность, связь, ремесленничество, сельское хозяйство, но и является катализатором социально- экономического развития регионов РФ. Таким образом, туризм помогает Чайковскому муниципальному району развиваться.

В наше время особо актуальной становится проблема нахождения и оценки возможностей развития муниципального образования, всестороннего изучения современного состояния и тенденций развития. Анализируя муниципальный маркетинг как важнейший институт местного развития на современном этапе можно сказать, что суть и содержание маркетинговой деятельности отражают объективные условия развития рынка, который в известной мере утрачивает хаотичность и попадает под регулирующее воздействие заранее устанавливаемых хозяйственных связей муниципальных образований, где особая роль отводится потребителю (населению). Потребитель выдвигает свои требования к товарам и услугам, муниципальным предприятиям, организациям по технико-экономическим характеристикам, количеству, срокам осуществления услуг и тем самым создает предпосылки для распределения рынка между производителями. Возрастает значение конкуренции в борьбе за потребителя. Это заставляет производителей тщательно и глубоко изучать конкретных потенциальных потребителей и запросы рынка.

Требования потребителей обусловливают необходимость использования наиболее оптимальных структур управления, сочетания принципов управления, централизации и децентрализации, более полного учета требований потребителей. Основная задача муниципального маркетинга – обеспечение эффективного взаимодействия на разных уровнях муниципального управления таких функций, как маркетинг, планирование, контроль, организация и координация.

Маркетинговая деятельность муниципальных предприятий и организаций – это объективная необходимость ориентировать научно-техническую, производственную и сбытовую деятельность на учет спроса, предложений и требований потребителей.

Хочется выделить текущие проблемы и недостатки развития Чайковского муниципального района, оценить перспективы муниципального образования, и на основе этих данных выделить первоочередные направления дальнейшего развития.

Во-первых, необходимо определить основные определения, в частности понятие муниципального образования и муниципального маркетинга. Большинство исследователей сходятся во мнении, что муниципальное образование – это населенная территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно, через выборные и другие органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.

Муниципальное образование представляет собой продукт развития и размещения общественного производства, наиболее эффективными средствами регулирования его развития являются меры экономического воздействия, направленные на изменение экономического развития территории, который создает ресурсную базу для решения проблем общества и обеспечения его потребностей. Для развития муниципального образования необходимо использовать муниципальный маркетинг.

Для примера  возьмём развитую в Чайковском муниципальном районе инфраструктуру - промышленность.

Чайковский район характеризуется высоким промышленным потенциалом. На крупных и средних предприятиях работает 48% от экономически активного населения. На территории Чайковского района насчитывается порядка 150 крупных и средних предприятий и организаций различных отраслей. (http://www.tchaik.ru/munuslugi/)

Таким образом, основные рекомендации относительно принципов корректировки экономической специализации Чайковского муниципального района состоят в следующем:

Основная экономическая специализация района сохраняется: нефтепереработка, производство и распределение электроэнергии, сельское хозяйство, пищевая и текстильная промышленность, машиностроение, производство строительных материалов. Ключевым фактором повышения экономического потенциала города Чайковский является развитие транспортно-логистической функции.

Основным направлением успешного развития сельских поселений муниципального района является создание экономического кластера, где сельскохозяйственная отрасль будет играть роль основной, а другие традиционные сектора экономики могут обеспечить повышение эффективности и инновационности основной отрасли.

В рамках формирования экономического кластера предприятиям Чайковского района следует специализироваться на новых видах продукции. С учетом выгодного расположения в составе Пермской агломерации в Чайковском районе также предлагается развитие организационной, логистической, маркетинговой функции, развитие перерабатывающих производств в сфере сельскохозяйственного производства.

В целях развития данных функций следует привлекать производственные и трудовые ресурсы г. Чайковского, используя ситуацию создания промышленно-производственных зон вне города.

Корректировка экономической специализации заключается также в развитии инженерно-технического обслуживания рекреационной и компенсационной функций Чайковского района, которая сейчас развита недостаточно.

Исходя из этого можно выделить следующие проблемы муниципального образования:

- неудовлетворительное состояние  дорог и общественного транспорта;

- проблемы коммунального  хозяйства;

- наличие количества недостроев  и необходимость расширения микрорайона;

- недостаток объектов  досуга, культуры, спорта;

- низкий уровень благоустройства, в частности малое количество  зеленых насаждений (парков, скверов).

Рекомендации по совершенствованию и развитию муниципального образования:

- обеспечение существенного прогресса в развитии основных секторов экономики;

- повышение уровня жизни и условий проживания населения;

- существенное улучшение экологической ситуации;

- достижение долговременной экономической и экологической безопасности развития региона;

- экономное использование всех видов ресурсов и рациональное природопользование;

- современные методы организации инженерных систем и транспортной инфраструктуры;

- создание «гуманной» среды обитания, сохранение культурного и природного наследия.

Таким образом, решая все эти проблемы можно улучшить состояние нашего города и сделать его более привлекательным не только для жителей города, но и для туристов.

С целью повышения маркетингового потенциала производственной сферы необходимо:

–  проведение мониторинга маркетинговых служб организаций всех отраслей промышленности в Чайковском муниципальном районе;

–  утверждение практики формирования долгосрочных планов маркетингового развития организаций во всех отраслях промышленности;

– формирование единой электронной информационной базы данных хозяйствующих субъектов;

– закрепление на региональных рынках посредством создания в регионах торговых домов или торговых представительств;

– проведение ряда мероприятий по укреплению и развитию системы подготовки кадров в сфере маркетинга.

Хозяйствующие субъекты являются основополагающим элементом маркетинга Чайковского  муниципального района. Их выход на внешние рынки определяется культурой менеджмента, эффективностью их маркетинговой стратегии, умением работать с созданием и продвижением собственных торговых марок. Только незначительная часть организаций гармонично использует составляющие успешного продвижения продукции на внешние рынки.

Главная задача настоящего этапа – повышение качества предпринимательских ресурсов, формирование оптимальных хозяйственных связей, позволяющих эффективно управлять сырьевыми и товарными потоками на территории Чайковского муниципального района. Основой данной модели сотрудничества является информационно – аналитический блок, позволяющий сопоставлять параметры спроса и предложения не только на количественном, но и на качественном уровне.

Объективно условием эффективной реализации инвестиционной политики является согласованность и скоординированность всех предпринимаемых в ее рамках действий с учетом других направлений экономической политики. Соответственно, инвестиционные решения на макроуровне должны быть согласованы с управленческими решениями в других сферах и обосновываться исходя из общеэкономических целей, а приоритеты инвестиционной политики должны быть обусловлены приоритетами общеэкономической политики.

Информация о работе Муниципальный маркетинг как функция органов местного самоуправления