Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:14, курсовая работа
Современный уровень развития общества предъявляет к местному самоуправлению повышенные требования, так как ему принадлежит особая роль в механизме управления хозяйственным и социально-культурным строительством в муниципальных образованиях. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать достойный социально-экономический уровень жизни и защиту интересов населения, проживающего на определенной территории. Исследование проблем функционирования органов власти на уровне муниципальных образований является актуальным в связи с нерешенностью ряда вопросов их функционирования и развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………….. 6
1.1. Система муниципального управления………………………………………... 6
1.2. Зарубежный опыт организации муниципальной власти: теория и практика. 7
1.3. Модели организации системы муниципальной власти…………………….. 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ……………………………………………………………….. 24
2.1. Организационные формы управления муниципальным образованием…… 24
2.2. Основные направления управления в муниципальном образовании……… 31
2.3. Обеспечение муниципального управления…………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 45
Порядок реализации других форм прямого волеизъявления граждан на уровне местного самоуправления (сход граждан; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; собрание граждан; конференция граждан (собрание делегатов); опрос граждан) в соответствии с Федеральным законом 2003г. подлежит регулированию в уставах муниципальных образований и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Устав Волоколамского района закре6пляет право населения на собрание (сход) граждан (ст. 27), право на правотворческую инициативу (ст. 28), право граждан на обращение в органы местного самоуправления (ст. 29), право на территориальное общественное самоуправление (ст. 30).
В настоящее время в сложившихся условиях особенно важно для активного участия граждан в муниципальном управлении продумать мотивацию и организационные формы участия населения в эффективном формировании и функционировании системы самоуправления на соответствующей территории по решению вопросов местного значения23. При этом право граждан на осуществление местного самоуправления необходимо обеспечивать соответствующим правовым механизмом реализации.
Наряду с формами прямой демократии в осуществлении муниципального управления значительную роль также играют формы представительной демократии, выражаемые деятельностью органов местного самоуправления. Органам местного самоуправления посвящена Глава 3 Устава Волоколамского района. Согласно Уставу, к органам местного самоуправления относятся:
а) представительный орган местного самоуправления - Совет депутатов Волоколамского района;
б) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления - администрация Волоколамского района.
Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ предусмотрено право муниципального образования учреждать в своей системе органов местного самоуправления контрольный орган. Целями контрольного органа муниципального образования, согласно Федеральному закону от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", являются контроль за: исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности24. Полномочия контрольного органа распространяются на все органы местного самоуправления, муниципальные учреждения и предприятия, а также организации вне зависимости от форм их собственности в части прохождения и использования средств местного бюджета, использования муниципальной собственности, полученных налоговых и иных льгот и преимуществ. К сожалению, Уставом Волоколамского района наличие данного органа в системе органов местного самоуправления не предусмотрено. Общий контроль, согласно Уставу, осуществляет Совет депутатов (пп.7 п.6 ст. 11 Устава). Пунктом 10 ст. 38 Устава предусмотрено право органов местного самоуправления «привлекать для контроля за исполнением бюджета аудиторов».
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством с учетом исторических традиций, национальных особенностей, экономических возможностей и политических интересов на практике осуществляются различные организационные формы местного самоуправления.
Целесообразно также рассмотреть в данном параграфе и формы деятельности органов муниципального управления. Например, под организацией деятельности представительного органа муниципального образования следует понимать весь процесс осуществления организационных действий, который включает в себя такие формы депутатской деятельности, как:
1) подготовка и проведение
2) работа в постоянных комиссиях представительного органа;
3) депутатский запрос;
4) депутатское расследование;
5) депутатские слушания;
6) работа в избирательном округе;
7) внесение предложений в
Данные формы деятельности представительного органа муниципального образования, а также порядок деятельности, основные правила и процедуры работы представительного органа и его структурных подразделений получают свою конкретизацию в законах Московской области, Уставе Волоколамского муниципального района, положениях, регламентах Совета депутатов как представительного органа муниципального района и иных муниципальных правовых актах.
Основной же формой осуществления деятельности в области муниципального управления Администрацией района являются совещания. Совещание - это форма внутриорганизационных действий в местной администрации в целях выработки согласованных решений, координации деятельности муниципальных структур.
Деятельность органов местного самоуправления и их структурных подразделений осуществляется на основе определенных методов управления, имеющих универсальное значение и применяемых для достижения поставленных целей. Под методами в данном случае понимают способы, средства и приемы практического осуществления управленческой деятельности; воздействия одного субъекта правоотношений на другого; инструменты для принятия управленческих решений.
Правовые методы муниципального управления представляют собой систему правовых актов, регулирующих деятельность субъектов управления и хозяйствования, устанавливающих статус всех звеньев системы муниципального управления.
Административные (организационно-
Экономические методы составляют систему воздействия посредством экономических рычагов (стимулов) на социальные и экономические процессы в целях обеспечения эффективной муниципальной политики.
Методы муниципального управления на основе властной мотивации включают в себя административные и иные организационно-правовые методы. Административные методы управления осуществляются в виде прямого административного воздействия на объекты управления в форме актов управления: постановления, распоряжения, приказы, указания.
Наиболее универсальными методами организации деятельности муниципального управления являются прогнозирование, планирование, организация, координация, регулирование, распорядительство, согласование, контроль и учет.
Прогнозирование - профессиональное и научное предвидение развития каких-либо событий или процессов на основе учета и анализа соответствующих статистических данных и достижений науки.
Планирование - определение направлений, целей, задач, пропорций, этапов, темпов и конкретных количественных и качественных показателей развития тех или иных процессов, а также достижения определенных результатов.
Организация - это создание наиболее благоприятных условий для функционирования органов муниципального управления, включающих в себя определение форм, разграничение компетенции и т.п. Организация как метод управления имеет своей целью сформировать управляемую и управляющую системы. Например, организовать работу муниципальных служащих означает определить их функции, права и обязанности, а также структуру отделов и штаты, наделить материальными и денежными средствами, подобрать и расставить кадры, своевременно направить их на переподготовку и повышение квалификации.
Регулирование - метод муниципального управления, который призван установить режим, рамки и порядок какой-либо деятельности, поведения управляемых объектов, а также осуществить их корректировку с учетом требований изменений внешней и внутренней среды.
Оперативное распорядительство означает издание ненормативных распоряжений, влияющих на оперативную деятельность управляемых объектов.
Согласование - это координация, объединение действий различных субъектов муниципального управления в целях достижения общих задач.
Контроль - метод, устанавливающий соответствие или несоответствие фактического состояния управляемого объекта заданным параметрам. Контроль в сфере муниципального управления также заключается в проверке фактического исполнения законов и муниципальных правовых актов, анализе путей и средств их выполнения25.
Учет - выработка и фиксация выраженных в количественной форме данных о результатах выполнения управленческих решений, о наличии и движении документов, о наличии и расходе ресурсов (материальных, финансовых и т.п.).
Таким образом, муниципальное управление представляет собой единый процесс планирования, регулирования, организации, координации и контроля для достижения поставленных целей.
Отличительной особенностью муниципального управления является его социальная направленность. Его основной целью становятся обеспечение эффективного управления в местах совместного проживания людей, создание всех условий, необходимых для жизнедеятельности местного сообщества, максимального приближения к населению управленческого процесса. Становление самоуправления в качестве самостоятельного субъекта публично-властных отношений предполагает решение отдельных задач, таких как обеспечение демократичности процесса организации управленческой деятельности, качества осуществления собственной компетенции, участия местного самоуправления в решении общегосударственных вопросов либо путем наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Только при условии решения поставленных задач возможно формирование системы взаимодействия и сотрудничества всех институтов публичной власти26.
Основные направления управления в муниципальном образовании обусловлены полномочиями в виде предметов ведения, которыми наделено местное самоуправление. В предшествующем Федеральном законе от 28 августа 1995г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предметы ведения муниципального образования включали вопросы местного значения и отдельные государственные полномочия, которыми наделялись органы местного самоуправления27. Согласно Т.М. Бялкиной предметы ведения есть "сферы (области) общественных отношений, которые в соответствии с законодательством отнесены к компетенции муниципальных образований, в рамках которых субъекты местного самоуправления данных муниципальных образований могут принимать определенные решения, совершать иные юридически значимые действия"28. В то же время органы местного самоуправления обладают правом принимать решения не только при осуществлении полномочий по вопросам местного значения, но и по реализации отдельных государственных полномочий.
Следуя положениям Конституции, Федеральному закону от 6 октября 2003г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предметы ведения муниципального образования включают вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления при определенных условиях. При этом вопросы местного значения относятся к исключительным предметам ведения самоуправления, поскольку направлены на непосредственное обеспечение жизнедеятельности местного сообщества. Так предметы ведения местного самоуправления Волоколамского района утверждены ст. 4 Устава:
1) принятие и изменение Устава Волоколамского района, контроль за его соблюдением;
2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;
3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения;
4) комплексное социально-
5) содержание и использование
муниципального жилищного
6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;
7) организация, содержание и развитие
муниципальных учреждений
8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;
9) регулирование планировки и
застройки территорий
10) создание условий для
11) контроль за использованием
и охраной земель на
12) регулирование использования
водных объектов местного
13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;
14) организация снабжения
15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;
16) благоустройство и озеленение
территории муниципального
17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;
18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
19) организация и содержание муниципальных архивов;
20) организация транспортного
21) создание условий для
22) создание условий для
Информация о работе Новые формы организации муниципального управления