Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 17:14, курсовая работа
Современный уровень развития общества предъявляет к местному самоуправлению повышенные требования, так как ему принадлежит особая роль в механизме управления хозяйственным и социально-культурным строительством в муниципальных образованиях. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать достойный социально-экономический уровень жизни и защиту интересов населения, проживающего на определенной территории. Исследование проблем функционирования органов власти на уровне муниципальных образований является актуальным в связи с нерешенностью ряда вопросов их функционирования и развития.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ…………………………………………………………………….. 6
1.1. Система муниципального управления………………………………………... 6
1.2. Зарубежный опыт организации муниципальной власти: теория и практика. 7
1.3. Модели организации системы муниципальной власти…………………….. 16
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ……………………………………………………………….. 24
2.1. Организационные формы управления муниципальным образованием…… 24
2.2. Основные направления управления в муниципальном образовании……… 31
2.3. Обеспечение муниципального управления…………………………………. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….. 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………. 45
23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;
24) организация и содержание
муниципальной информационной
25) создание условий для
26) создание условий для
27) создание условий для развития
физической культуры, спорта и
туризма в Волоколамском
28) обеспечение социальной поддержки и содействия занятости населения;
29) участие в охране окружающей
среды на территории
30) обеспечение противопожарной безопасности в районе, организация муниципальной пожарной службы;
31) осуществление функций по опеке и попечительству, а также надзору за деятельностью опекунов и попечителей29.
В соответствие со своими предметами ведения органы местного самоуправления должны создавать условия для жилищного и социально-культурного строительства; для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания; должны организовывать, содержать и развивать муниципальные предприятия и учреждения; поддерживать деятельность средств массовой информации в муниципальном образовании; обеспечивать социальную поддержку населения, содействовать его занятости, а также решать другие вопросы местного значения.
В данном параграфе речь пойдет об основах муниципального управления, обеспечивающих его осуществление в рамках муниципального образования Волоколамский район Московской области.
Прежде всего необходимо определить, что является основой муниципального управления. Основы муниципального управления - это находящаяся под защитой государства система принципов, общих основополагающих начал, определяющих и регламентирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и осуществления местного управления и самоуправления. Под правовыми основами местного самоуправления соответственно понимают совокупность установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами правовых норм-принципов, закрепляющих и регулирующих наиболее существенные коренные общественные отношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в процессе организации и осуществления местного самоуправления на всей территории Российской Федерации, в соответствии с которыми должны находится все другие муниципально-правовые нормы нормативных правовых актов. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет правовую основу местного самоуправления, понимая под ней следующие нормативно-правовые акты:
1) общепризнанные принципы и нормы международного права;
2) международные договоры
3) Конституция Российской
4) федеральные конституционные законы;
5) федеральные законы;
6) указы и распоряжения
7) постановления и распоряжения
Правительства Российской
8) нормативные правовые акты
иных федеральных органов
9) конституции (уставы) субъектов Российской Федерации;
10) законы субъектов Российской Федерации;
11) иные нормативные правовые
акты субъектов Российской
12) уставы муниципальных
13) решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан;
14) иные муниципальные правовые акты.
В свою очередь Устав Волоколамского района вслед за Конституцией РФ закрепляет аналогичное положение о законодательной основе муниципального управления: «местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом Московской области, законами Московской области и настоящим Уставом» (ст. 5 Устава).
Также необходимой основой осуществления муниципального управления является его финансово-экономическая основа, которой посвящена Глава 5 Устава Волоколамского района. В соответствии со ст. 31 Устава «экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования». В свою очередь в состав муниципальной собственности района входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки, фонды и другие финансово-кредитные организации, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 14) определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Согласно Бюджетному кодексу РФ доходы местного бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления. Соответственно, собственные доходы - налоговые и неналоговые платежи, закрепляемые за местными бюджетами полностью или частично на постоянной основе федеральными законами или законами субъектов РФ, а также вводимые представительными органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и направляемые в местные бюджеты. Под расходами местных бюджетов следует понимать выделение и использование финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах муниципальных образований в соответствии с законами о бюджетах на соответствующий финансовый год. Расходы местных бюджетов также определяют как денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение решения вопросов местного значения, отдельных переданных государственных полномочий и осуществления функций органов местного самоуправления30.
Для эффективного распределения бюджетных средств Волоколамского муниципального района между различными распорядителями необходимо проводить процесс бюджетирования так, чтобы он был ориентирован на результат, то есть таким образом организовать систему формирования, исполнения бюджета и бюджетного контроля, в которой бы прослеживалась взаимосвязь бюджетных расходов и достигнутых результатов.
Управление муниципальным имуществом от имени муниципального образования поручено специализированному органу района, определенному Советом депутатов (п.2 ст. 32 Устава). В соответствии Постановлением Главы Волоколамского района МО от 11.02.2005 №232 «Об утверждении положения о комитете по управлению имуществом Администрации Волоколамского района», именно Комитет осуществляет «проведение единой политики в сфере имущественно-земельных отношений, управления и распоряжения от имени муниципального образования муниципальной собственностью Волоколамского района»31. Управление муниципальным имуществом муниципального образования Волоколамский район также регулируется Решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 03.02.2006 № 296-41 «Об утверждении положения о муниципальной собственности муниципального образования Волоколамский муниципальный район». В соответствии с Решением «Муниципальная собственность Волоколамского муниципального района является достоянием граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Волоколамского муниципального района, и предназначена для решения вопросов местного значения» (пп.1 п.1).
Право органов местного самоуправления, определенных Советом депутатов, создавать муниципальные унитарные предприятия и учреждения для осуществления хозяйственной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации, входить в состав учредителей (участников) иных некоммерческих и коммерческих организаций определено статьей 33 Устава. Порядок создания, организации и ликвидации муниципальных унитарных предприятий и учреждений регулируется Федеральным законом от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» №161-ФЗ, Постановлением Главы Волоколамского района МО от 11.02.2005 №232 «Об утверждении положения о комитете по управлению имуществом Администрации Волоколамского района»
Одной из проблем органов местного самоуправления является ее экономическая и финансовая база. Очень мала доля денежных средств, которая принадлежит местному самоуправлению (примерно 2% от общего объема денежных средств в стране, а остальное принадлежит государству и частникам). Очевидно, при таком соотношении трудно ожидать эффективного результата работы от местного самоуправления. Порядок управления и распоряжения муниципальным имуществом муниципального образования "Волоколамский муниципальный район", составляющим муниципальную казну регулируется Решением Совета депутатов Волоколамского муниципального района от 03.02.2006 № 297-41 «Об утверждении положения о порядке формирования, управления и распоряжения муниципальной казной муниципального образования Волоколамский муниципальный район».
Органы государственной власти должны не только создавать правовую и экономическую основу деятельности муниципальной власти, но и разъяснять населению государственную политику в области развития местного самоуправления, способствовать тому, чтобы граждане имели реальную возможность участвовать в решении вопросов местного значения.
Принятие государственных нормативов и стандартов в области медицины, образования, коммунального обслуживания, безопасности, а также применение этих нормативов в муниципальных образованиях должны быть нацелены на решение задач развития человеческого потенциала территории и местного сообщества32.
Информационную составляющую муниципального управления призваны обеспечивать связи с общественностью в местной администрации, которые осуществляет пресс-служба администрации района. Правовой основой деятельности пресс-службы являются следующие нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской
2. Нормативно-правовые акты
3. Устав Волоколамского муниципального района, решения представительного органа муниципального образования, постановления и распоряжения главы муниципального образования и главы местной администрации, Положение о пресс-службе. Пресс-служба - структурное подразделение аппарата местной администрации, в основные функции которого входят:
1) обеспечение взаимосвязей
2) обзор и анализ периодической печати;
3) сбор и распространение
4) информирование главы местной
администрации о существующей
и возможной реакции на
5) представление представителям
средств массовой информации на
6) формирование через средства
массовой информации
7) информирование жителей
Соответственно, к основным задачам пресс-службы относится решение следующих вопросов:
а) формирование единой информационной политики местной администрации и представительного органа муниципального образования, стратегии и тактики информирования населения;
б) разъяснение экономической и социальной политики органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта РФ и Российской Федерации;
в) распространение по поручению главы муниципального образования, главы администрации в средствах массовой информации заявлений, сообщений и других официальных информационных материалов;
г) оказание помощи главе муниципального образования, главе местной администрации, руководителям ее структурных подразделений при подготовке их к выступлениям в средствах массовой информации;
д) формирование через средства массовой информации, официальный WEB-сайт местной администрации и представительного органа муниципального образования объективного общественного мнения об органах местного самоуправления;
е) обеспечение средствам массовой информации условий для свободного получения необходимой информации о деятельности органов местного самоуправления, создание условий для встреч журналистов с официальными представителями и должностными лицами местного самоуправления;
ж) обеспечение информационного сопровождения мероприятий, проводимых органами местного самоуправления;
з) обновление на официальном WEB-сайте местной администрации и представительного органа муниципального образования информации о деятельности органов местного самоуправления;
и) разработка и реализация мероприятий по правовой и организационной поддержке средств массовой информации;
к) развитие деловых и творческих связей со средствами массовой информации, информационными службами как внутри, так и за пределами муниципального образования.
Анализ положении Федерального закона ФЗ - № 131 и положений местного законодательства Волоколамского муниципального района показал, что в настоящее время муниципальное управление - относительно новое явление в современной России. В соответствии с Конституцией РФ органы местного самоуправления представляют отдельную от государственной структуры власти. В связи с этим муниципальное управление имеет свои особенности, отличающие его от других видов управленческой деятельности, в том числе от государственного управления. 6 октября 2003 г. был принят новый Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, который внес свои коррективы в становление и развитие института муниципального управления. Наработанная практика со всей очевидностью демонстрирует необходимость установления организационных механизмов осуществления публичной власти местного самоуправления. Хотя местное самоуправление и не является видом государственной власти, тем не менее, оно отражает все признаки, характерные для публичной власти, и должно базироваться в своем функционировании на принципах, установленных законом, в том числе на принципе обеспечения системы сдержек и противовесов в деятельности органов местного самоуправления.
Информация о работе Новые формы организации муниципального управления