Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Рассмотрение органов, которые контролируют деятельность средств массовой информации.
2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.
3. Анализ взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.
5. Пути решения проблем.
Введение 3
1. Основы взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………………………………4
1.1. Средства массовой информации и органы, контролирующие их деятельность 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие средств массовой информации и государственной власти 6
1.3 Способы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………………………….25
2. Анализ взаимодействия государственной власти и средств массовой информации (на примере Псковской области)…………………………………28
2.1. Анализ деятельности средств массовой информации………………….28
2.2 Выявление проблем взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………….40
3. Основные направления совершенствования взаимодействия средств массовой информации и государственной власти…………………………….47
3.1 Комплексное решение по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………..47
3.2 Система мероприятий по совершенствованию взаимодействия государственной власти и средствами массовой информации…………………………..48
Заключение 49
Список литературы 51
Министерство образования и науки РФ
Псковский государственный университет
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
на тему: «Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере Псковской области)».
Выполнил
студент гр. №613-1701
Проверил
Псков
2011
Содержание
Взаимоотношения государства и СМИ всегда были довольно важной, деликатной проблемой. В условиях современной России эта проблема из плоскости взаимоотношений государства и СМИ в конечном итоге переходит в правовое поле, естественно, требуя четкого юридического обоснования.
Возрастающая роль информационной сферы, являясь системообразующим фактором общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности, которая существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.
Актуальность данной темы заключается в том, что на данный момент ни одно государство не может обойтись без средств массовой информации, так как именно СМИ являются связующим звеном между государственной властью и обществом.
Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Рассмотрение органов,
которые контролируют
2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.
3. Анализ взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.
5. Пути решения проблем.
Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.
Уже первые шаги телевидения на политической арене в 90-ых начале 60-ых годов вызвали среди специалистов эйфорию по поводу нового всемогущего средства массовой информации. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители средств массовой информации заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса.
Сегодня средства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.
Современную политику невозможно представить без прессы, радио и телевидения.
Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов и элементов.
Что же представляют собой средства массовой информации?
В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».
Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам».[5]
Средства массовой информации на практике
реализуют фундаментальные
Так, во Всеобщей декларации прав человека отмечается: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государства».
Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств.
Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».
Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.
Старые: книги, журналы, периодические издания и т.д.
Современные – достижение новых информационных технологий (кабельное телевидение, спутниковая связь, компьютерная пресса и т.д.).
В течение длительного периода для широкой публики главным источником информации служила пресса – газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, поскольку в какой-то форме были вовлечены и политический процесс. Газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию, но и представляли материалы развлекательного характера.
Радио и телевидение расширили возможность эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио изменило механизм освещения информации. Позволило передавать информацию через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия.
По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.
Для телевидения период от его возникновения до превращения в инструмент политики оказался еще короче. Началом эры телевидения в политике считается 1952 год, когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США.
Возрастающая роль средств массовой информации порождает многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может привести. Мнения высказываются весьма различные и прямо противоположные.
Одни видят в растущем влиянии средств массовой информации ростки новой, гуманной цивилизации, усматривают реальное движение к ищущему, мыслящему, творческому государству, способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.
Другие же, констатируя опустошающее и разрушающее воздействие средств масс-медиа и особенно телевидения на личность и культуру, оценивают возрастающую роль средств массовой информации весьма пессимистично. Аргументируя это тем, что с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, телевидение, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходят к людям в дом, разрушало не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь – природа, наши друзья – все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».
С уверенностью сегодня можно сказать, что массовый охват средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:
Кроме этого, следует отметить следующие отличительные черты средств массовой информации:
Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы.
В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут обратить внимание общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти и конкретных действий.
Средства массовой информации не могут наградить, но могут сделать популярным; не могут карать, но могут высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать избранию.
Рассмотрение особенностей средств массовой информации будет неполным без изучения их функций.
Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Опыт истории показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.
Г. Ласуэлл – известный
1. Наблюдение за миром (сбор и распространение информации);
2. Редактирование (отбор и комментирование информации);
3. Формирование общественного мнения;
4. Распространение культуры.
Пресса, радио, телевидение претендуют на выполнение функций «сторожевой собаки общественных интересов»; на то, чтобы быть «глазами и ушами общества».
Автор работы считает, что наиболее целесообразно выделение следующих функций средств массовой информации:
Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые от средств массовой информации других источников. Она также позволяет правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.
Средства массовой информации, конечно, не могут обеспечить системное и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, институтов и т.д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.
Образовательная роль средств массовой информации тесно связана с функцией социализации.
Политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политическим норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.
Вышеназванные функции позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.