Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Рассмотрение органов, которые контролируют деятельность средств массовой информации.
2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.
3. Анализ взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.
5. Пути решения проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………………………………4
1.1. Средства массовой информации и органы, контролирующие их деятельность 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие средств массовой информации и государственной власти 6
1.3 Способы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………………………….25
2. Анализ взаимодействия государственной власти и средств массовой информации (на примере Псковской области)…………………………………28
2.1. Анализ деятельности средств массовой информации………………….28
2.2 Выявление проблем взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………….40
3. Основные направления совершенствования взаимодействия средств массовой информации и государственной власти…………………………….47
3.1 Комплексное решение по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………..47
3.2 Система мероприятий по совершенствованию взаимодействия государственной власти и средствами массовой информации…………………………..48
Заключение 49
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

СМИ.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Министерство образования  и науки РФ

Псковский государственный  университет

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

Курсовая работа

на тему: «Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере Псковской области)».

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил

студент гр. №613-1701                                                           А. С. Дмитриев

 

Проверил                                                                                 И. А. Ильина

 

 

 

 

 

 

Псков

2011

Содержание

 

Введение

 

Взаимоотношения государства и СМИ всегда были довольно важной, деликатной проблемой. В условиях современной России эта проблема из плоскости взаимоотношений государства и СМИ в конечном итоге переходит в правовое поле, естественно, требуя четкого юридического обоснования.

Возрастающая роль информационной сферы, являясь системообразующим фактором общества, активно влияет на состояние политической, экономической, оборонной и других составляющих национальной безопасности, которая существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности.

Актуальность данной темы заключается в том, что на данный момент ни одно государство  не может обойтись без средств  массовой информации, так как именно СМИ являются связующим звеном между государственной властью и обществом.

Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.

Задачи, вытекающие из поставленной цели:

1. Рассмотрение органов,  которые контролируют деятельность  средств массовой информации.

2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.

3. Анализ взаимодействия  средств массовой информации  и государственной власти.

4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.

5. Пути решения проблем.

 

1. Основы взаимодействия средств массовой информации и государственной власти

1.1. Средства массовой информации и органы, контролирующие их деятельность

 

Средства массовой информации – один из важнейших институтов современного общества. Огромная роль их в формировании, функционировании и эволюции общественного сознания в целом.

Уже первые шаги телевидения на политической арене в 90-ых начале 60-ых годов вызвали  среди специалистов эйфорию по поводу нового всемогущего средства массовой информации. Утверждается, что журналисты, репортеры, специалисты по рекламе и другие представители средств массовой информации заменили традиционных политиков в качестве привратников политического процесса.

Сегодня средства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертая власть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью.

Современную политику невозможно представить  без прессы, радио и телевидения.

Средства массовой информации представляют сложный и многогранный институт, состоящий из множества органов  и элементов.

Что же представляют собой средства массовой информации?

В Федеральном законе Российской Федерации  «О средствах массовой информации»  под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные  для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам».[5]

Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права  человека – на информацию, на свободу  политического выбора, на гласное  выражение своей позиции.

Так, во Всеобщей декларации прав человека отмечается: «каждый человек имеет право на свободу убеждений и на свободное выражение их, это право включает свободу беспрепятственно придерживаться своих убеждений и свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствами и независимо от государства».

Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу  массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и  в конституциях других государств.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».

Следует отметить, что  сегодня происходит возрастание  потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.

Старые: книги, журналы, периодические  издания и т.д.

Современные – достижение новых информационных технологий (кабельное телевидение, спутниковая связь, компьютерная пресса и т.д.).

В течение длительного  периода для широкой публики  главным источником информации служила  пресса – газеты и журналы. Многие из них возникли в качестве органов тех или иных политических партий, поскольку в какой-то форме были вовлечены и политический процесс. Газеты предлагали не только политическую и экономическую информацию, но и представляли материалы развлекательного характера.

Радио и телевидение  расширили возможность эксплуатации массовых коммуникационных процессов в политических целях. Изобретение радио изменило механизм освещения информации. Позволило передавать информацию через государственные границы и на дальние расстояния без необходимости физического присутствия.

По своей значимости радио постепенно стало уступать стремительно набиравшему силу телевидению.

Для телевидения период от его возникновения до превращения  в инструмент политики оказался еще  короче. Началом эры телевидения  в политике считается 1952 год, когда оно было впервые использовано для широкого освещения президентской избирательной компании в США.

Возрастающая роль средств  массовой информации порождает многочисленные дискуссии о том, к каким последствиям это может привести. Мнения высказываются весьма различные и прямо противоположные.

Одни видят в растущем влиянии средств массовой информации ростки новой, гуманной цивилизации, усматривают  реальное движение к ищущему, мыслящему, творческому государству, способному разрешить наиболее острые сегодняшние конфликты.

Другие же, констатируя  опустошающее и разрушающее воздействие  средств масс-медиа и особенно телевидения на личность и культуру, оценивают возрастающую роль средств  массовой информации весьма пессимистично. Аргументируя это тем, что с помощью гипнотической внушающей силы зрелища, телевидение, которое и днем и ночью без всякого перерыва приходят к людям в дом, разрушало не только кино, но также отношение индивида к действительности. Вся жизнь – природа, наши друзья – все постепенно угасает под воздействием этого маленького экрана, который становится все большим и проникает повсюду. Он поглотил все: реальность, нас самих и наше отношение к действительности».

С уверенностью сегодня  можно сказать, что массовый охват  средств массовой информации привел к тому, что эти средства стали:

  • действительно всенародные, доступные каждому человеку;
  • с помощью средств массовой информации усиливается связь между личностью и обществом;
  • широкое распространение средств массовой информации привело к дифференциации потребления информации.

Кроме этого, следует  отметить следующие отличительные  черты средств массовой информации:

  • публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
  • непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения  информации, способностью проникать  во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы.

В своих репортажах и комментариях средства массовой информации могут  обратить внимание общественности на стороны деятельности правящих кругов, играют роль в ограничении власти и конкретных действий.

Средства массовой информации не могут  наградить, но могут сделать популярным; не могут карать, но могут высмеять; не могут назначить на должность, но могут содействовать избранию.

Рассмотрение особенностей средств  массовой информации будет неполным без изучения их функций.

Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Опыт истории показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Г. Ласуэлл – известный американский политолог и политический психолог выделил четыре основные функции средств массовой информации:

1. Наблюдение за миром (сбор  и распространение информации);

2. Редактирование (отбор и комментирование  информации);

3. Формирование общественного  мнения;

4. Распространение культуры.

Пресса, радио, телевидение  претендуют на выполнение функций «сторожевой  собаки общественных интересов»; на то, чтобы быть «глазами и ушами общества».

Автор работы считает, что  наиболее целесообразно выделение  следующих функций средств массовой информации:

  1. Информационная функция.
  2. Средства массовой информации создают своеобразную информационную среду, которая характеризуется единством двух потоков политической информации – «сверху» и «снизу».
  3. Информация «сверху» несет данные о государственных и административных решениях, информация «снизу» – о том, как эти решения воспринимаются.
  4. Информационная функция состоит в получении и распространении сведений о наиболее важных для граждан и органов власти событиях. Добываемая и передаваемая информация включает не только беспристрастное, фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
  5. Информационная деятельность средств массовой информации позволяет людям активно судить о политических событиях и процессах в том случае, если она выполняет образовательную функцию.

Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих оценивать и упорядочивать сведения, получаемые от средств массовой информации других источников. Она также позволяет правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

Средства массовой информации, конечно, не могут обеспечить системное и глубокое усвоение политических знаний. Эта задача специальных образовательных учреждений – школ, институтов и т.д. И все же масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им политической и социальной информации.

Образовательная роль средств  массовой информации тесно связана  с функцией социализации.

Политическое образование  предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности. Политическая социализация означает усвоение человеком политическим норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

Вышеназванные функции  позволяют средствам массовой информации выполнять функцию критики и контроля. Эту функцию в политической системе осуществляют не только средства массовой информации, но и оппозиция, а также специализированные институты судебного и иного контроля. Критика со стороны оппозиции обычно концентрируется на правительстве и поддерживающих его партиях. Объектом внимания средств массовой информации являются и президент, и правительство, и суд, и различные направления государственной политики, и сами средства массовой информации.

Информация о работе Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере П