Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Рассмотрение органов, которые контролируют деятельность средств массовой информации.
2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.
3. Анализ взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.
5. Пути решения проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………………………………4
1.1. Средства массовой информации и органы, контролирующие их деятельность 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие средств массовой информации и государственной власти 6
1.3 Способы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………………………….25
2. Анализ взаимодействия государственной власти и средств массовой информации (на примере Псковской области)…………………………………28
2.1. Анализ деятельности средств массовой информации………………….28
2.2 Выявление проблем взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………….40
3. Основные направления совершенствования взаимодействия средств массовой информации и государственной власти…………………………….47
3.1 Комплексное решение по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………..47
3.2 Система мероприятий по совершенствованию взаимодействия государственной власти и средствами массовой информации…………………………..48
Заключение 49
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

СМИ.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

Их контрольная функция основывается на общественном мнении. В отличие от государственных и иных органов контроля, средства массовой информации не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям. Их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, так как они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

В демократическом обществе в осуществлении контрольной  функции средства массовой информации опираются как на закон, так и  на общественное мнение. Контрольная функция средств массовой информации особенно необходимо при слабой оппозиции и несовершенстве социальных государственных институтов контроля.

Средства массовой информации не только критикуют недостатки в  политики и обществе, но и выполняют  функцию артикуляции различных общественных интересов, интеграции политических субъектов.

Эта функция позволяет  обеспечивать представителям общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить единомышленников, сплачивать их общностью целей и  убеждений, четко формулировать и представлять в общественном мнении свои интересы.

Артикуляция политических интересов осуществляется в обществе не только средствами массовой информации, но и другими инструментами: партиями и группами интересов. Однако без  использования средств массовой информации и они обычно не в состоянии выявить и сплотить своих сторонников, мобилизовать их на единые действия.

Все рассмотренные выше функции средств массовой информации прямо или косвенно служат осуществлению  ими мобилизационной функции.

Она выражается в побуждении людей к определенным политическим действиям или созданного бездействия, в их вовлечении в политику. Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения.

Круг политических функций  средств массовой информации не исчерпывается  вышеназванными. Некоторые ученые выделяют такие функции, как инновационная  – проявляющаяся в инициировании политических изменений, путем постановки определенных общественных проблем и привлечения к ним внимания властей и общественности; оперативная функция состоит в обслуживании средствами массовой информации политики, определенных партий и ассоциаций; функция формирования общественного мнения.

Общественное мнение сегодня становится более активным и действенным регулятором политического  процесса. Сила общественного мнения в значительной мере пр6едопределяется средствами массовой информации, не только отражающими сложившиеся настроения, но и формирующими это общественное мнение.

В некоторых случаях  актуализация массового сознания в  виде общественного мнения может  дезорганизовывать процесс политического  управления. Когда те или иные политические идеи закреплены в массовом сознании, существуют в истинных, позитивных стереотипах, средства массовой информации способны достичь нужного результата, не обращаясь к общественному мнению. Иное дело, когда радио, печать, телевидение обращены на новые проблемы, когда рождаются конфликтные ситуации, касающиеся миллионов людей.

Общественное мнение становится в этом случае мощным средством  политики, инструментов реализации политических замыслов и достижений политических целей.

Формирование общественного  мнения происходи по-разному. К примеру: «средства массовой информации отфильтровывают индивидуальные точки зрения, обобщают их в мнения групповые и затем придают им характер всеобщности, массовости, распространенности».

Средства массовой информации всегда стремятся использовать общественное мнение в политических целях, и, как правило, это им удается.

В целом можно сказать, что печать, телевидение и радио  продуцируют и распространяют политическую информацию. Именно те знания, нормы и ценности, усвоение которых необходимо и достаточно для рекрутирования в политику, для сознательного и действенного участия в политической жизни.

Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не сможет правильно ориентироваться  в потоке противоречивых политических процессов, принимать ответственные решения. Средства массовой информации позволяют ему выйти за рамки индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики.

В этом главная отличительная  черта средств массовой информации как политического института.

Средства массовой информации, с одной стороны, выступают как неформальный орган власти. С другой стороны, как институт гражданского общества.

Средства массовой информации выполняют важные функции в обществе, такие как: информационную, образовательную, критики и контроля, формирования общественного мнения и другие.

1.2. Нормативно-правовая  база, регулирующая взаимодействие    средств массовой информации и государственной власти

 

-  Конституция  РФ (статья 29, п.5):

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается»;

 

-  Закон «О средствах массовой информации»:

 

Статья 1. Свобода массовой информации

Статья 3. Недопустимость цензуры

Статья 6.1. Государственная  информационная система в области  средств массовой информации

Статья 53. Межгосударственные договоры и соглашения

Статья 54. Распространение  зарубежной информации

Статья 55. Зарубежные корреспонденты

Статья 56. Возложение ответственности

Статья 58. Ответственность  за ущемление свободы массовой информации

Статья 59. Ответственность  за злоупотребление свободой массовой информации

Статья 60. Ответственность  за иные нарушения законодательства о средствах массовой информации

 

-  ФЗ "О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания в Российской Федерации":

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 7. Ограничения  на приватизацию.

Статья 8. Особенности  приватизации издательств и полиграфических  предприятий, относящихся к объектам федеральной собственности.

Статья 9. Порядок приватизации издательств и полиграфических предприятий, не являющихся монополистами или переданных в собственность субъектов Российской Федерации.

 

 

- ФЗ "Об экономической поддержке районных и городских газет":

 

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном  законе

Статья 2. Содержание экономической  поддержки районных (городских) газет

Статья 7. Ответственность  за нарушение настоящего Федерального закона

 

- ФЗ "О рекламе":

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

- Указ Президента Российской Федерации "О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию":

 

- Постановление  Правительства РФ «О федеральном  агентстве по печати и массовым коммуникациям»:

1.3. Способы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации

 

В своих публикациях, репортажах и комментариях СМИ обращают внимание общественности на самые важные стороны деятельности органов власти и тем самым  играют немаловажную роль в деле ограничения и оздоровления власти.

Взаимодействие официальных  институтов государства и СМИ  в основном и формирует информационный рынок, на котором каждый из них осуществляет свои политические стратегии, подчиненные достижению своих интересов в сфере власти. Все это разнообразие используемых политическими агентами приемов и способов информирования и налаживания коммуникаций со своими контрагентами можно в основном свести к двум типам действий в информационном пространстве: мобилизационным, включающим агитацию и пропаганду, и маркетинговым, представленным методами паблик рилейшнз, или PR, а также политической рекламой [15].

 Эти способы информационного  взаимодействия характеризуют крайне  противоположные методы поведения  субъектов в информационном пространстве. Так, агитация и пропаганда представляют собой способы информационного контроля за людьми и придания их политическим действиям строгой социальной направленности. Пропагандистское воздействие является инструментом «социального контроля», подразумевающим не переубеждение людей, а привлечение сторонников и строгое обеспечение подчинения их действий.

В принципе без использования агитационно-пропагандистских способов воздействия на общественное мнение не может обойтись ни одно государство, ни один политический субъект, заинтересованный в расширении социальной поддержки своих целей относительно власти. Однако использование данных форм поведения на информационном рынке неизменно несет в себе угрозу качественного видоизменения как информационных, так и коммуникативных процессов. Так, стремление к систематическому контролю за сознанием и поведением граждан неразрывно связано с постоянным манипулированием массовым сознанием, использованием нечестных трюков и прямого обмана населения, что неизбежно приводит к замене  информации дезинформацией. И если, к примеру, использование приемов умолчания и пристрастного комментирования событий, рассчитанных на то, чтобы обыграть политических соперников, или  неполное  ознакомление общественности с задачами своей политики имеют для большинства государств частичный характер, то в деятельности авторитарных и тоталитарных режимов массовое распространение дезинформации ведет к качественному перерождению информационного пространства. По сути дела за счет использования подобных приемов эти режимы полностью игнорируют ответную реакцию населения, рассматривая свои информационные отношения с ним в качестве дополнения к политике силового давления на общество и полному сокрытию истинных целей своего правления.

Такие же качественные изменения происходят и при налаживании коммуникаций власти с общественностью. Агитация и пропаганда нередко переходят границы свободной конкуренции за сознание человека, подменяя способы его идейного завоевания методами насильственного навязывания ему заранее запрограммированных оценок и отношений, психологического давления на его сознание, рассчитанного на неосознанное восприятие и усвоение им определенных целей и ценностей.

В противоположность  таким приемам завоевания сознания  человека, маркетинговые стратегии формируются в соответствии с отношениями спроса и предложения на информацию и направлены на то, чтобы необходимая субъекту информация в нужное время и в нужном месте оказалась в его распоряжении. Эти маркетинговые стратегии информирования нацелены на убеждение человека, а не на контроль за его сознанием, они скорее искушают, чем директивно предписывают те или иные идеи и формы поведения. Исторически сформировавшись в сфере бизнеса, где достоверность сведений и уважение партнеров все более становятся неотъемлемым условием поддержания деловых отношений и получения прибыли, данные стратегии ориентируются по преимуществу на обратную связь, диалог, честное и взаимоуважительное информирование политическими субъектами их контрагентов о своих целях и задачах.

 

2. Анализ  взаимодействия  государственной власти и средств  массовой информации (на примере Псковской области)

 

2.1. Анализ  деятельности  средств массовой информации

 

Начиная с 2000-2001 гг. рынок СМИ в Псковской области является одним из самых динамично развивающихся и, в то же время, одним из самых чувствительных к изменениям во внешней среде. Первоначальным толчком к развитию рынка СМИ стали не столько экономические, сколько политические предпосылки. На сегодня обе составляющие оказывают влияние на выпускаемую продукцию.

Тема изучения развития рынка псковских  СМИ весьма актуальна, поскольку именно этот рынок испытывает, возможно, самые значительные метаморфозы, связанные не только с изменением человеческого восприятия, но и с непосредственными изменениями в сфере информационных технологий. К тому же после распада СССР подходит к концу период перепрофилирования рынка СМИ на получение прибыли. На сегодня рынок СМИ является одним из наиболее труднопредсказуемых.

Для того чтобы провести грамотный  и достоверный анализ деятельности средств массовой информации Псковской области, необходимо обозначить несколько характерных признаков, по которым их можно классифицировать.

Псковские СМИ можно классифицировать по нескольким критериям, что проиллюстрировано  на рис. 1.

Говоря о классификации "по источникам доходов", нужно отметить, что коммерческими называют те СМИ, которые зарабатывают только за счет продажи тиража, подписки и рекламы (в случае Интернет-СМИ только  рекламы);  смешанные СМИ,  кроме этих доходов, также рассчитывают и на средства учредителя в виде дотаций, гранты и т.д. Такой учредитель, как правило, - власть. Бюджетные СМИ живут только за счет учредителя и в своей деятельности коммерческую выгоду не преследуют.[16]

Рисунок 1. Классификация средств массовой информации

 

Основная масса СМИ в Псковской области  относится  к  категории  "смешанные СМИ", частично финансируемые из бюджетов,  но  приблизительно половину  средств вынужденные зарабатывать благодаря собственной коммерческой деятельности. К чисто бюджетным СМИ можно отнести только издание "Псковский рубеж".

В настоящее время в Псковской области  зарегистрировано  более  200  различных средств массовой информации, из них более 130 - печатные издания и около 70 - Интернет-сайты. Но следует отметить, что на конец 2008 г. в регионе регулярно выпускаются 65 печатных изданий, из которых 29 газет и 4 журнала зарегистрированы в Пскове, 8 - в Великих Луках и 24 - в районах области.

Информация о работе Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере П