Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере П

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Рассмотрение органов, которые контролируют деятельность средств массовой информации.
2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.
3. Анализ взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.
5. Пути решения проблем.

Содержание работы

Введение 3
1. Основы взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………………………………4
1.1. Средства массовой информации и органы, контролирующие их деятельность 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие средств массовой информации и государственной власти 6
1.3 Способы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………………………….25
2. Анализ взаимодействия государственной власти и средств массовой информации (на примере Псковской области)…………………………………28
2.1. Анализ деятельности средств массовой информации………………….28
2.2 Выявление проблем взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………….40
3. Основные направления совершенствования взаимодействия средств массовой информации и государственной власти…………………………….47
3.1 Комплексное решение по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………..47
3.2 Система мероприятий по совершенствованию взаимодействия государственной власти и средствами массовой информации…………………………..48
Заключение 49
Список литературы 51

Файлы: 1 файл

СМИ.doc

— 709.50 Кб (Скачать файл)

По тематической направленности СМИ Псковской области можно классифицировать:

- общественно-политической направленности - 53;

- рекламно-развлекательного характера  - 10;

- религиозные издания - 2.

В Псковской области постоянно действуют 11 местных радиостанций, 19 телекомпаний, из них 13 - организаций, оказывающих услуги кабельного телевидения. На всю территорию области вещают государственные радиостанции "Радио России" и "Радио Маяк" и транслируются передачи  "Первого  канала",  "Россия", "Культура", "РТР-Спорт", "Звезда", "Муз-ТВ".

В 2000-2001 гг. в регионе  начали функционировать два информационно-аналитических сайта «Псковская лента новостей» (www.pln.pskov.ru) и "Псковское агентство информации" (www.informskov.ru). С 2004 г. в области действует информационный сайт "Псковинформбюро" (www.pskovnews.ru). С 2006 г.работает сайт "Центр деловой информации" (http://www.businesspskov.ru). Функционируют сайты администрации Псковской области (www.pskov.ru) и Псковской городской думы (www.pskovgorod.ru). Говоря о властных структурах, нужно отметить отсутствие информационного  ресурса  у Псковского  областного Собрания депутатов.[15]

Наиболее  неустойчивыми  системами под влиянием условий внешней среды являются рынки печатной и Интернет-продукции. Здесь же можно отметить наивысший уровень конкурентной  борьбы на рынке. В  условиях мирового  экономического  кризиса  в  последнее время в этих системах произошло много изменений, в частности, ряд местных медиа-продуктов ушли с рынка. Так, рынок печатной продукции в конце 2008 г. покинули газеты "Новости Пскова" и "Городская газета", а в марте 2009 г. перестало выходить местное приложение к газете "Московский Комсомолец". Также в марте 2009 г. перестало функционировать Интернет-издание "Псковинформбюро". Динамика тиражей псковских СМИ на сегодняшний день (применимо к Интернет-СМИ - посещаемости)  представлена в табл. 1 и  на рис. 2.

 

Таблица 1.

Издание

Период выхода

апр.09

июл. 09

окт. 09

янв.10

апр.10

июл. 10

окт. 10

янв. 11

апр. 11

июл. 11

окт. 11

Псковская правда

4195

3419

3605

3130

3168

2683

2619

2807

2854

2542

2378

Псковкая правда - Вече

11397

9924

9840

8630

8289

7116

7001

7710

7879

6307

6000

Псковская губерния

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

5400

5400

5400

Время псковское

7000

7000

7000

8020

8020

8020

8020

8020

8020

8020

8020

Великолукская правда

Нет данных

12000

12000

12000

12000

12000

12000

12000

10000

10000

10000

Псковская провинция

7958

8137

8216

8125

8265

8305

8226

8075

8090

8036

7820

Псковский рубеж

4500

4500

4500

4600

4750

4750

4750

4750

4750

4250

4000

Новости Пскова

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

10000

Городская газета

4500

4200

4200

4000

4000

4000

4000

4000

4000

4000

4000

Итого

59550

69180

69361

68505

68492

66616

66874

67362

60993

48555

43618


 

Рисунок 2. Динамика тиражей основных газет Псковской области (в неделю)

 

Необходимо отметить, что совокупный тираж псковских газет имеет тенденцию к снижению даже без учета закрытия двух изданий. Для того чтобы получить реальную оценку динамики совокупного тиража, следует экстраполировать данные газет "Новости Пскова" и "Городская газета" на последние отчетные периоды,  поскольку  уход  с  рынка  нескольких продуктов не подразумевает под собой моментального перехода потребителей на подобные товары. Динамика совокупного тиража основных Псковских газет представлена на рис. 3.

Рисунок 3. Динамика совокупного тиража основных псковских газет (в неделю)

 

Линия  тренда  подтверждает  снижение совокупного тиража псковских газет. В целом за исследуемый период с апреля 2009 г. по октябрь 2011 г. тираж псковских газет сократился на 15932 экз. в неделю или на 63728 экз. в месяц, то есть уменьшился на 16,7%. 45 процентов от этой цифры занимает сокращение тиражей газеты "Псковская правда-Вече". Таким образом, читательский спрос на печатную продукцию местного производства имеет тенденцию к снижению, хотя в целом рынок остается достаточно  емким. Основными  причинами снижения тиражей являются:

1) рост конкуренции со стороны телевидения и Интернет;

2) рост конкуренции на внутреннем рынке со стороны федеральных изданий;

3) финансовая неустойчивость  местных СМИ;

4) недоверие потребителя  к СМИ.

По данным счетчиков Интернет-статистики mail.ru,  liveinternet.ru, spylog, в 2010 г. Интернет-СМИ Псковской области сохранили устойчивую тенденцию к росту аудитории. На территории Псковской  области  работает несколько  десятков информационных  сайтов, большинство из которых не являются официально зарегистрированными СМИ, а выступают,  в  большинстве  своем,  ретрансляторами нескольких  псковских  информационных агентств. Посещение основных информационных Интернет-ресурсов в 2011 г. проиллюстрировано на рис. 4.

Рисунок 4. Количество посетителей основных Псковских Интернет-ресурсов.

 

Таким образом, совокупное количество посетителей основных информационных ресурсов составляет приблизительно 1591834 чел. в год, что эквивалентно цифре в 4350 чел., посещающих данные Интернет-ресурсы ежедневно. По итогам 2010  г.  эти цифры составили 1160437 чел. и 3179 чел. соответственно. Таким образом, относительный прирост посетителей псковских Интернет-сайтов  за  год  составил 37%, как показано в табл. 2, рис. 5.

 

2009

2010

2011

ПЛН

620502

769733

978964

ПАИ

448961

466932

484903

ПДИ

360846

521858

682870

ПИБ

161525

264708

367891


 

Рисунок 5. Динамика посещаемости информационных Интернет-ресурсов, 2006-2008 гг. (чел.)

 

Таким образом, лидером псковского информационного Интернет-рынка по абсолютным показателям является Псковская лента новостей. По динамике прироста числа посетителей лидирующие позиции занимает Центр деловой информации: по сравнению с 2010 г. его посещаемость выросла на 23,58%. Соответствующий показатель Псковской ленты новостей вырос на 16,24%. Прирост числа посетителей Псковского агентства информации составил 3,9%. Трехкратный прирост числа посетителей Псковинформбюро обусловлен тем, что в 2009 г. сайт функционировал не в полном объеме.

Очевидно, что на сегодня  Интернет-СМИ являются наиболее перспективными для распространения, а также с точки зрения роста объема рекламного рынка. Тем не менее, доступ к сети Интернет по-прежнему имеют не все жители Псковской области: по данным администрации Псковской  области, постоянно пользоваться Интернетом могут только около 29% жителей региона, и проживают они, в основном в Пскове и Великих Луках.

При падении спроса на псковские газеты на 16,7% за последние три года, псковские Интернет-СМИ только за последний год увеличили количество потребителей на 37%, что подтверждает гипотезу об интенсивном развитии Интернет-СМИ. Тем не менее, рынок печатных СМИ, хоть и заметно сокращается, вряд ли находится в состоянии депрессии. Рынок попрежнему является достаточно емким; основной проблемой в данном случае является достаточно крупное число игроков на рынке для этой отрасли. Этот вывод подтверждает и рост подписки  в Псковской  области: по  данным УФПС по Псковской области, в результате подписной кампании на первое полугодие 2010 г. в почтовых  отделениях  области  оформлена подписка на 146 тыс. экз. печатных изданий. Рост объемов подписных сумм составил 13%, а рост тиражей - два процента по сравнению с аналогичным  периодом  2009  г. По  данным ФГУП "Почта России" Псковская область является одной из самых читающих в России: насыщенность подписки на 1000 жителей составляет 201 экз. В данном случае для повышения  рентабельности  предприятий  на  рынке СМИ Псковской области было бы естественным уменьшение количества игроков - печатных изданий. В данном случае актуально говорить о создании нескольких крупных печатных и Интернет-СМИ, рентабельность которых бы выросла  в  связи  с  сокращением  количества конкурентов, и в то же время сохранился бы тот  высокий  уровень  конкуренции,  который позволяет развиваться псковскому рынку СМИ сейчас, с учетом того, что все оставшиеся предприятия будут конкурентоспособны.

На сегодняшний день исследуемая система, то есть рынок псковских СМИ, без активного  вмешательства  в  большей  степени  не склонна к экономическому равновесию. Таким образом, уход с рынка одного из игроков, как правило, не влечет переход потребителей на сходную продукцию. В  то же  время, уход  с рынка одного из игроков, как правило, подстегивает других (а иногда тех же самых) учредителей выводить на рынок новую продукцию. Это объясняется тем, что средства массовой информации и производимая ими медиапродукция, является не только коммерческим, но социальным и политическим субъектом рынка. В частности, в Пскове планируется возоб-новить выпуск и провести ребрендинг новой городской муниципальной газеты, а также начать выпуск псковского приложения к газете "Аргументы недели". Таким образом, инвесторы надеются воспользоваться облегченно возможностью выхода на рынок, пока потерянная закрытыми СМИ доля рынка не присвоена действующими на рынке игроками.

Необходимо отметить, что захват доли рынка, которую отдали ушедшие с рынка медиапредприятия, возможно завоевать в основном только с помощью агрессивной маркетинговой политики, либо  за счет  существенной рекламы и существенного улучшения качества продукции. Рынок СМИ является высоко эластичным. Это объясняется тремя характеристиками рынка:

1). Печатной продукцией СМИ пользуются, в большей части, люди старшего возраста не имеющее доступ в Интернет. Для этой части населения рост цены имеет важный критерий при выборе продукции.

2). Для значительного процента потребителей ряд продукции имеет схожие характеристики и схожее качество в зависимости от запросов потребителя. Это, в частности, может быть программа передач, кроссворд и т.п. Если по этим параметрам большинство продукции для потребителя является сходной, он выберет более дешевую.

3). Продукцию СМИ хоть и называют товаром "первой необходимости", необходимо учитывать специфику конкуренции на рынке средств массовой информации. Так, бесплатное  распространение  информации  такими СМИ, как телевидение и Интернет, ставит их в неравное положение с печатными СМИ только за счет носителя информации. Таким образом, спрос на печатные СМИ приобретает высокую  эластичность,  теряя  свойства  товара

"первой необходимости".

Таким образом, можно  констатировать факт, что на рынке псковских медиа наметился дисбаланс: предложение существенно превышает спрос. В данном случае необходимо говорить о сокращении предложения продукции СМИ на территории Псковской области. Сокращение количества СМИ в регионе возможно двумя способами:

- поглощение одного  средства массовой информации другим. Такой путь свойственен, как правило, медиа-холдингам. В Псковской области функционирует  только  один медиахолдинг - "Гражданская пресса", - который сам, в результате кризиса и политических реалий, сокращает активы. В частности, "Московский комсомолец  в Пскове  и  Великих Луках"  и "Центр деловой информации"  принадлежал холдингу "Гражданская пресса".

- сокращение или объединение печатных и Интернет-СМИ, учредителем которых является администрация Псковской области. В данном случае можно рассматривать возможности укрупнения муниципальных  (районных) газет, в том случае, когда одна газета выходит на 3-4 района, вплоть до полного их закрытия и распределения их функций между  газетами Пскова и Великих Лук.

Но подобные поглощения и объединения используются в СМИ не так часто, во всяком случае, в России, поскольку существует стереотип, что подобные действия не приносят должного эффекта, а организационные расходы крайне высоки.

На данный момент все  печатные СМИ и большинство псковских приложений к федеральным СМИ являются дотационными, причем, как правило, дотации превышают уровень 50%. Другие источники доходов - подписка и розничная продажа при современной  ценовой  политике не  способны обеспечить печатным изданиям самоокупаемость, кроме того, при существующих темпах инфляции подписка  становится малорентабельной. В  такой  ситуации  на  первую  роль выходит рекламная деятельность предприятия. В связи с экономическим кризисом потери от сокращения  рекламной  деятельности  оказались весьма ощутимыми. Так, средняя доля рекламных площадей в псковских газетах в первом квартале 2010 г. снизилась до 6,97% по сравнению с 8,67% во втором полугодии 2010 г. Средняя доля рекламных площадей за последние три года составила 8,71%. Учитывая среднюю стоимость платной полосы  (она колеблется в диапазоне 10-12 тыс. руб.), потери псковских газет от сокращения рекламы составили порядка 390 тыс. руб. за первый квартал 2010 г. Впрочем,  в целом  говорить,  что  рекламная деятельность в печатных СМИ развивается регрессивно, нельзя. По статистике, представленной Ассоциацией коммуникативных агентств России,  объем  рекламного  рынка  печатных СМИ в России в 2010 г. вырос на 13% относительно 2009 г. и составил 40,4 млрд. руб. Важно, что по прогнозам Ассоциации объем рекламного рынка печатных СМИ продолжит расти.

 

Основная тенденция  анализа объема рекламного рынка  России заключается в том, что объемы ТВ-рекламы  сокращаются,  а  рынок Интернет-рекламы растет. Предсказуема динамика и остальных медиа-сегментов. Причины подобной динамики кроются в перераспределении приоритетов рекламной политики большинства компаний. При распределении рекламного бюджета на первый план выходит "продающая" реклама, работающая точно по нужной целевой аудитории.

Тем не менее, в связи  с экономическим кризисом, объем рекламного рынка печатных и Интернет-СМИ Псковской области имеет тенденцию к снижению в краткосрочном периоде, поскольку рекламные бюджеты фирм, которые привлекали теперь уже закрытые СМИ скорее всего не перейдут к их конкурентам, а будут этими клиентами сокращены.

По данным Ассоциации коммуникативных агентств России, по итогам 2010 г. псковским печатным СМИ реклама приносит порядка 0,35 млн. долл. в год, в то время как, например, объем рекламного рынка печатных СМИ Санкт-Петербурга равен 40 млн. долл. в год. Таким  образом,  доходы  рекламного  рынка печатных СМИ С.-Петербурга приблизительно в 115 раз превышает аналогичный рынок в Псковской области. В свою очередь основополагающих печатных СМИ в С.-Петербурге - 169, а в Псковской области - 65. Из вышеизложенного можно сделать вывод, что данная разница в денежном объеме объясняется не большим количеством печатных СМИ, а большей интенсивностью  привлечения  рекламы. Это связано как с более качественной рекламной деятельностью самих печатных СМИ С.-Петербурга, так и более емким рынком и растущими интересами, в первую очередь, произ-водственных и строительных предприятий. Таким образом, развитие производственной сферы, а также приток в Псковскую область инвесторов и производителей из С.-Петербурга и других соседних регионов должно спровоцировать рост объема рекламного рынка печатных СМИ Псковской области и, как следствие, рост экономической независимости печатных СМИ в долгосрочном периоде.

Информация о работе Оценка взаимодействия органов государственной власти с средствами массовой информации, проблемы и разработка путей решения (на примере П