Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение взаимодействия государственной власти и средств массовой информации.
Задачи, вытекающие из поставленной цели:
1. Рассмотрение органов, которые контролируют деятельность средств массовой информации.
2. Рассмотрение участия средств массовой информации в политической жизни.
3. Анализ взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
4. Выявление основных проблем взаимодействия СМИ и государственной власти.
5. Пути решения проблем.
Введение 3
1. Основы взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………………………………4
1.1. Средства массовой информации и органы, контролирующие их деятельность 4
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая взаимодействие средств массовой информации и государственной власти 6
1.3 Способы взаимодействия государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………………………….25
2. Анализ взаимодействия государственной власти и средств массовой информации (на примере Псковской области)…………………………………28
2.1. Анализ деятельности средств массовой информации………………….28
2.2 Выявление проблем взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………………………….40
3. Основные направления совершенствования взаимодействия средств массовой информации и государственной власти…………………………….47
3.1 Комплексное решение по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти………………………………………..47
3.2 Система мероприятий по совершенствованию взаимодействия государственной власти и средствами массовой информации…………………………..48
Заключение 49
Список литературы 51
2.2 Выявление проблем взаимодействия средств массовой информации и государственной власти
Таким образом, в развитии псковских СМИ были выявлены следующие проблемы:
1. Снижение совокупного тиража местных газет и, как следствие, сужение рынка.
2. По-прежнему достаточно ограниченный доступ к Интернету у большинства жителей Псковской области.
3. Сокращение объема рекламного рынка СМИ, в частности, из-за отсутствия в регионе достаточного количества крупных предпринимательских структур.
4. Как следствие, низкая и, зачастую, отрицательная рентабельность псковских СМИ, что практически лишает предприятия возможности маневров, а также инвестиций в развитие.
Также, в качестве формулирования и анализа проблемы данной курсовой работы, стоит упомянуть доклад «Роль СМИ в гражданском обществе: практика Псковской области», который был заслушан в ходе IV заседания региональной Общественной палаты. С информацией, подготовленной Институтом регионального развития по поручению Общественной палаты, выступил председатель комиссии по вопросам развития гражданского общества и защиты прав человека Палаты Михаил Жихаревич.[14]
Исследование проводилось в апреле 2010 года методом экспертного опроса среди главных редакторов псковских газет, как субсидируемых из бюджетов различных уровней, так и псковских филиалов федеральных изданий, и информационных агентств. Экспертов просили ответить на вопрос: как они понимают роль средств массовой информации в структуре гражданского общества, и как это реализуется на практике их собственного издания.
В определении самого термина «гражданское общество» была взята основа из теории конституционного права, где оно понимается как «совокупность отношений в сфере экономики, культуры и других сферах, развивающихся в рамках демократического общества независимо, автономно от государства». Любое из известных определений четко разделяет гражданское общество и государство, которое представляет собой «политическую форму организации общества, основанную на публичной власти, централизованном управлении обществом и монополии на применение силы принуждения».
В классическом понимании, СМИ играют роль посредника, канала связи между различными факторами гражданского общества и государства, что находит отражение в английском транскрипте: медиа. СМИ собирают, обрабатывают и распространяют информацию, помогая гражданам сориентироваться и принять правильное решение в сложном, постоянно меняющемся мире. Чем успешнее газета выполняет эту задачу, тем шире ее аудитория и больше символический капитал, легко трансформирующийся в финансовый. Конкурируя за аудиторию, СМИ становится брендом, что означает иметь четкую редакционную политику и артикулированную собственную позицию.
Схематически классическое взаимодействие прессы, гражданского общества и государства можно изобразить следующим образом:
Эта классическая, или идеальная модель реализуется в странах «развитой демократии». Идеальные условия для гражданского общества складываются, когда:
1) существует перманентная борьба за власть и влияние;
2) постоянно соревнуются между собой партии, группы влияния, независимые политики;
3) государство держится на системе сдержек и противовесов и может быть персонифицировано любыми лицами, победившими в конкурентной борьбе;
4) граждане постоянно
вовлечены в избирательный
Идеальное и практическое единственное условие для эффективной работы СМИ – это экономическая и политическая независимость. В этом случае выбор темы и постановка акцента определяется внутри редакции, а на качество материала влияет только профессионализм журналиста и его понимание журналистской этики. Независимость СМИ – вечный предмет для дискуссий, и, по крайней мере, в России, принято считать, что независимых СМИ не существует в принципе. Как бы там ни было, у нормальных, или можно сказать: «идеальных», СМИ есть одна принципиальная, определяющая зависимость – зависимость от аудитории. Если читатель уличит газету во лжи – газета потеряет читателей, рекламодателей и как следствие разорится, что не устроит ни одного учредителя.
В представлении редакторов псковских СМИ роль независимых медиа в структуре гражданского общества состоит в том, чтобы, во-первых, предоставлять достоверную, оперативную информацию о том, что происходит; и во-вторых, служить каналом связи между гражданами, властью, бизнесом, третьим сектором. Однако на практике, в Псковской области обе эти задачи реализуются со значительными оговорками.
Принципиальное значение здесь имеют два момента. Первое: псковские СМИ зависимы как политически, так и экономически. Второе: ситуация в стране имеет свою специфику. Взаимоотношения государства, гражданского общества и СМИ со слов псковских журналистов выглядят так:
Выстроенная вертикаль власти сужает пространство политической конкуренции и соответственно – рынок общественно-политических СМИ.
Экономическая слабость СМИ приводит к слабости в целом: газеты не имеют четкого имиджа, лица, позиции и соответственно – влияния. Редактор СМИ не является влиятельной фигурой.
Все опрошенные эксперты сошлись во мнении, что гражданское общество в России и Псковской области не сформировано, или же очень слабо. Редактора СМИ не считают прессу главным ответственным за построение гражданского общества. Изменения должны идти изнутри, из общества. Главным шагом на пути к гражданскому обществу будет перестройка сознания граждан – когда они поймут, что они граждане, а не население и не электорат. Общество – это же люди, а люди – это каждая конкретная личность, а где формируется личность? Не в СМИ же. Встречается также представление, что и само государство должно перестроить свое отношение к гражданскому обществу и прессе, не дожидаясь, когда общество дозреет до того, чтобы диктовать свои условия - государство как часть общества, очень зависимая от этого общества, должно четко представлять, что есть вот такой инструмент контроля, есть группы, которые так или иначе на него влияют.
Условия политической (реже) и экономической (повсеместно) зависимости прямо или опосредованно создают следующие помехи для нормальной работы прессы:
1) ограничения, накладываемые учредителем – характерны для газет, учрежденных органами власти и субсидируемых из бюджета; они получают деньги на печать и бумагу, не столь зависимы от рекламы и продаж, но должны четко доносить позицию учредителя, которая не всегда способствует успешному продвижению на рынке. Постоянные оглядки на интересы учредителя фактически превращает средство массовой информации в пиар-службу той или иной структуры. Если раньше были какие-то согласования, то есть писали о проблеме, когда знали, что она решается, то теперь пишут и просто так.
2) экономическая слабость – только одна газета в Псковской области живет за счет продаж, у остальных тираж недостаточен. Реклама имеет большой вес в бюджете печатных и интернет-СМИ, что заставляет умалчивать о фактах, неприятных для крупного рекламодателя: «Если в продукции компании Кока-Кола вдруг обнаружит серную кислоту, то мы об этом не напишем, и никто не напишет». Не менее значимы договоры с органами власти на информационное обслуживание. Чтобы не потерять эти договоры, а также доступ к официальной информации, власть стараются не критиковать или, по крайней мере, воздерживаться от жестких комментариев или неудобной информации.
3) самоцензура – журналисты сами, без видимого давления извне, отказываются от самостоятельной позиции. Парадокс: все редактора признали слабость гражданского общества, но при этом с трудом смогли назвать конкретные помехи в их собственной профессиональной деятельности.
4) неконкурентные преимущества отдельных газет – издания, которым не надо зарабатывать на печать и бумагу, конкурируют на рынке с изданиями, которые полностью обеспечивают себя сами. Первые при этом не навешивают себе дополнительной социальной нагрузки, а вторые – воспринимают ситуацию как несправедливую по отношению к себе.
Поскольку в условиях вертикали власти востребован только один коммуникационный канал – сверху вниз и снизу вверх, СМИ приходится служить связующим звеном между властью и всеми остальными (это и отдельные граждане, и некоммерческие организации, и бизнес). Среди псковских редакторов распространено представление о СМИ как единственном доступном и эффективном канале связи между народом и властью. При этом надо учитывать, что российская ситуация очень специфична: у нас через власть так или иначе проходит любая общественно-политическая и социально-экономическая активность, любая проблема решается при участии – с помощью или вопреки – власти.
Соответственно, СМИ воспринимаются властью – как проводник государственной политики, «СМИ должно, обязано работать на государство!». Сами журналисты легко и охотно свыклись с этой ролью, более характерной советской, нежели западной, демократической прессе.
По мнению ряда редакторов, в сложившихся условиях в Псковской области тем не менее существуют возможности для СМИ работать на усиление гражданского общества. Газеты и информагентства стараются профессионально освещать хотя бы те темы, которые не задевают интересы учредителей и коммерческие интересы редакции. По мнению отдельных экспертов, гражданскую мотивацию можно вложить в освещение официальных медиаповодов, как, например, 65-летие Победы, кто-то ставит себе задачу разъяснять гражданам их права.
Редактора считают важным и необходимым поддерживать обратную связь с читателями – практически у всех есть рубрики типа «вопрос – ответ», все общаются с аудиторией через звонки и письма. Также и помощь людям в решении их частных проблем воспринимается как зерно на мельницу гражданского общества. Несмотря на то, что успех публикации в значительной мере зависит от доброй воли ответственного за решение проблемы органа власти и влияние на госструктуры почти всегда получаются половинчатым, создан механизм сигнализации о проблемах, полезный и государству, и гражданам.
Глава 3. Основные направления совершенствования взаимодействия государственных органов и СМИ.
3.1. Комплексное решение по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
В соответствии с выделенными проблемами следует определить действия по улучшению взаимодействия средств массовой информации и государственной власти.
Для того чтобы СМИ имели большую свободу и независимость в издательстве, показе информации необходимо сменить собственников некоторых СМИ. За счет этого многие средства массовой информации смогут печатать, рассказывать, показывать реальную правду, которая существует в стране, в системе государственных органов власти, а в частности в системе исполнительной власти.
Также необходимо улучшать условия работы журналистов, стимулировать их труд, уделять большое внимание подготовке профессиональных кадров в области журналистики, повышать интерес журналистов к своей работе. В результате журналисты сами захотят предоставлять населению правдивую информацию, поскольку реальная правда всегда вызывает больший интерес у людей.
Для того чтобы повысить нравственный и художественный уровень содержания СМИ необходимо уделить внимание повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов отрасли журналистики, повысить уровень нравственности населения, воспитывать чувство патриотизма у молодежи, восстанавливать утраченные жизненные ценности населения.
3.2. Система
мероприятий по совершенствован
Исходя из рассмотренных проблем и выявленных путей их решения, можно предложить следующие мероприятия.
1. Увеличение числа
независимых и свободных СМИ.
В рамках данного мероприятия
можно предложить следующие
2. Увеличение достоверной
информации о событиях в
3. Недопущение злоупотребления
свободы массовой информации. В
данном направлении можно
Заключение
В ходе данной работы были достигнуты поставленные задачи. Были рассмотрены органы, контролирующие деятельность СМИ, рассмотрено участие СМИ в политической жизни, проанализировано взаимодействие СМИ и государственной власти, а также были предложены пути решения проблем.
Вывод можно сделать такой, что возникающие сегодня политические проблемы показывают, что свобода СМИ не абсолютна. СМИ - это и передатчики общественных интересов, и творцы политики. Но высшим критерием их деятельности, высшим благом, которое они должны защищать независимо от своих политических предпочтений, должны быть интересы всего социума в целом, причем последний должен восприниматься как неразрывная часть мирового сообщества. Именно защите этих интересов должны быть подчинены информационные тактики и стратегии любых СМИ, и с этих позиций они должны воспринимать любые интересы и мнения. В этом смысле в их деятельность может и должно вмешиваться правительство, чтобы сохранить данные приоритеты и ценности, предотвратить политику от разрушительных последствий деятельности массмедиа, пытающихся монополизировать информационное и политическое пространство [6].