Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование организации транспортного обслуживания населения в городе Тюмени.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
– исследовать понятие и элементы транспортного комплекса;
– рассмотреть форму, структуру и принципы управления транспортным комплексом;
– изучить организация муниципального управления транспортным комплексом
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы муниципального управления транспортным комплексом 5
Понятие и элементы транспортного комплекса муниципального образования 5
Форма, структура и принципы управления муниципальным транспортным комплексом 12
Организация муниципального управления транспортным комплексом 18
Современные подходы к регулированию транспортного обслуживания населения в городах России 24
ГЛАВА 2. Система транспортного обслуживания населения города Тюмени 27
2.1. Общая характеристика транспортного комплекса Тюмени 27
2.2 Характеристика муниципального управления транспортным комплексом города Тюмени 34
2.3. Основные показатели транспортного обслуживания в Тюмени 37
2.4. Основные пути усовершенствования системы транспортного обслуживания Тюмени 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В собственности
муниципальных образований
Договорные отношения между органами власти (администрацией) и перевозчиком могут быть оформлены разными способами, один из них – заключение государственного (муниципального) контракта на перевозку пассажиров. Наличие договорных отношений между заказчиком и перевозчиком на оказание услуг по перевозке пассажиров на территории муниципального образования является обязательным, поскольку предусматривает обязательства сторон, ответственность за их невыполнение и является определенной гарантией качественного оказания услуг, упорядочивает дорожное движение по городу, обеспечивая безопасность, как транспорта, так и пассажиров.
Таким образом, наиболее оптимальной является организация транспортного обслуживания населения в муниципальном образовании, при которой основные, магистральные транспортные средства (троллейбусы, автобусы большой вместимости, трамваи) принадлежат муниципалитетам. Управление этой деятельностью целесообразно осуществлять посредством создания и функционирования муниципальных унитарных предприятий. Это позволит обеспечить транспортное обслуживание на основных пассажирских линиях.
1.3 Организация
муниципального управления
В нашей стране система управления общественным пассажирским и грузовым транспортом складывалась в годы централизованного отраслевого принципа управления. В числе основных недостатков существовавшего механизма управления можно отметить: монополизм в деятельности предприятий; приоритет хозяйственных интересов над социальными; отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы и более полному удовлетворению потребностей потребителей; фактическое отстранение потребителей от влияния на результаты деятельности производителей услуг городского общественного пассажирского транспорта. Эти недостатки послужили основанием для реформирования существовавшей системы управления транспортом в соответствии с требованиями новых экономических условий.
Высокая социальная
значимость услуг общественного
пассажирского и грузового
Основными задачами государственного и муниципального управления в сфере организации транспортного обслуживания являются:
– обеспечение надежного состояния транспортных линий;
– приведение подвижного состава в надлежащее состояние, соответствующее техническим параметрам и нормативам;
– обеспечение надлежащей безопасности и качества перевозок;
– модернизация систем организации транспортного движения, диспетчеризация и контроль качества транспортного обслуживания населения.
Управление
организацией транспортных перевозок
в муниципальном образовании
со стороны местных властей
Основными субъектами систем управления пассажирским и грузовым транспортом в современных условиях являются:
– органы государственной власти (Российская Федерация, ее субъекты), выступающие в качестве системных инвесторов развития и поддержания работоспособности транспорта;
– органы местного самоуправления (администрации, муниципалитеты) как генеральные заказчики транспортных услуг, регуляторы рынка их производства, проводимой тарифной и текущей субсидиарной политики;
– население муниципальных образований, выступающее в роли потребителей услуг и частично финансирующее их производство в форме оплаты проезда;
– лицензированные предприятия (компании) различных форм собственности, производящие транспортные услуги.
Перспективной является схема управления перевозками с выделением в отдельную структуру (муниципальное предприятие) службы муниципального заказчика транспортных услуг. Эта структура ведает вопросами транспорта и содержания муниципальных дорог и состоит из трех звеньев: администрация муниципального образования, служба муниципального (генерального) заказчика на транспортное обслуживание и предприятия пассажирского или грузового транспорта. Служба муниципального заказчика как отдельная структура управления транспортом для качественного и эффективного выполнения стоящих перед ней задач должна иметь следующие функциональные подразделения:
– отдел планирования объема транспортных услуг и формирования городского заказа, определяемых на основе маркетинговых данных и установленного уровня качества обслуживания пассажиров;
– отдел заключения договоров на обслуживание пассажиров и организацию конкурсного отбора подрядчиков;
– отдел (служба) диспетчеризации, при этом предпочтительна передача диспетчерской службы независимому предприятию;
– отдел контроля, в задачу которого входит контроль за точностью и своевременностью выполнения работы предприятиями-перевозчиками, контроль за полнотой сбора проездной платы на маршрутах;
– отдел расчетов с перевозчиками, в функции которого входят учет поступления бюджетных средств на оплату услуг и расчет с предприятиями за выполненную транспортную работу.
Все отделы этой службы в зависимости от принятой политики местных органов власти решают следующий комплекс задач:
– изучение транспортной подвижности населения города и его потребности в перевозках;
– разработка совместно с научно-исследовательскими и проектными организациями городской сети маршрутов;
– разработка мероприятий по улучшению транспортного обслуживания населения;
– разработка расписания транспортных средств на маршрутах согласно потребностям населения, предприятий и организаций города;
– согласование рассчитанных транспортными предприятиями расходов;
– заключение с транспортными предприятиями договоров на выполнение транспортных перевозок;
– контроль соблюдения требований по оснащенности и санитарному состоянию подвижного состава;
– контроль за содержанием и оборудованием остановочных пунктов, освещением улиц и состоянием дорожного покрытия на маршрутах транспортных перевозок;
– контроль выполнения распоряжений главы администрации, касающихся сферы транспорта;
– приобретение новых пассажирских транспортных средств и передача их муниципальным транспортным предприятиям города и т.д.
Из перечисленных задач наиболее значимыми являются организация и координация формирования и развития целостной системы управления сферой пассажирского транспорта и контроль полноты и качества выполняемой транспортной работы. Таким образом, служба заказчика транспортных услуг распределяет на конкурсной основе объемы перевозок между муниципальными и частными перевозчиками, устанавливает графики движения, осуществляет оперативный контроль работы транспорта.
Непосредственное управление движением и учет работы подвижного состава на маршрутах осуществляются муниципальными и частными предприятиями, которые находятся на втором уровне системы управления пассажирскими перевозками.
Органы местного управления могут быть наделены полномочиями по финансированию муниципальных транспортных предприятий-перевозчиков для компенсации перевозки льготных категории пассажиров.
Для финансирования организаций пассажирского транспорта в основном используются следующие механизмы: оплата транспортных услуг в соответствии с выполненным расписанием; финансирование на основе выполненных объемов перевозок и качества оказанных услуг, в его основе лежит усредненная цена одного пассажиро-километра с действием поправочных коэффициентов в зависимости от типа подвижного состава. Согласно пп.4 п.1 ст.17 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления вправе устанавливать тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями.
Основной производственной единицей муниципального общественного пассажирского транспорта является транспортная организация – перевозчик пассажиров или груза.
Главная задача организации
и планирования транспортных услуг
в каждом транспортном предприятии
состоит в обеспечении
Пассажирский транспорт входит в предприятия комплексного типа, осуществляющие перевозку пассажиров, хранение, обслуживание и ремонт подвижного состава, а также снабжение необходимыми эксплуатационными, ремонтными материалами и запасными частями. В составе предприятия пассажирского транспорта выделяют следующие группы подразделений: основное производство (перевозка), вспомогательное (техническое обслуживание) и обеспечивающие службы (обеспечение ресурсами).
Каждое автотранспортное предприятие, занимающееся перевозками, имеет в своем составе пять основных служб: техническую (техническое обслуживание подвижного состава); эксплуатационную (управление перевозочным процессом); экономическую (планирование производственной деятельности); службу безопасности движения; кадровую службу.
Предприятия и организации пассажирского транспорта самостоятельно утверждают организационную структуру управления.
Служба эксплуатации является основной в любой автотранспортной организации. В ее состав входят производственные и функциональные подразделения. Функциональные подразделения службы эксплуатации представлены отделами эксплуатации и сбора доходов. В функции отдела эксплуатации входит подготовка документации для получения сертификатов соответствия на оказываемые услуги по перевозке пассажиров и лицензий на осуществляемую транспортную деятельность. Отдел сбора доходов обеспечивает наличие билетов у материально ответственных лиц. Производственно-техническую службу составляют производственные подразделения.
В структуре управления предприятиями электрического транспорта выделяют непосредственно аппарат управления, службу подвижного состава, службу движения (включая диспетчерскую службу), службу путевого хозяйства, службу энергохозяйства и различные аварийно-восстановительные службы и бригады.
Для повышения эффективности управления движением и оперативности принятия управленческих решений в последнее время широко внедряются автоматизированные системы диспетчерского управлении движением, транспортные единицы (трамвай, троллейбус) оснащаются специальными устройствами, которые передают сигнал на пульт диспетчера.
Для организации муниципального транспорта важнейшей проблемой является соблюдение необходимого соответствия производственной мощности предприятия, его отдельных звеньев и элементов транспортной системы ожидаемым объемам перевозки грузов и пассажиров. Каждое предприятие муниципального транспорта имеет определенную производственную мощность. Под ней понимается максимальный объем транспортных услуг, который может произвести предприятие за год при имеющемся объеме и структуре основных фондов, применяемой организации производственного процесса и соответствующей квалификации кадров.
Таким образом,
основным направлением оптимизации
транспортных потоков на территории
муниципальных образований
1.4 Современные подходы к регулированию пассажирских перевозок в городах России
Около 73% населения Российской Федерации проживает в городах - и только незначительное количество народа является владельцами собственных легковых автомобилей. Таким образом, это предопределяет существенное влияние городского общественного пассажирского транспорта как на эффективность экономики в целом, так и на реализацию социальных функций. Надежная система общественного пассажирского транспорта всегда была и поныне остается основным фактором социально-политической стабильности. Автобусный транспорт обслуживает более 1260 городов и поселков городского типа, при этом примерно 100 городов имеют также троллейбусную и/или трамвайную сеть. В 2008 году городским и пригородным общественным пассажирским транспортом было перевезено 35-40 миллиардов пассажиров, что соответствует выполнению более 200 миллиардов пассажиро - километров.
Информация о работе Организация транспортного обслуживания населения муниципального образования