Организация транспортного обслуживания населения муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование организации транспортного обслуживания населения в городе Тюмени.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
– исследовать понятие и элементы транспортного комплекса;
– рассмотреть форму, структуру и принципы управления транспортным комплексом;
– изучить организация муниципального управления транспортным комплексом

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы муниципального управления транспортным комплексом 5
Понятие и элементы транспортного комплекса муниципального образования 5
Форма, структура и принципы управления муниципальным транспортным комплексом 12
Организация муниципального управления транспортным комплексом 18
Современные подходы к регулированию транспортного обслуживания населения в городах России 24
ГЛАВА 2. Система транспортного обслуживания населения города Тюмени 27
2.1. Общая характеристика транспортного комплекса Тюмени 27
2.2 Характеристика муниципального управления транспортным комплексом города Тюмени 34
2.3. Основные показатели транспортного обслуживания в Тюмени 37
2.4. Основные пути усовершенствования системы транспортного обслуживания Тюмени 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 207.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее  время на рынке транспортных услуг  в Тюмени свою деятельность осуществляют 490 хозяйствующих субъектов, среди них 319 индивидуальных предпринимателей. При таком разнообразии как юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность на рынке транспортных услуг, так и транспортных средств наблюдается тенденция снижения объемов перевозок пассажиров на городских и пригородных маршрутах автобусами большой вместимости и городским электрическим транспортом по социально значимым маршрутам. Это происходит по причине перераспределения пассажиропотока на автотранспорт малой вместимости.

Насыщение рынка  транспортных услуг автобусами малой вместимости не решает проблему перевозок пассажиров в «час пик», так как люди пожилого возраста либо с ограниченными физическими возможностями не всегда могут осуществить проезд в автобусах малой вместимости вследствие конструктивных особенностей данного вида пассажирского транспорта. Дальнейшее увеличение количества пассажирского транспорта малой вместимости будет способствовать ухудшению экологической обстановки в областном центре. При этом вследствие перегруженности автомобильных дорог будет снижаться качество обслуживания граждан и безопасность дорожного движения на городских маршрутах.

В настоящее  время главный акцент делается на широкую доступность пассажирского  транспорта, протяженность и направление  маршрута, а также регулярность движения транспортных средств, увеличение транспортных средств с большой вместимостью пассажиров.

Одним из проблемных вопросов остается вопрос развития транспортной инфраструктуры – важной составляющей предоставления населению транспортных услуг. Транспортный комплекс муниципального образования представляет собой комплекс технических средств – здания (автовокзалы, автостанции, автокассы и диспетчерские пункты), сооружения (посадочные павильоны, площадки для стоянки автотранспортных средств, остановочные и разворотные площадки), а также улично-дорожную сеть и транспортные магистрали, обеспечивающие стабильность и безопасность функционирования транспортного комплекса.

Таким образом, работа пассажирского автомобильного и городского наземного электрического транспорта на городских и пригородных маршрутах Тюмени характеризуется постоянным ростом числа перевезенных пассажиров. В результате реализации мероприятий целевых программ планируется увеличить объем перевозок пассажиров автомобильным и городским наземным электрическим транспортом на городских и пригородных маршрутах до 155,8 млн. чел./год.

 

 

2.4 Пути совершенствования организации транспортного обслуживания города Тюмени

 

В настоящее  время транспорт работает в условиях, когда наметилась тенденция стабилизации экономики и доходов населения. Пассажирский транспорт является одной из значимых отраслей хозяйства. При возрастании количества личных транспортных средств у многих граждан проблема своевременного и качественного удовлетворения спроса на перевозки возрастает.

На транспорте, выполняющем огромные объемы перевозок, требуется улучшить организацию работы и управление транспортным комплексом, повысить регулярность и частоту движения автобусов; значительно улучшить транспортное обслуживание населения; повысить безопасность движения и уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Существует необходимость в обновлении подвижного состава транспорта более производительными и комфортабельными видами транспорта, имеющими повышенную экономичность в расходовании топлива, обеспечивающих снижение себестоимости перевозок.

В числе основных проблем существовавшего механизма  управления транспортным комплексом можно  отметить: монополизм в деятельности предприятий, приоритет хозяйственных  интересов над социальными, отсутствие действенных стимулов к повышению качества работы.

Одной из первых задач должна стоять задача исследование объема и параметров городского рынка пассажирских перевозок. Это будет возможно осуществить только с помощью научно разработанной и апробированной методики.

Следующим этапом должно стать формирование городской  маршрутной сети. При этом необходимо учесть работу всех видов городского пассажирского общественного транспорта, направление основных пассажиропотоков, оптимальное количество пересадок  пассажиров при переезде из одной части города в другую.

Учитывая большую  общественную значимость общественного  транспорта власти должны заранее продекларировать свои намерения с помощь разработки и открытого согласования с общественность основополагающего документа, таким документом может стать Положение об организации и осуществлении пассажирских перевозок по маршрутной сети города. В этом Положении можно будет определить условия конкурса на основании которого и будут распределяться права на выполнение перевозок по городским маршрутам.

Снижение себестоимости перевозок можно снизить, с одной стороны, проведением анализа финансовой и управленческой деятельности предприятия и снижением накладных расходов и, с другой стороны, снижением прямых расходов.

Одним из способов снижения прямых расходов является газификация большеместных автобусов. При стоимости газового оборудования с установкой в размере 13 тысяч рублей, стоимости сжиженного газа в размере 7,5 рубля за литр и среднедневном расходе топлива в 100 литров затраты окупятся за 17 дней при стоимости бензина 15,6 рублей за литр.

При формировании городской пассажирской транспортной сети должны соблюдаться основные принципы:

1. Должны учитываться  интересы жителей всех районов  города и ближайших пригородов. Исключение диспропорции между перегруженностью центральных улиц и необеспеченностью транспортным сообщением ряда районов города.

2. Городская пассажирская транспортная сеть должна обеспечивать переезд пассажира в любой район города с количеством пересадок не более установленного. При этом необходимо выбрать «золотую» середину между двумя крайностями – минимальное количество пересадок, но сильно разветвленная и хаотичная транспортная сеть с большим количеством маршрутов, и городская транспортная сеть с ограниченным числом маршрутов, но большое количество пересадок при переезде из одного района города в другой.

4. Исключение  дублирования маршрутов.

5. Возможность  полного контроля над перевозчиками  диспетчерской службой города.

6. Удобство пересадок  пассажиров с одного маршрута на другой. Узловые пункты пересадок должны быть оборудованы соответственно транспортному и пассажирскому потокам.

7. Центральные  улицы должны быть освобождены  от излишнего количества маршрутов  и большого количества автобусов.  Особое внимание необходимо уделить районам с повышенной загруженностью. В часы пик и при ДТП в таких районах образуются большие пробки, все усугубляется большим количеством маршрутных микроавтобусов, производящих посадку-высадку пассажиров на небольшой остановке.

Следующим этапом мог бы стать этап формирования городской маршрутной сети с определением параметров каждого маршрута – динамики пассажиропотока, количества и места остановок, графика движения транспорта, необходимого количества автобусов, определения целесообразности привлечения к выполнению перевозок большеместных автобусов или только микроавтобусов. При этом необходимо исходить из того, что изменение себестоимости перевозок пассажиров большеместными автобусами и изменение себестоимости перевозок пассажиров микроавтобусами в зависимости от величины пассажиропотока различны.

Предпосылки совершенствования  системы пассажирских перевозок:

1. Городская  администрация должна обеспечить выполнение социальных гарантий в отношении наименее обеспеченных слоев населения.

2. Городской  рынок пассажирских автомобильных перевозок может быть доходным.

3. При правильном  менеджменте городская администрация  может обеспечить всех жителей  города необходимым количеством  и качеством транспортных услуг.

4. При выполнении  необходимого объема перевозок возможно снижение интенсивности движения, повышения безопасности перевозок и снижение тарифа на них.

5. Городской  бюджет может получать дополнительный  доход от передачи перевозчикам  права пользования городским  пространством, более полного  взимания налогов и введения новых налогов.

Предполагается, что для достижения указанных  целей в первую очередь необходимо создание коллегиального органа в структуре  местной администрации, в ведении  которого находились бы вопросы транспортного  обслуживания населения. Например, в Омске такой совет был создан в целях объединения усилий органов местного самоуправления в вопросах обеспечения стабильной работы и повышения эффективной деятельности городского пассажирского транспорта.

В омском варианте в совет входят только чиновники городской администрации, хотя для более успешного планирования и организации пассажирских перевозок было бы правильным привлечение представителей ГИБДД, территориального отделения российской транспортной инспекции, представителей общественности, научных кругов. Такой состав отвечал бы той важности, которую играет пассажирский общественный транспорт в жизни города.

Основными задачами такого Совета, по нашему мнению, должны быть следующие:

1. Выявление  проблем в организации транспортного  обслуживания населения.

2. Стратегическое  планирование совершенствования  деятельности городского общественного  транспорта.

3. Разработка  основных направлений стратегии  обеспечения деятельности муниципальных  транспортных предприятий и учреждений.

4. Разработка  предложений по финансированию из городского бюджета деятельности городского общественного транспорта.

5. Подготовка  рекомендаций:

- по эффективному  использованию муниципального имущественного  комплекса, переданного муниципальным  транспортным предприятиям и  учреждениям транспорта на праве хозяйственного ведения, оперативного управления и по договорам безвозмездного пользования;

- по повышению  доходов муниципальных транспортных  предприятий и учреждений при  осуществлении уставной деятельности;

- по снижению  себестоимости перевозной и иной производственной деятельности муниципальных транспортных предприятий и учреждений и повышению их рентабельности;

- по распределению  доходов от деятельности частных  транспортных предприятий;

- по организации  и контролю движения финансовых  потоков, сформированных из собственных доходов муниципальных транспортных предприятий и учреждений, из бюджетных средств;

- по привлечению  кредитных ресурсов для обеспечения  деятельности городского общественного  транспорта;

- по обновлению  подвижного состава муниципальных транспортных предприятий.

6. Разработка  условий сдачи в аренду имущества  города, связанного с транспортным  обслуживанием населения;

7. Разработку  концепции конкурса на право  выполнения пассажирских перевозок  по маршрутной сети города;

8. Разработку методики проведения мероприятий по контролю над выполнением перевозчиками договорных условий по транспортному обслуживанию пассажиров и др.

Совет должен обладать властными полномочиями в рамках своей компетенции и возможностью контроля над движением финансовых средств, выделяемых на развитие транспорта.

Первой и  одной из главных целей является исследование объема и параметров городского рынка пассажирских перевозок –  величины и динамики пассажиропотока  по маршрутам. Для быстрого и успешного  достижения этой цели необходимо иметь научно обоснованную и апробированную методику. Существует ли такая методика на данный момент, выяснить не удалось.

Городской бюджет должен будет получить дополнительные поступления от повышения собираемости уже существующих налогов. Увеличатся поступления в региональный и федеральный бюджеты в связи с выходом из «тени» части доходов от выполнения пассажирских перевозок. Свою роль должен сыграть запрет на привлечение к пассажирским перевозкам несертифицированных микроавтобусов южнокорейского производства, это, в какой-то мере поддержит отечественных производителей автобусов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Транспортный  комплекс занимает  значительную долю в валовом региональном  продукте, в инвестициях, в численности  занятых, а также в ряде других важных показателей, характеризующих экономику города.

Основными элементами транспортного комплекса являются транспортные средства, подвижной состав, путевые устройства, система энергоснабжения  и устройства для хранения и ремонта  транспортных средств.

Однако на сегодняшний  день, организация транспортного  обслуживания граждан нуждается в строгой систематизации. На транспорте, выполняющем огромные объемы перевозок, требуется улучшить организацию работы и управление транспортным комплексом, повысить регулярность и частоту движения автобусов; значительно улучшить транспортное обслуживание населения; повысить безопасность движения и уменьшить вредное воздействие транспорта на окружающую среду. Существует необходимость в обновлении подвижного состава транспорта более производительными и комфортабельными видами транспорта, имеющими повышенную экономичность в расходовании топлива, обеспечивающих снижение себестоимости перевозок.

Информация о работе Организация транспортного обслуживания населения муниципального образования