Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование организации транспортного обслуживания населения в городе Тюмени.
Для достижения данной цели предстоит решить следующие задачи:
– исследовать понятие и элементы транспортного комплекса;
– рассмотреть форму, структуру и принципы управления транспортным комплексом;
– изучить организация муниципального управления транспортным комплексом
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы муниципального управления транспортным комплексом 5
Понятие и элементы транспортного комплекса муниципального образования 5
Форма, структура и принципы управления муниципальным транспортным комплексом 12
Организация муниципального управления транспортным комплексом 18
Современные подходы к регулированию транспортного обслуживания населения в городах России 24
ГЛАВА 2. Система транспортного обслуживания населения города Тюмени 27
2.1. Общая характеристика транспортного комплекса Тюмени 27
2.2 Характеристика муниципального управления транспортным комплексом города Тюмени 34
2.3. Основные показатели транспортного обслуживания в Тюмени 37
2.4. Основные пути усовершенствования системы транспортного обслуживания Тюмени 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
В рыночных отношениях имеют место два направления в организации услуг пассажирского транспорта: с одной стороны, работа транспорта приводится в соответствие со спросом на его услуги, а с другой – формируется спрос на перевозки в зависимости от возможностей транспортной системы. Это реализуется в комплексе технологий организации и управления транспортным процессом.
Управление транспортным процессом можно разложить на классические четыре составляющие: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Планирование транспортного процесса невозможно без необходимого количества первоначальных статистических данных.
Социально-экономические изменения в стране за последнее десятилетие практически не коснулись статистики транспортных систем городов, к сожалению и без того весьма бедной. Анализ отчетных статистических показателей показывает, что по ним не всегда можно оценить уровень транспортно-пассажирского обслуживания населения городов, а в некоторых случаях колебания носят просто необъяснимый характер. Одной из причин этого является несовершенство современной информации о состоянии городского общественного транспорта. Даже по такому важнейшему показателю как определение единицы объема перевозок (продукции) нет единства: тут и пассажиры, и пассажиро-километры, место-километры и вагоно-километры. А ведь через показатель объема продукции определяются и объемы финансирования, и себестоимость, и производительность труда, и фондоотдача.
Но для начала необходимо определить границы рынка, подлежащего регулированию. Здесь следует упомянуть успешный опыт городов Новокузнецк, Омск и Томск по разработке и утверждению городской пассажирской транспортной сети с утверждением маршрутов следования и остановок общественного транспорта. Все эти решения городских властей были основаны на результатах исследования пассажиропотока. При этом необходимо было учитывать:
1. Протяженность
улиц, в том числе магистральных
общегородского и районного
2. Улиц с городским общественным транспортом.
3. Среднюю вместимость единицы подвижного состава.
4. Общее количество пассажиров с разделением на платных и льготных.
В г. Комсомольск-на-Амуре среди целей при утверждении городской пассажирской транспортной сети указывались и такие, как: исключение неоправданного дублирования автобусных и трамвайных маршрутов, исключение перегрузки центральных улиц, организация равного транспортного сообщения для всех районов города
Глава 2. Система транспортного обслуживания
населения Тюмени
2.1 Общая характеристика муниципального управления транспортным комплексом города Тюмени
Тюмень как административный центр области в транспортной сети региона выполняет роль связующего звена между севером и югом области, через город также проходит северная ветка транссибирской магистрали, связывающая Центральную часть России с Сибирью и Дальним Востоком.
Грузооборот крупных
и средних предприятий
– Международный аэропорт «Рощино» в г. Тюмени выступает в роли узлового регионального аэропорта для связи Севера и Юга области. Кроме того, географическое положение его благоприятно для промежуточных посадок самолетов на магистральных маршрутах Европа – Китай, Европейская часть России – Дальний Восток, Сибирь.
Тюменская область расположена на перекрестке важнейших транспортных коридоров, идущих с Запада на Восток и связывающих регионы Европейской части России, Урала с Сибирью и Дальним Востоком, и с Севера на Юг, связывающих северные автономные округа - крупнейшие районы добычи нефти и газа – с остальными регионами РФ и обеспечивающие выход на страны Центральной Азии.
Через Тюмень исторически проходили важнейшие транспортные пути по которым осуществлялось освоение и заселение Сибири и Дальнего Востока. В конце XIX-начале ХХ века была построена Транссибирская железнодорожная магистраль, прошедшая по территории области. С середины ХХ века началось формирование сети автомобильных дорог.
Для Тюмени автомобильный транспорт имеет большое значение, являясь основным фактором, обеспечивающим экономическую и социальную стабильность общества, мобильность населения, развитие территории муниципального образования.
Тюменский железнодорожный узел обеспечивает отправление и приемку грузов и пассажиров как с главного направления Транссибирской магистрали, так и в направлении Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Крупнейшая сортировочная станция Войновка отправляет в сутки на север в среднем по 26 грузовых поездов и перерабатывает весь поток грузов, идущий с севера.
Общее руководство транспортным комплексом в Тюмени осуществляет Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта. Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени (далее - Департамент) является отраслевым органом Администрации города Тюмени и создан в целях решения вопросов дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания.
Согласно Постановления Правительства Тюменской Области от 14 апреля 2008г. №98 «О департаменте дорожной инфраструктуры и транспорта Администрации города Тюмени». Департамент дорожной инфраструктуры и транспорта является органом исполнительной власти Тюменской области, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в сфере транспорта и дорожного хозяйства Тюменской области, а также координирующим в случаях, установленных федеральными законами, законами Тюменской области, указами губернатора и постановлениями правительства Тюменской области, деятельность в этой сфере иных органов исполнительной власти области.
Департамент в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами Тюменской области, Уставом города Тюмени, муниципальными правовыми актами города Тюмени, а также настоящим Положением.
Департамент в своей деятельности подотчетен Главе Администрации города Тюмени и непосредственно подчинен курирующему заместителю Главы Администрации города Тюмени. Положение о Департаменте, численность и категории должностей Департамента утверждаются муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени.
В список основных задач Департамента входят следующие положения:
Основными функциями Департамента являются:
Транспортная система города включает отрасли транспортного комплекса, воздушный, железнодорожный и трубопроводный транспорт. В транспортный комплекс входят морской, речной, автомобильный, городской пассажирский и промышленный транспорт.
Наибольшее значение для перевозок грузов и пассажиров в Тюмени имеет автомобильный, городской пассажирский и железнодорожный транспорт. Основу дорожной сети города составляют автомобильные дороги федерального и регионального значения протяженность которых составляет почти 1250 км.
Через город проходят дороги федерального значения: Р351 и Р401, Р402, Р404, М51. Более 95 процентов автомобильных дорог имеют твердое покрытие.
Железнодорожный транспорт в Тюмени занимает второе место по важности, пассажиро- и грузоперевозкам. Железнодорожные перевозки в Тюменской области осуществляет Тюменское отделение Свердловской железной дороги, филиал ОАО «РЖД» – предприятие, управляющее перевозками на территории Тюменской области.
Правовое положение Тюменского отделения Свердловской железной дороги регулируется Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом РФ «Об акционерных обществах»
Железнодорожный транспорт является основой транспортной системы области, основным, а в некоторых случаях и единственным видом транспорта, осуществляющим массовые перевозки грузов и пассажиров практически при любых климатических условиях. По его работе можно судить о жизнеспособности всего хозяйственного комплекса региона.
Тюменское отделение Свердловской железной дороги осуществляет большие объемы грузовых и пассажирских перевозок, имеет квалифицированных специалистов во всех областях железнодорожного транспорта, проектные и строительные мощности, а также опыт международного сотрудничества.
Имущество железнодорожного транспорта относится к федеральной собственности, закрепляется в хозяйственном ведении или в оперативном управлении предприятий.
Таким образом, организационное устройство управления транспортного комплекса является сложной системой, состоящей из многих звеньев, которые ответственны за разные направления деятельности по управлению транспортным комплексом.
2.3 Основные показатели транспортного обслуживания в Тюмени
В структуру транспортного комплекса входят перевозки автомобильным, железнодорожным видами транспорта. Здесь занято 14568 человек. Средний годовой объем перевозок грузов автомобильным транспортом по области составляет 8,5 млн. тонн, пассажирооборот 1,2 млн. пассажиро-километров.
На рынке автотранспортных услуг города Тюмени работает 80 организаций, включая малые предприятия. На территории города действует развитая маршрутная сеть и автобусная сеть, которая включает 238 городских автобусов, более 630 маршрутных такси, и 150 пригородных автобусов. Организовано надежное автобусное сообщение города с районными центрами и близлежащими областями.
Железнодорожным транспортом обеспечивается до 80 процентов грузовых и 20 процентов пассажирских перевозок, включая пригородные маршруты.
Таб. 2. 1 Пассажирооборот по видам транспорта общего пользования в 2007-2011гг., (млн. пассажиро-километров)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Транспорт – всего, в т.ч. |
4256 |
4340 |
4342 |
4299 |
3834 |
железнодорожный |
3248 |
3209 |
3232 |
3083 |
2631 |
автобусный |
1008 |
1131 |
1110 |
1216 |
1203 |
Согласно данным таблицы 2.3 наибольшее значение пассажирооборота по всем годам наблюдается у железнодорожного транспорта, на втором месте находиться автобусный. Так в 2011г. пассажирооборот железнодорожного транспорта уменьшился на 452 млн. пассажиро-километров по сравнению с 2010г. Пассажирооборот автобусного транспорта в 2011г. уменьшился на 13 млн. пассажиро-километров по сравнению с 2010г.
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2006-2010гг. выведены в таблицу 2.2.
Таблица 2.2
Перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования в 2006-2010гг., млн. чел.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Транспорт – всего, в т.ч. |
145,8 |
151,0 |
150,6 |
155,7 |
135,6 |
железнодорожный |
26,1 |
23,9 |
22,9 |
21,4 |
17,1 |
автобусный |
64,2 |
71,4 |
77,5 |
83,8 |
73,9 |
В 2011 году на городских маршрутах автобусами не было выполнено почти 15,8 тыс. рейсов (12,6%), на пригородных – 7,7 тыс. рейсов (3,5%).
Железнодорожные пути общего пользования в 2010г. и в 2009г. составили 948 км., что по сравнению с 2006г. меньше на 62 км., по сравнению с 2007г. и с 2008г. меньше на 24 км.
Автомобильные дороги общего пользования за анализируемый период увеличились на 79 км. В 2010г. по сравнению с 2009г. автомобильные дороги общего пользования увеличились на 13 км. Автомобильные дороги необщего пользования в 2010г. уменьшились по сравнению с 2006г. на 591 км., по сравнению с 2008г. меньше на 269 км., по сравнению с 2009г. меньше на 139 км.
Информация о работе Организация транспортного обслуживания населения муниципального образования