Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Исходя из проблемы исследования, можно сформулировать основную цель данной работы:
- освещение понятия и развития организационных основ местного самоуправления;
- определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления;
- рассмотрение вопросов организации работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
- рассмотрение особенностей организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских и городских поселениях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
1 Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления……………4
2 Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………………………….8
3 Организация работы представительных органов местного самоуправления…...….12
4 Организация работы исполнительных органов местного самоуправления……...…17
5 Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях…………………………………………………………………………………..…..20
6 Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях…...23
7 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях………………………………………………………...…......25
Заключение…………………………………………………………………………..……29
Приложение 1……………………………………………………………………………..31
Приложение 2…………………………………………………………………..…………32
Список литературы………………………………………….……………………………33

Файлы: 1 файл

Муниципал. правоo.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

2. гласность рассмотрения (на открытом заседании);

3. официальное опубликование (обнародование) результатов рассмотрения.

Народная правотворческая  инициатива позволяет гражданам  активно участвовать в местном  самоуправлении и влиять на выработку и определение направлений деятельности органов местного самоуправления, предлагать свои варианты разрешения вопросов местного значения, определять приоритет в деятельности представительных и выборных органов местного самоуправления.

Народная правотворческая  инициатива является воплощением на практике конституционного права граждан (ст.33) обращаться лично, направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления.

Под обращениями принято понимать изложенные в устной или письменной форме предложения, заявления, жалобы, ходатайства, в том числе коллективные обращения граждан.

Предложение – обращение гражданина конкретного характера, не связанное с нарушением его прав, направленное на улучшение организации и деятельности органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, вне зависимости от организационно-правовой формы, в решении вопросов экономической, социально-культурной и других сфер местной жизни.

Заявление – обращение гражданина по поводу реализации принадлежащих ему прав, закрепленных Конституцией РФ, законами РФ и её субъектов.

Жалоба – обращение гражданина по поводу восстановления прав или законных интересов, нарушенных действиями (бездействием), решениями органов местного самоуправления, их должностными и выборными лицами, руководителями предприятий, учреждений и общественных объединений.

Ходатайство – письменное обращение гражданина с просьбой о признании за ним определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов их подтверждающих.

Коллективное обращение – это  обращение двух и более граждан  в письменной форме, содержащее частный  интерес, либо обращение, имеющее общественный характер, принятое на митинге, собрании и подписанное их организаторами и (или) участниками.

Территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных интересов в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

Являясь частью общей системы местного самоуправления, система территориального общественного самоуправления включает в себя общее собрание (сход), конференции, обращения граждан и другие формы непосредственной демократии, а также советы или комитеты микрорайонов, жилищных комплексов, поселков, сельских населенных пунктов, кварталов, улиц, дворов и других территорий.

Органы территориального общественного самоуправления объединяют население не на основе членства, связанного с каким-либо условием (уплата взносов, соблюдение устава партии и т.п.), а на основе совместной работы по выполнению определенных задач в области обслуживания общественных потребностей граждан, удовлетворения их культурно-бытовых и иных запросов, охраны их прав и законных интересов.

Порядок организации и осуществления  территориального общественного самоуправления определяется уставом и нормативно-правовыми  актами органов муниципального образования.

 

3. Организация работы представительных органов местного самоуправления

 

В Федеральном законе № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции от 03.05.2011) есть краткое определение представительского органа местного самоуправления: «Представительный орган местного самоуправления - выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования»11.

В статье 35 того же закона дается более развернутое определение в нем отмечено, что представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

Таким образом, если кратко суммировать, что представительный орган муниципального образования – это состоящий из депутатов выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Основным законодательным  актом, регулирующим деятельность выборных органов МСУ в Российской Федерации, является (после Конституции и  Европейской хартии местного самоуправления12) Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Наличие представительного  органа в структуре органов муниципального образования является обязательным, за исключением поселений с численностью жителей, обладающих избирательным  правом, менее 100 человек (в этом случае полномочия представительного органа осуществляются сходом граждан, ст. 24). В настоящее время наименования органов местного самоуправления весьма различны. Так, в зависимости от исторических, национальных и иных местных традиций представительный орган местного самоуправления может называться следующим образом: городская дума, городской совет, совет депутатов, муниципальный совет, муниципальное собрание, собрание представителей, рада, курултай, хурал, джирге, круге и т.п.

Представительный орган муниципального образования обладает правами юридического лица, за исключением поселений с численностью населения менее 1000 человек, в которых представительный орган может не наделяться правами юридического лиц13.

Законом о местном  самоуправлении 2003 г. предусмотрены два основных способа формирования представительного органа муниципального образования.

Первый, традиционный, заключается в формировании представительного  органа путем проведения муниципальных  выборов. Численность депутатов  представительного органа определяется уставом муниципального образования, но не может быть меньше установленной законом. Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность депутатов представительного органа поселения или городского округа:

7 человек – при численности населения менее 1000 человек;

10 человек –  при численности населения от 1000 до 10000 человек;

15 человек –  при численности населения от 10000 до 30000 человек;

20 человек –  при численности населения от 30000 до 100000 человек;

25 человек – при численности населения от 100000 до 500000 человек;

35 человек –  при численности населения свыше  500000 человек.

Численность депутатов  представительного органа муниципального района определяется уставом муниципального района и не может быть менее 15 человек.

В отношении  представительных органов муниципальных  районов, формируемых на муниципальных  выборах, существует ограничение представительства: число депутатов, избираемых от одного поселения, не может превышать две  пятые от установленной численности представительного органа муниципального района.

Представительный  орган муниципального образования  может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее 2/3 от установленной  численности депутатов.

Второй способ предусматривается исключительно  для формирования представительных органов муниципальных районов. Они могут либо избираться на основе прямого, всеобщего волеизъявления избирателей, либо составляться из глав поселений, расположенных в границах муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений. Второй способ усиливает контакты муниципальных образований разных уровней, но может осложнить выполнение функции представительства, ослабить связи с избирателями. Поэтому Закон о местном самоуправлении 2003 г. отдает предпочтение первому из названных способов, ограничивая применение второго рядом условий. В частности, решение о его использовании должно быть в течение одного года со дня выдвижения соответствующей инициативы поддержано представительными органами не менее чем двух третей поселений, входящих в состав муниципального района. Инициатива о формировании представительного органа муниципального района оформляется решением представительного органа, расположенного в границах муниципального района поселения. В решении указывается предлагаемая норма представительства депутатов представительных органов поселений в представительном органе муниципального района, а также день начала работы сформированного в соответствии с указанным порядком представительного органа муниципального района. День начала работы данного органа не может быть ранее дня истечения срока полномочий представительного органа муниципального района, сформированного путем проведения муниципальных выборов. Указанный порядок формирования представительного органа муниципального района закрепляется в уставе муниципального района в течение одного месяца со дня начала работы соответствующего представительного органа муниципального района.

Компетенция представительного  органа муниципального образования  является предельно широкой: он может принять к своему рассмотрению любой вопрос местного значения данного муниципального образования. Кроме того, Закон о местном самоуправлении 2003 г. закрепляет исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

3) установление, изменение и отмена местных  налогов и сборов в соответствии  с законодательством РФ о налогах  и сборах;

4) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов  об их исполнении;

5) определение  порядка управления и распоряжения  имуществом, находящимся в муниципальной  собственности;

6) определение  порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;

7) определение  порядка участия муниципального  образования в организациях межмуниципального  сотрудничества;

8) определение  порядка материально-технического  и организационного обеспечения  деятельности органов местного  самоуправления;

9) контроль за  исполнением органами местного  самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления  полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

Этот перечень несколько шире, чем предусматриваемый  Закон о местном самоуправлении 1995 г., который включал в себя:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение  местного бюджета и отчета  о его исполнении;

3) принятие планов  и программ развития муниципального  образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4) установление  местных налогов и сборов;

5) установление  порядка управления и распоряжения  муниципальной собственностью;

6) контроль за  деятельностью органов местного  самоуправления и должностных  лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

Иные полномочия представительных органов муниципальных  образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных  образований.

Представительный  орган муниципального образования  принимает нормативные акты по вопросам местного значения в форме решений. Нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие установление, изменение и отмену местных налогов и сборов, осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации14.

Основной формой деятельности представительного органа являются заседания. Заседания представительного органа в зависимости от сроков проведения делятся на очередные и внеочередные, в зависимости от порядка проведения - на открытые и закрытые15.

Порядок проведения заседаний представительного органа и принятия им решений определяется принимаемым им регламентом.

По основным направлениям своей деятельности представительные органы обычно образуют на временной  или постоянной основе комиссии, осуществляющие работу по выработке решений, подготовку проектов правовых актов.

Организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с  уставом муниципального образования  осуществляет глава муниципального образования, а в случае если указанное должностное лицо является главой местной администрации - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.

Полномочия  представительного органа муниципального образования независимо от порядка его формирования могут быть прекращены досрочно:

1) в случае  его роспуска законом субъекта  РФ;

2) в случае  принятия указанным органом решения  о самороспуске;

3) в случае  вступления в силу решения  соответственно верховного суда  республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа о неправомочности данного состава депутатов представительного органа муниципального образования, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

4) в случае преобразования муниципального образования.

Депутаты представительных органов муниципального образования  обладают особым правовым статусом. Депутат - это избранный гражданами Российской Федерации, постоянно проживающий  на территории муниципального образования представитель, уполномоченный осуществлять представительную власть в представительном органе муниципального образования. Депутаты представительного органа муниципального образования избираются на муниципальных выборах на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании.

Информация о работе Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления