Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Исходя из проблемы исследования, можно сформулировать основную цель данной работы:
- освещение понятия и развития организационных основ местного самоуправления;
- определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления;
- рассмотрение вопросов организации работы представительных и исполнительных органов местного самоуправления;
- рассмотрение особенностей организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских и городских поселениях, а также в закрытых административно-территориальных образованиях.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………3
1 Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления……………4
2 Определение структуры и организационных форм осуществления местного самоуправления………………………………………………………………………………….8
3 Организация работы представительных органов местного самоуправления…...….12
4 Организация работы исполнительных органов местного самоуправления……...…17
5 Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях…………………………………………………………………………………..…..20
6 Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях…...23
7 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях………………………………………………………...…......25
Заключение…………………………………………………………………………..……29
Приложение 1……………………………………………………………………………..31
Приложение 2…………………………………………………………………..…………32
Список литературы………………………………………….……………………………33

Файлы: 1 файл

Муниципал. правоo.doc

— 265.50 Кб (Скачать файл)

Срок полномочий депутата устанавливается уставом  муниципального образования и не может быть менее двух и более  пяти лет. В качестве примера можно  привести Устав города Саратова, который  устанавливает, что депутаты Саратовской городской Думы избираются населением города на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на 5 лет.

При этом полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва16.

Депутаты представительного  органа муниципального образования  осуществляют свои полномочия, как  правило, на непостоянной основе. На постоянной основе могут работать не более 10% депутатов  от установленной численности представительного органа муниципального образования, а если численность представительного органа муниципального образования составляет менее 10 человек - 1 депутат.

Осуществляющие  свои полномочия на постоянной основе депутаты не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Кроме того, депутаты представительного органа муниципального образования не могут одновременно исполнять полномочия депутата представительного органа иного муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления иного муниципального образования, за исключением случаев, установленных Законом о местном самоуправлении 2003 г.

Полномочия  депутата прекращаются досрочно в случае:

1. смерти;

2. отставки по  собственному желанию;

3. признания  судом недееспособным или ограниченно  дееспособным;

4. признания  судом безвестно отсутствующим  или объявления умершим;

5. вступления  в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6. выезда за  пределы Российской Федерации  на постоянное место жительства;

7.прекращения  гражданства Российской Федерации,  прекращения гражданства иностранного  государства - участника международного  договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8. отзыва избирателями;

9. досрочного  прекращения полномочий соответствующего  органа местного самоуправления;

10. призыва на  военную службу или направления на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу;

11. в иных  случаях, установленных Законом  о местном самоуправлении 2003 г.

 

4. Организация работы исполнительных органов местного самоуправления

 

Статья 36 «Глава муниципального образования» Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» провозгласил принцип разделения властей на местном уровне. Согласно этому принципу глава муниципального образования:

1. избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;

2. в случае избрания  на муниципальных выборах либо  входит в состав представительного  органа муниципального образования  с правом решающего голоса  и исполняет полномочия его председателя, либо возглавляет местную администрацию;

3. в случае избрания  представительным органом муниципального  образования исполняет полномочия  его председателя17 (в данном случае глава муниципального образования уже не может возглавить местную администрацию).

Глава муниципального образования  не может одновременно исполнять  полномочия председателя представительного  органа муниципального образования  и полномочия главы местной администрации (таким образом, реализуется принцип  разделения властей на местном уровне)18. В случае формирования представительного органа муниципального района не в результате муниципальных выборов, а из представителей выборных органов поселений, входящих в состав муниципального района, исполняет полномочия его председатель.

Статья 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» гласит, что определять структуру и порядок формирования органов местного самоуправления должен устав муниципального образования (который определяет какой орган возглавляет глава муниципального образования - представительный или исполнительный).

Статья 37 вышеуказанного закона гласит, что, местная администрация –  это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, возглавляемый главой местной администрации на принципах единоначалия. Местная администрация наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Принцип единоначалия в деятельности главы местной администрации  означает, что он самостоятельно решает следующие вопросы:

- непосредственно руководит органами и структурными подразделениями местной администрации либо назначает руководителей данных подразделений;

- издает распоряжения по вопросам  организации работы местной администрации;

- определяет структуру местной  администрации, которая затем утверждается представительным органом муниципального образования;

- определяет штаты и численность  местной администрации;

- несет персональную ответственность  за деятельность местной администрации.

Согласно уставам муниципальных  образований органы управления и иные структурные подразделения администрации города находятся в подчинении главы города, а их руководители подотчетны ему и ответственны перед ним.

Статья 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации  местного самоуправления в Российской Федерации» определяет, какое должностное лицо может осуществлять полномочия главы местной администрации:

1. глава муниципального образования,  избранный на муниципальных выборах,  или

2. лицо, назначенное по контракту,  заключаемому по результатам конкурса (порядок проведения такого конкурса определен частью 5 ст. 37) на срок, установленный уставом муниципального образования (в том случае, когда глава муниципального образования возглавляет представительный орган).

Контракт, предусматривающий исполнение обязанностей главы местной администрации, подлежит утверждению представительным органом муниципального образования. Такой контракт имеет все черты трудового договора и предусматривает особенности, обусловленные статусом главы администрации муниципального образования.

Закон 2003 г. закрепляет, что законами субъектов Российской Федерации  определяются обязательные положения  контракта для глав муниципальных  районов и городских округов, связанные с осуществлением отдельных  государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления.

В уставах муниципальных  образований могут устанавливаться  дополнительные требования к кандидатам на должность главы местной администрации  в том случае, если он был назначен по контракту. В отношении глав муниципальных районов и городских округов дополнительные требования должны также устанавливаться законами субъектов Российской Федерации. В качестве дополнительных требований могут быть ограничения по возрасту (например, до 65 лет), наличие образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», соответствующий опыт работы и т.п.

При проведении конкурса представительный орган муниципального образования решает следующие вопросы:

1. определяет порядок  проведения конкурса (принимая положение  о конкурсе на замещение должности  главы местной администрации);

2. устанавливает состав  конкурсной комиссии (в том числе и общее число членов комиссии);

3. назначает членов  конкурсной комиссии (в муниципальных  районах и городских округах  назначает только 2/3, а 1/3 назначается  законодательным органом государственной  власти субъекта Российской Федерации  по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации);

4. выбирает лицо на  должность главы местной администрации  из числа кандидатов, представленных  конкурсной комиссией по результатам  конкурса;

5. утверждает условия  контракта главы администрации (принимая примерный контракт, заключаемый с главой местной администрации);

6. утверждает структуру  местной администрации по представлению  главы местной администрации;

7. вправе выступать  инициатором расторжения контракта  с главой местной администрации19.

Соответственно, в муниципальном  образовании, уставом которого предусмотрено  назначение главы администрации, будет  наблюдаться некоторое преобладание представительной власти над исполнительной властью.

Кроме того, в муниципальном  районе и городском округе при проведении конкурса на замещение должности главы местной администрации достаточно сильно будет влияние органов государственной власти субъекта Российской Федерации, т.к. в формировании конкурсной комиссии обязательно предусматривается наличие представителей законодательного органа субъекта Российской Федерации.

Местная администрация  обладает правами юридического лица.

Структура местной администрации, утверждается представительным органом  муниципального образования по представлению  главы местной администрации20. Под структурой местной администрации в данном случае понимается внутреннее строение органа, поделенное на отраслевые (функциональные) и территориальные подразделения.

Устав муниципального образования  определяет структуру администрации  города не только как перечень структурных подразделений, но и как схему подчиненности, т.е. распределения полномочий по общему руководству структурными подразделениями между высшими должностными лицами администрации города.

Структура местной администрации  состоит, как правило, из следующих элементов:

1. руководящее звено  (глава местной администрации  и его заместители);

2. аппарат местной  администрации, состоящий из отделов  и лиц, оказывающих содействие  руководителям;

3. функционально-отраслевое  звено (департаменты, управления, комитеты, отделы);

4. территориальное звено  (территориальные структурные единицы  местной администрации)21.

Аппарат администрации - элемент структуры местной администрации, состоящий из структурных подразделений  и должностных лиц, обеспечивающих работу руководителей администрации. Как правило, в аппарат местной администрации входят общий отдел, организационный отдел, управление делами, экономический отдел, юридический отдел, информационно-аналитический отдел, пресс-служба (или пресс-секретарь), приемная, секретариат, технический отдел и т.п.

Управления местной  администрации - это относительно самостоятельные  исполнительные органы местного самоуправления, обеспечивающие отдельные направления  деятельности местной администрации  в муниципальном образовании. Управления, как правило, являются юридическими лицами и имеют свою компетенцию, вправе издавать акты управления. В структуре местной администрации, как правило, функционируют следующие управления: управление организационно-контрольной работы, управление здравоохранения, управление культуры, управление образования, управление по делам физической культуры и спорта, управление архитектуры и градостроительства и т.п.

Главе местной администрации  запрещено заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. Подобное ограничение установлено для всех муниципальных служащих. Введение данного ограничения обусловлено необходимостью обеспечить эффективную деятельность по исполнению полномочий главы муниципального образования и установить препятствия возможному злоупотреблению его своими полномочиями22.

 

5. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде), сельских поселениях

 

Организация местного самоуправления в районе (уезде) и сельских поселениях имеет свои особенности.

Район (уезд) — административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоятельно решают вопросы своего административно-территориального устройства, организации государственной власти на своей территории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образования в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

Информация о работе Понятие и развитие организационных основ местного самоуправления