Проблемы миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.

Файлы: 1 файл

coursework.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время миграционный рынок труда рассматривается  как государственная социально-экономическая  система, в которой государству  отводится определяющая и нормативно-регулирующая роль, как в настоящем, так и в будущем. Следовательно, эффективное регулирование миграционного рынка труда становится действенным рычагом к ускорению социально-экономического развития страны.

Оптимальная стратегия регулирования  миграционных трудовых ресурсов требует  аналитического осмысления, оценки, анализа  и прогноза ее развития. А также  формирования концептуальных подходов к региональному управлению миграционным рынком труда.

Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- Раскрыть теоретические  основы понятия миграционного  рынка труда в целом и его  элементов в частности.

- Обозначить современные  тенденции государственного регулирования  рынка труда.

- Выделить проблемы государственного  регулирования трудовых миграционных  процессов.

- Провести анализ развития  трудовых ресурсов на областном  уровне.

- Провести анализ развития  трудовых миграционных процессов  в Курской области.

- Провести исследования  формирования системы регулирования  миграционным рынком труда на  федеральном и региональном уровне.

- Разработать рекомендации  по регулированию миграционного  рынка труда на региональном  уровне.

 

Объектом курсовой работы является анализ трудовой миграционной политики на региональном рынке труда, на примере Курской области.

Предметом работы является реализация региональных предложений по улучшению Курской области.

Методы:

-анализа литературы используемой  литературы

- анализ используемых  нормативно-правовых  документов Курской области,

- изучение и обобщение отечественной  и зарубежной практики;

- сравнение;

-теоретический анализ ,

- конкретизация и идеализация,

- классификация,

- обобщение,

- исторический метод.

Курсовая работа состоит из трех глав, восьми параграфов, при написании  курсовой работы использовались издания  авторов как российских, так и  зарубежных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Теоретические основы государственного регулирования трудовой миграции

      1. Социально-экономический аспект трудовой миграции.

 

Проблема обеспечения  защиты трудящихся мигрантов и эмигрантов имеет много аспектов и охватывает целый ряд участников, институтов и механизмов. Она, как правило, охватывает предоставление пособий по социальному  обеспечению для покрытия расходов, связанных с такими непредвиденными  обстоятельствами, как заболевания, потеря трудоспособности, пожилой возраст, материнство и безработица; защита от производственных рисков; равенство  доступа к занятости и защита от дискриминации; защита от факторов, связанных с отсутствием гарантированных  занятости и доходов. Тем не менее, мире лишь незначительная часть иностранной рабочей силы в полной мере обеспечена этими видами защиты.

Трудовые отношения, как  бы они ни определялись в конкретном национальном контексте, являются универсальным  понятием, создающим правовую связь  между наемным работником и работодателем. Для работодателя наемный работник выполняет работу или предоставляет  услуги на определенных условиях в  обмен на вознаграждение.

Получающее все большее  распространение явление, связанное  трудом зависимых трудящихся - иностранной  рабочей силы, у которых отсутствует  защита в сфере трудовых отношений  из-за действия одного или сочетания  следующих факторов:

- сфера применения законодательства  является слишком узкой или  трактуется слишком узко;

- законодательство сформулировано  плохо или неопределенно, так  что сфера его применения остается  неясной;

- трудовые отношения имеют  скрытый характер;

- трудовые отношения объективно  носят неопределенный характер, вызывающий сомнения в отношении  того, существуют ли, в действительности, трудовые отношения;

- трудовые отношения,  очевидно, существуют, однако неясно, кто является работодателем, какими  правами обладают трудящиеся  и кто несет за них ответственность;

- не обеспечивается соблюдение  и применение законодательства.

На основании результатов национальных исследований, можно утверждать, что эти явления становятся все более распространенными и что они служат факторами, способствующими снижению уровня гарантий и росту масштабов нищеты. Они могут также оказывать отрицательное воздействие на конкурентоспособность и жизнеспособность предприятий. Они ставят под сомнение актуальность трудового законодательства на национальном и международном уровнях и прямо подрывают систему защиты зависимых трудящихся, которые фактически являются наемными работниками. Защита, которую обеспечивает трудовое законодательство, каким бы всеобъемлющим оно ни было, уже больше не предоставляется в том случае, когда зависимого трудящегося нельзя признать в качестве наемного работника либо из-за неправильно сформулированного законодательства, либо из-за того, что не обеспечивается его соблюдение или применение. Отсутствие защиты у зависимых работников в неформальной экономике приводит к возникновению как социальных, так и экономических проблем.

Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации  обусловлены в первую очередь  распадом СССР [17], глобальными политическими и социально-экономическими переменами. Значительное влияние также имеют изменившаяся геополитическая ситуация в мировом сообществе и принципиально иное место в нем России и новых суверенных государств.

Что же касается демографической ситуация в европейской части России то она лучше, чем в азиатской части страны. Углубляющийся кризис естественной убыли населения здесь сосуществует с миграционной подпиткой. Но приток мигрантов не компенсирует естественную убыль населения в этих районах. Поэтому состояние перенаселенности им не угрожает.

В развитых странах человек, имеющий работу, практически всегда может обзавестись соответствующим  его социальному статусу жильем. В России этого нет. Многие высококвалифицированные  специалисты годами не могут получить или приобрести жилье. У массового  контингента практически нет  даже потенциальных возможностей рассчитывать на жилье в случае переезда. Поэтому  влияние уровня безработицы и  занятости на миграционные процессы в России значительно ниже, чем  в других странах.

Миграционные связи России со странами СНГ, а также странами Балтии приобрели односторонний  характер. Выезд из России туда почти прекратился в частности из-за социальной напряженности на постсоветском пространстве. Кроме мигрантов, переезжающих на постоянное жительство, в Россию из стран СНГ идет большой поток временных трудовых и коммерческих мигрантов. Их трансферты составляют весомую часть доходов стран СНГ (см.рис. 1).

 

 

В достаточно больших размерах существует миграционный поток из России, что, несомненно, отражается на трудовом потенциале России. Имеются веские аргументы, побуждающие отдельные  страны (Италия, Португалия, Греция, Канада)[20] стимулировать экспорт рабочей силы. По мнению ряда специалистов, развитие экспорта рабочей силы улучшает положение национальной валюты. При переводе части заработной платы на родину иммигранты сдают в банк свободно конвертируемую валюту. На родине их семьи получают переводы в отечественной валюте, которая обладает пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода. Ввозимые ими товары суммируются в общенациональном масштабе с накопленными страной активами. Турция и бывшая Югославия смогли сделать свою валюту конвертируемой в значительной степени благодаря тому, что их платежные балансы постоянно ориентировались на пополнение за счет трудовых переводов из-за рубежа.

Многие государства стимулируют  экспорт трудовых ресурсов, поскольку  он является важнейшим источником валютных поступлений и условием социально-экономической  стабильности. Целью миграционной политики является регулирование миграционных процессов, направленное на реализацию интеллектуального и трудового потенциала мигрантов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития России, укрепление государственной безопасности страны, обеспечение прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

1.2Государственное  регулирование формирования и  развития рынка труда в Российской  Федерации

 

Рынок труда включает в  себя исторически сложившийся общественный механизм, устанавливающийся баланс интересов трудящихся, предпринимателей и государства. Таким механизмом является спрос и предложение рабочей силы. Рынок труда - это динамичная система, комплекс социально-трудовых отношений по поводу условий найма, использования и обмена рабочей силы на жизненные средства, включающая в себя механизм самореализации, механизм спроса и предложения, функционирующий на основе информации об изменении цены труда. Основными субъектами рынка труда принято считать работодателя, наемного работника и государство. Работодатель, как правило, является собственником средств производства, но может быть и руководителем предприятия, находящегося в государственной или иной собственности, которому предоставлено право нанимать работников по договору. Работник является собственником своей способности к труду, который добровольно осуществляет ее продажу на определенный срок. Государство в ряде случаев остается работодателем, но его главной функцией является создание правовой базы трудовых отношений, корректировка действия рыночных механизмов и достижение социального согласия.[13]

В самом общем виде под  рынком труда понимают «систему общественных отношений, связанных с наймом и  предложением рабочей силы, или с  ее куплей и продажей». Являясь важнейшим  элементом рыночной экономики, рынок  труда представляет собой систему  общественных отношений, призванных обеспечить нормальное воспроизводство и эффективное  использование товара «рабочая сила». Этот рынок выполняет функции  механизма распределения и перераспределения  рабочей силы по сферам и отраслям хозяйства, видам и формам деятельности на основе критерия эффективности ее использования в соответствии со структурой общественных потребностей и форм собственности.

Предложение рабочей силы, которое позволяет определить численность  и состав различных категорий  граждан попадающих на рынок труда (по полу, возрасту, образованию, профессиям, квалификации и другим характеристикам).

Другим показателем, характеризующим  рынок труда, является спрос на рабочую  силу. Спрос определяется исходя из общественных условий производства, интересов и мотиваций работодателей. Он формируется как отношение совокупной потребности экономики в рабочей силе и выражает конкретную потребность работодателей в определенный момент времени в привлечении дополнительной рабочей силы. [15]

В результате действия экономических  факторов происходит сокращение потребности  предприятий государственного сектора  экономики в работниках. Одновременно развитие негосударственного сектора  экономики сопровождается увеличением  численности занятых. Следующим  показателем, характеризующим рынок  труда, является соотношение спроса и предложения рабочей силы. При  рассмотрении этого показателя определяется тенденция превышения предложения  над спросом, дисбаланс спроса и  предложения в целом по области  и основным социально-демографическим  группам, вызванный, прежде всего нарушением хозяйственных связей, договорных обязательств и финансовых затруднений.

В целях повышения качества профессионального образования  в соответствии с потребностями  работодателей планируется разработка профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты  призваны обеспечить взаимосвязь рынка  труда и профессионального образования, определяя качественные характеристики запроса работодателей на подготовку кадров, а так же возможность оценки профессионального уровня трудовых мигрантов.

Кроме того, внедрение профессиональных стандартов позволит сформировать основу для сертификации персонала, будет  способствовать созданию условий равного  доступа граждан к отраслевым и профессиональным рынкам труда, повышению  правовой защищенности работников при  проведении аттестации.

Информация о работе Проблемы миграции в России