Проблемы миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.

Файлы: 1 файл

coursework.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

- обеспечение национальной  безопасности и защита интересов  Курской  области;

- соответствие государственной  миграционной политики тенденциям  социально-экономического и демографического  развития Курской области;

- учет интересов коренного  населения, приоритетное использование  национальных трудовых ресурсов;

- открытость и доступность  информации о миграционных процессах,  действиях и решениях органов  государственной власти и органов  местного самоуправления;

- приоритет мер социально-экономического  характера, направленных на повышение  миграционной привлекательности  территорий области, испытывающих  отток населения и имеющих  приоритетное значение для национальных  интересов;

- соблюдение общепризнанных  прав и свобод мигрантов, включая  их защиту от насилия, ксенофобии, дискриминации и иных преступных  посягательств, на основе принципа  равенства всех перед законом  и судом;

- взаимодействие органов  государственной власти и органов  местного самоуправления с общественными  организациями и средствами массовой  информации с целью формирования  толерантных отношений между  мигрантами и принимающим населением.

Основные задачи государственной  миграционной политики Курской области[19]:

а) в области законодательства:

- обеспечение интересов  Курской области при заключении и реализации международных договоров в сфере миграции, включая регулирование процесса оказания содействия добровольному переселению в Курской области соотечественников, проживающих за рубежом, и защиту их прав и свобод;

- совершенствование законодательного  регулирования привлечения и  квотирования иностранной рабочей силы, прибывающей в Курской области в порядке, требующем получения визы;

- развитие международного  сотрудничества Курской области для разработки и внедрения системы раннего предупреждения и предотвращения комплексных чрезвычайных ситуаций, следствием которых является экстренная массовая вынужденная миграция населения;

- приведение правовых  нормативных актов Курской области в сфере миграции в соответствие с федеральным законодательством;

- законодательное и организационное  упорядочение процедур административного  выдворения и депортации нелегальных  мигрантов из Курской области;

- совершенствование контроля  за реализацией федерального  и областного законодательства  в сфере миграции;

б) в социально-экономической  области:

- разработка и внедрение  федеральных и региональных программ, направленных на создание благоприятных  условий для адаптации и интеграции  иммигрантов в российское общество  на основе уважения к его  культуре, религии, обычаям, традициям  и жизненному укладу;

- обеспечение государственной  поддержки лиц, имеющих статус  вынужденного переселенца;

- создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров для сферы миграции, а  также ее научного обеспечения;

- разработка мер по  стимулированию обучения в образовательных  учреждениях Курской области граждан государств-участников СНГ, создание условий для их дальнейшего трудоустройства в этих регионах, а также возможности постоянного проживания;

г) в области трудовой миграции:

- реализация Государственной  программы по оказанию содействия  добровольному переселению соотечественников,  проживающих за рубежом;

- содействие привлечению  высококвалифицированных специалистов  из числа иностранных граждан,  в том числе соотечественников,  проживающих за рубежом, а также  лиц, выехавших за границу на  учебу;

- совершенствование механизма  квотирования привлечения иностранной  рабочей силы в зависимости  от профессии, специальности,  квалификации иностранных граждан, стран происхождения и иных социальных и экономических критериев;

- формирование действенной  системы медицинского и социального  страхования трудящихся мигрантов  и членов их семей;

- формирование механизма  прогнозирования реальной потребности  в иностранной рабочей силе (по  видам экономической деятельности  и в территориальном разрезе,  а также в разрезе профессий);

- разработка программ  привлечения квалифицированной  иностранной рабочей силы на  постоянное место жительства;

- принятие мер, направленных  на противодействие транснациональной  организованной преступности, прежде  всего терроризму, незаконному обороту  наркотиков, торговле людьми, нелегальной  миграции;

В связи с указанными факторами, именно в настоящее время назрела  необходимость разработки и внедрения  системы привлечения трудовых мигрантов, основанной на профессионально-квалификационных критериях, для удовлетворения потребностей области в трудовых ресурсах и  реализации программ привлечения иностранных  работников на региональном и муниципальном  уровнях с учетом перспектив развития рынка труда. Необходимость ее разработки определяется актуальностью проблемы привлечения дополнительных трудовых ресурсов через процессы миграции.

 

3.2 Проект создания  Центра по трудоустройству мигрантов  в Курской области.

 

Для решения описываемых  проблем предлагается ввести ряд  нововведений, которые способны оптимизировать процесс трудоустройства иностранных  специалистов в Курской области, обеспечить поток дополнительных средств  в местный бюджет, а также снизить  социальную напряженность между  местным населением и трудовыми  мигрантами.

В настоящее время вопросами  трудоустройства иностранных специалистов в Курской области занимается отдел реализации миграционной политики комитета по труду и занятости населения Курской области [19].

Основные задачей отдела является осуществление, в соответствии с законодательством РФ, контроля и надзора в сфере внешней  трудовой миграции, привлечение иностранных  работников в Российскую Федерацию  и трудоустройства граждан РФ за пределами Российской Федерации.

Полномочия отдела:

1. Соблюдение правил привлечения  работодателями, заказчиками работ  (услуг) иностранных работников  в РФ и использования их  труда.

2. Оформление и выдачу  работодателям, заказчикам работ  (услуг) разрешений на привлечение  в РФ и использование иностранных  работников и разрешений на  работу иностранным гражданам  и лицам без гражданства.

3. Принимает решения о  выдаче, приостановлении срока действия  или аннулировании разрешений  на привлечение и использование  иностранных работников, разрешений  иностранным гражданам или лицам  без гражданства на работу, лицензий  на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством  граждан РФ за пределами РФ.

4. Принимает в установленном  порядке участие в подготовке  предложений по установлению  субъекту РФ квот на выдачу  иностранным гражданам и лицам  без гражданства приглашений  на въезд в РФ в целях  осуществления трудовой деятельности  и разрешений на временное  проживание в РФ.

Как видно из перечисленных  полномочий, основной деятельностью  сотрудников отдела является оформление и выдача документации касательно трудоустройства  иностранных граждан в России, либо граждан РФ за рубежом. На основании  выданной документации, отдел ведет  учет данных об иностранных гражданах, получивших подтверждение на право  трудовой деятельности на территории Курской области. Таким образом, отдел по вопросам трудовой миграции располагает данными лишь о трудоустроенных иностранных специалистах на текущий момент. На основании подобной информации невозможно сделать объективный анализ, либо прогноз развития миграционного рынка труда Курской области, так как отдел не располагает данными о спросе и предложении на областном миграционном рыке труда.

Для устранения вышеизложенных и других проблем, о которых речь пойдет ниже, предлагается создать  Центр по трудоустройству мигрантов  в Курской области (далее - Центр).

Работа Центра будет направлена на оказание содействия гражданам в  реализации их конституционных прав на труд и социальную защиту от безработицы, реализацию мероприятий по совершенствованию  законодательства о занятости населения.

Миссией проектируемого Центра является содействие социально-экономическому развитию области, путем создания эффективной  системы управления миграционным рынком труда.

Среди стратегических целей  Центра (5-10 лет) можно выделить:

- Увеличение бюджета области,  за счет поступления налогов  от работы иностранных специалистов;

- Минимизация деформирования  областного рынка труда, за  счет легального трудоустройства  мигрантов;

- Формирование толерантного  отношения местного населения  к прибывающим мигрантам;

- Среднесрочные цели Центра (1-5 лет):

- Трудоустройство иностранных  специалистов на основании сформированной  базы данных (резюме, вакансии);

- Прогнозирование потребности  в иностранной рабочей силе (по  видам экономической деятельности  и в территориальном разрезе,  а также в разрезе профессий)  в Курской  области;

- Разработка и реализация  специальных образовательных программ (языковых, профессиональных) для системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров в сфере  миграции;

- Содействие языковой  и культурной адаптации мигрантов, психологическая поддержка;

Одной из первостепенных задач  Центра является создание областной  базы вакантных рабочих мест на предприятиях области, предназначенных для иностранных  специалистов. Для создания базы вакансий необходимо сотрудничество Центра с  предприятиями и организациями, заинтересованными в труде мигрантов. Следует отметить, что формировать  базу вакансий целесообразно на основании  уже существующих списков предприятий Курской области, имеющих вакантные места именно для мигрантов ближнего и дальнего зарубежья. Также для ряда частных кадровых агентств области работа по трудоустройству мигрантов давно является приоритетной, следовательно, существует информация, как о заказчиках, так и о поставщиках рабочей силы.

Структура Центра по трудоустройству  мигрантов:

- Директор Центра. Основные  обязанности: организация, контролирование  и оптимизация работы Центра. Построение внешней и внутренней  политики Центра.

1. Отдел по работе с  клиентами.

Задача отдела: трудоустройство  иностранных специалистов на основании  сформированной кадровой базы данных;

Работники отдела:

- Ведущий специалист по  подбору персонала.

Основные обязанности: работа с корпоративными клиентами (предприятия, организации заинтересованные в  трудоустройстве иностранных специалистов), работа с зарубежными кадровыми  агентствами, занимающимися трудоустройством соотечественников в России;

- Специалист по подбору  персонала.

Основные обязанности: работа с клиентами (подбор вакансий, решение  текущих вопросов).

2. Плановый отдел

Задача отдела: анализ и  прогнозирование потребности в  иностранной рабочей силе (по видам  экономической деятельности и в  территориальном разрезе, а также  в разрезе профессий) в Курской области;

Работники отдела:

- Ведущий специалист планового  отдела.

Основные обязанности: анализ и прогноз развития миграционного  рынка труда Курской области;

- Специалист планового  отдела.

Основные обязанности: Сбор информации для анализа и прогноза развития миграционного рынка труда  Курской области;

3. Отдел по вопросам  повышения квалификации кадров

Задача отдела: Разработка и реализация образовательных программ (языковых, профессиональных) для системы  подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров в сфере миграции;

Работники отдела:

- Ведущий специалист по  вопросам повышения квалификации  кадров.

Основные обязанности: разработка и реализация образовательных программ для системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в сфере миграции (контакт, решение  текущих вопросов с образовательными учреждениями, предприятиями области);

- Специалист отдела по  вопросам повышения квалификации  кадров.

Основные обязанности: работа с клиентами (подбор оптимальных  программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации иностранных  специалистов), решение текущих вопросов с образовательными учреждениями, предприятиями  области;

4. Отдел по вопросам  адаптации мигрантов

Работники отдела:

Задача: содействие языковой и культурной адаптации мигрантов, психологическая поддержка, работа со СМИ;

- Ведущий специалист службы  психологической поддержки.

Информация о работе Проблемы миграции в России