Проблемы миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.

Файлы: 1 файл

coursework.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

 

2.3 Проблемы регулирования  трудовых миграционных процессов  в Курской области.

 

Большая часть привлекаемой иностранной рабочей силы области - это неквалифицированные рабочие, трудоустраивающиеся на рабочие  места с низкой заработной платой и неблагоприятными условиями труда. Неквалифицированная иностранная рабочая сила, привлекаемая в Курской области, деформирует рынок труда, снижая стоимость рабочей силы. Среди мотивов использования работодателями региона труда незаконных мигрантов - стремление снизить издержки производства за счет более низкой заработной платы.

Строительные подрядчики и заказчики продолжают активно  заключать договоры на выполнение работ  с иностранными рабочими. Самые распространенные нарушения, которые встречаются  на проверках работодателей, - это  несоблюдение требований трудового  законодательства, выраженное в отсутствии индивидуальных трудовых договоров. Иногда в имеющихся трудовых договорах  у нанимателя не определен размер заработной платы, не определен срок выплаты заработной платы, отсутствуют  табеля использования рабочего времени, расчетные ведомости, графики отпусков, приказы о приеме, увольнении, предоставлении отпуска. [4]Не соблюдаются санитарно-гигиенические нормы на месте проживания иностранных работников ( см. рис.1).

 

Рис. 2. Несоблюдение требований трудового законодательства

 

 

Несмотря на то, что предприниматели  порой сознательно нарушают российское законодательство в вопросе привлечения  и использования иностранной  рабочей силы, иногда их противоправная деятельность объясняется недостатками процессуальной и технической баз по выдаче необходимых документов.

Так, затянут процесс получения  разрешения на привлечение иностранной  рабочей силы, особенно из стран  дальнего зарубежья. Пакет требуемых  документов на получение разрешения отправляется в Москву, приходится ждать по 4-5 месяцев. Это невыгодно  работодателю, особенно если работы сезонные. Один из вариантов данной проблемы - переход с разрешительной практики на уведомительную. Это позволит значительно  сократить сроки выдачи необходимых  документов и снизит затраты государства по их оформлению.

К негативным результатам  нелегального использования иностранной  рабочей силы следует отнести  потери доходов области из-за недополучения  платы за использование иностранных  работников, уклонения от уплаты налогов  в бюджеты различных уровней  и платежей в социальные внебюджетные фонды.

Вместе с тем, в силу изменения миграционных потоков  можно спрогнозировать дальнейшее увеличение доли правонарушений, совершаемых  гражданами Азербайджана и Таджикистана.

Определенная часть доходов  нелегальных трудовых мигрантов  вывозится за пределы страны и  изымается из совокупного внутреннего  спроса. Вместе с тем нелегальные  иностранные работники, участвуя в  производстве товаров и услуг, вносят заметный вклад в формирование валового внутреннего продукта страны.

Нелегальные мигранты, пребывающие  вне сферы действия социальной политики, нередко вовлекаются в деятельность организованных преступных группировок, международных террористических и  экстремистских организаций. Сокращение численности нелегальных мигрантов  является исключительно важной мерой  для предотвращения социальных конфликтов, связанных со сферой миграции.[4]

Требуют пристального государственного внимания проблемы усложнения этнического  и конфессионального состава  мигрантов, регулирования их расселения по регионам страны вследствие участившихся случаев возникновения конфликтных  ситуаций с местным населением.

Состояние областного рынка  труда характеризуется низкой межрегиональной  мобильностью трудовых ресурсов. Основной проблемой является территориальный  и отраслевой дисбаланс на рынке  труда, что проявляется в дефиците квалифицированных кадров в отдельных  сферах деятельности при наличии  незанятых внутренних трудовых ресурсов.

Недостаточно развита  система оценки и прогнозирования  потребностей хозяйствующих субъектов  в трудовых ресурсах.

Неэффективно осуществляется информирование граждан Курской  области о возможностях переезда, трудоустройства, получения образования, обеспечения жильем и социальными  гарантиями в муниципальных образованиях области.

Наличие нерешенных проблем  негативно влияет на эффективность  реализуемой государственной миграционной политики, формирование миграционных намерений российских и иностранных  граждан и в целом на перспективы  социально-экономического и демографического развития Курской области.

В этой связи возникает  необходимость в разработке системного подхода федеральных органов  государственной власти, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации и органов  местного самоуправления с целью  дальнейшего совершенствования  государственной миграционной политики, основанной на всестороннем учете влияния  совокупности внешних и внутренних факторов и дифференцированном подходе  в отношении различных стран  и категорий мигрантов.[15]

Для решения проблем соответствия профессионального качества иностранной  рабочей силы требованиям областного рынка труда необходимо:

1. Создание инфраструктуры  для качественного учета миграционных  процессов.

Система развития и учета  трудовой миграции, должна представлять собой совокупность правовых норм и  организационных мер, осуществляемых на основе скоординированных действий органов государственной власти области, органов местного самоуправления, органов труда и занятости  населения, работодателей, профсоюзов

Во взаимосвязи по единым программам и концепциям должна работать система государственных органов  управления, образовательные учреждения, органы занятости, центры профессиональной ориентации и психологической поддержки, ассоциации, научные организации  и т.д.

2. Формирование системы  оценки профессионального уровня  иностранной рабочей силы.

Отсутствие комплексной  системы оценки профессионального  уровня иностранных граждан уже  привело к несоответствию профессионального  уровня трудовых мигрантов в организациях требованиям, предъявляемым рынком труда.

Учитывая материалы, изложенные во второй главе настоящей работы,  можно выделить основные проблемы трудовой миграции:

- теневой экономический  оборот трудовых мигрантов;

- недополучение налоговых  отчислений в бюджеты разных  уровней за использование иностранной  рабочей силы;

- неучтенные трудовые  ресурсы.

 

 

 

 

 

3. Разработка проекта создания центра по трудоустройству мигрантов в Курской области.

3.1 Обоснование  необходимости повышения регулируемости  трудовых миграционных процессов  в Курской области.

 

Необходимость особого внимания к вопросам внешней трудовой миграции Курской области, обусловлена сложившейся  в регионе ситуации связанной с работодателями и незаконной миграцией, которая становится сдерживающим фактором социально-экономического развития области из-за невозможности полного удовлетворения возрастающей потребности организаций области в квалифицированных кадрах.

В настоящее время в  области осуществляется реализация перспективных инвестиционных проектов, которые позволят изменить структуру  экономики, повысить эффективность  ее работы, сократить издержки и, как  следствие, повысить конкурентоспособность  экономики области в Российской Федерации и на мировом рынке.

Экономическое развитие области  сопровождается ростом уровня и качества жизни населения, обеспеченного  в основном повышением уровня оплаты труда. При этом рост заработной платы  носит интенсивный характер и  сопровождается ростом производительности.

Программой социально-экономического развития Курской области на 2011-2015 годы поставлены стратегические задачи[2]:

- создание динамично развивающейся,  сбалансированной и конкурентоспособной  экономики района;

- улучшение инвестиционного  климата, привлечение дополнительных  инвестиций в район; 

- повышение уровня занятости  населения, создание новых рабочих  мест, снижение напряженности на  рынке труда;

- повышения уровня заработной  платы в отраслях реального  сектора экономики района в  целях обеспечения роста доходов  и заработной платы населения  района;

Успешное выполнение поставленных задач напрямую связано с реализацией  целого ряда инвестиционных проектов. К наиболее известным проектам относятся: проект общественно-делового центра Курск-сити, проект редевелопмента промышленной территории бывшего курского завода тракторных запасных частей, проект реконструкции аэропортового комплекса «Восточный», строительство комплекса по переработке зерна, программа повышения надежности электроснабжения.

Для их реализации необходимы не только финансовые, но и трудовые ресурсы. Однако уже сегодня область  испытывает дефицит квалифицированных  кадров, особенно рабочих профессий. Данный дефицит является следствием сложившихся тенденций развития рынка труда.

Несмотря на имеющийся  в области резерв рабочей силы в виде незанятого населения (около 10% от экономически активного населения), ситуация на рынке труда Курской  области остается достаточно напряженной, вызывая проблемы с кадровой обеспеченностью  организаций области.

Таким образом, реализация на территории области планируемых  инвестиционных проектов обострит уже  существующую проблему дефицита рабочей  силы, прежде всего квалифицированных  трудовых ресурсов. Между тем, опыт работы организаций и предприятий  Курской области продемонстрировал  экономическую выгоду труда иностранных  граждан из стран дальнего и ближнего зарубежья. Работодатели заинтересованы трудоустройством таких мигрантов  в сферах деятельности, не требующих  специального образования. Данная практика позволяет частично стабилизировать  несоответствие спроса и предложения  рабочей силы на областном рынке  труда.

На сегодняшний день не только в Курской области, но и  по стране в целом, сложилась ситуация, когда миграционные процессы зачастую двигаются хаотично. Мигранты не имеют  никаких ориентиров, где их ждут и готовы принять, и поэтому распределяются по стране очень неравномерно. Также, в последние годы, присутствует такое  явление, как нелегальная, или незарегистрированная миграция, вся она находится вне  правового поля Российской Федерации  и поэтому является легкой добычей  криминальных структур и недобросовестных работодателей. Мигрант, являющийся иностранным  рабочим, приехавшим на заработки из стран СНГ или дальнего зарубежья, будучи незарегистрированным, является абсолютно незащищенным от любого произвола.

Органами государственной  власти непрерывно предпринимаются  административно-правовые меры по совершенствованию  государственной миграционной политики. Внесены коррективы в уголовное  и административное законодательство [4,6]в части усиления ответственности за правонарушения в сфере миграции. Одновременно предпринимаются шаги по упрощению процедуры оформления прав иностранных граждан на законное пребывание и занятие трудовой деятельностью, а также по регулированию порядка привлечения иностранных работников к трудовой деятельности в Российской Федерации.

Несмотря на принимаемые  меры, остаются высокими показатели нелегальной  миграции, как по России в целом, так и в Курской области. По экспертным оценкам, на территории Российской Федерации находятся около 10 млн. нелегальных мигрантов. Существующая система миграционного контроля за въездом, выездом, транзитным проездом и пребыванием иностранных граждан  и лиц без гражданства на территории Российской Федерации, необустроенность и недостаточное оборудование отдельных  участков Государственной границы  Российской Федерации по-прежнему не позволяют эффективно контролировать миграционные потоки.

Целью государственной миграционной политики Курской области является эффективное управление миграционными  процессами для устойчивого социально-экономического и демографического развития области, поддержание ее национальной безопасности, геополитических интересов, прав и  свобод человека и гражданина.

Приоритетные направления  государственной миграционной политики[19]:

- разработка и реализация  мер по привлечению в Курской  области иммигрантов, прежде всего  квалифицированных трудовых ресурсов;

- создание эффективного  механизма привлечения квалифицированных  иностранных работников в секторе  легальной занятости;

- содействие добровольному  переселению в Курской области  соотечественников, проживающих  за рубежом;

- эффективное противодействие  правонарушениям и преступлениям  в сфере миграции в системе  борьбы с преступностью и терроризмом  на международном и национальном  уровнях.

Основные принципы государственной миграционной политики  Курской  области:

- учет интересов личности, общества и государства, дифференцированный  подход к решению проблем различных  категорий мигрантов, реализация  конституционного права человека  на свободное передвижение, выбор  места пребывания и жительства;

Информация о работе Проблемы миграции в России