Проблемы миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.

Файлы: 1 файл

coursework.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

В целях формирования структуры  спроса населения на услуги профессионального  образования в соответствии с  потребностями рынка труда необходимо:

- развитие программ профессиональной  ориентации молодежи, работающего  населения и иностранной рабочей  силы;

- организация информационно-пропагандистских  кампаний.

В целях создания благоприятных  условий для привлечения рабочей  силы, в том числе и иностранной, в регионы, испытывающие нехватку трудовых ресурсов, необходимо расширить доступ граждан к рынку жилья.

Особая задача государства - содействие интеграции в международный  рынок труда и эффективной  занятости российских граждан, иностранной  рабочей силы и безработных граждан, обладающих недостаточной конкурентоспособностью на рынке труда и испытывающих трудности при трудоустройстве. К ним относятся:

- инвалиды и женщины,  воспитывающие детей-инвалидов;- выпускники  общеобразовательных учреждений, не  имеющие профессии;

- потерявшие работу граждане  предпенсионного возраста;

- граждане, неработающие  длительное время, в том числе  женщины, стремящиеся возобновить  трудовую деятельность после  перерыва, связанного с рождением  и воспитанием детей, и др.;

- вынужденные мигранты, беженцы  и переселенцы.

Задача повышения качества рабочих мест, в том числе увеличения оплаты и улучшения условий труда, может быть решена лишь при конструктивном и долгосрочном взаимодействии социальных партнеров. Важнейшими механизмами  такого взаимодействия являются отраслевые (межотраслевые) соглашения и соглашения о взаимодействии и социальном партнерстве.

Во главу угла заключаемых  отраслевых (межотраслевых) соглашений должны быть поставлены:

- перспектива роста заработной  платы;

- существенное улучшение  условий труда;

- предоставление «социального  пакета» работникам.

Говоря о формировании и развитии рынка труда необходимо особое внимание уделить миграционным процессам в сфере занятости, иными словами формированию трудовой миграции, как внешней, так и внутренней.

Истинные масштабы трудовой миграции по оценкам специалистов по меньшей мере втрое выше «разрешенной», т.е. имеющей официальное разрешение на занятие трудовой деятельностью. Значит нелегальными остаются минимум  две трети трудящихся мигрантов. В существующем правовом поле такая  форма миграции, пожалуй, имеет больше минусов, чем плюсов. Минусы, безусловно, вытекают главным образом из нелегального характера миграции, к ним в  первую очередь относятся:

- возможность  занижения цены труда для коренного  населения, т.к. мигранты из  стран с более низким уровнем  жизни являются и более дешевой  рабочей силой;

- уход  от уплаты налогов;

- нелегальное  проживание тормозит развитие  цивилизованного рынка жилья;

- отток  капитала в страну постоянного  проживания мигрантов.

Федеральными  органами исполнительной власти с участием органов исполнительной власти субъектов  Российской Федерации будут решаться следующие задачи:

- мониторинг  ситуации на рынке труда, разработка  прогноза спроса и предложения  на рынке труда в разрезе  профессионально-квалификационных  групп;

- регулирование  распределения трудовых ресурсов, разработка и реализация программ  повышения территориальной мобильности  рабочей силы, регулирование привлечения  и использования иностранной рабочей силы

1.3. Международный опыт развития рынка труда и трудовой миграции.

Государственная политика рынка труда в западных странах исходит из того, что активная жизненная позиция, стремление к  развитию и самоутверждению, присущая корпорации, предприятию и любому трудящемуся, возникает не под влиянием директивных указаний со стороны  и не под давлением каких-то внешних  сил. Напротив, подобные устремления  зарождаются  как следствие внутренних побуждений и реализуются путем  самостоятельных решений и действий. Для этого необходима конкурентная среда и наличие для всех примерно равных возможностей достижения наилучших  результатов.

Участниками рынка труда в западных странах  являются граждане многих государств. И миграционные процессы организованы так, чтобы легализация трудовых отношений для граждан стала  возможной и доступной.

Рынок труда  финансируется государством через  министерство труда по трем самостоятельным  направлениям трудоустройство ищущих работу, обучение пользующимся спросом специальностям необходимой квалификации; профессиональная реабилитация и обеспечение работой лиц, требующих особого социального внимания (люди с ограниченной трудоспособностью, инвалиды, иммигранты, молодежь без полного школьного образования и специальности и т. д.).

В США  только официально свыше 50% федерального бюджета и около 63% бюджета штатов и округов расходуются непосредственно  в интересах населения, покрывая расходы, связанные с развитием  образования и здравоохранения, улучшения жилищно-бытовых условий, защитой потребительских прав, финансированием  программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием.[22] (таблица 1)

Таблица 1.Расходы на человеческие ресурсы в федеральном бюджете  США

 

Фин. Годы

Объем расходов, млн. долл.

Доля в общих федеральных  расходах ,%

Объем расходов на человеческие ресурсы, % ВВП

2000

1 115 517

62,4

11,4

2001

1 194 417

64,1

11,7

2002

1 317 547

66,5

12,5

2003

1 417 857

65,6

12,9

2004

1 485 809

64,8

12,7

2005

1 586 013

64,2

12,7

2006

1 671 926

63,0

12,6

2007

1 758 391

64,4

12,7

2008

1 895 637

63,6

13,2

2009

2 155 793

61,3

15,3

2010

2 385 731

69,0

16,4

2011

2 509 495

65,7

16,6

2012

2 418 272

64,9

15,3


 

На практике высококвалифицированные  специалисты индустриально развитых стран не так уж часто работают за рубежом. Но официальное наличие  такой возможности оказывает  громадное психологическое воздействие  на общественное сознание.

Ощущение гражданской  и профессиональной свободы активизирует общий трудовой потенциал нации  и заставляет работодателей и  правительство внимательнее, заботливее относиться к отечественным трудовым ресурсам. Активные меры, по опыту Швеции, в отличие от пассивных, состоящих  в выдаче пособий по безработице, включают следующие мероприятия:

- поощрение мелкого и  семейного предпринимательства  на максимально благоприятных  условиях государственными субсидиями  и кредитами, благодаря которым  стартовый капитал может быть  обеспечен владельцам лишь до 70% - государственными субсидиями  и на 20% кредитами, а если предприятие  не приносит прибыли, то на 4 года освобождается от налога;

-обеспечение географической  мобильности населения и рабочей  силы путем представления субсидий  и кредитов на переезд с  семьей из районов с избытком  рабочей силы в районы, где  есть вакантные места, с гарантией  улучшения жилищных и, как правило, материальных условий жизни;- предоставление каждому ищущему работу полной информации о вакантных местах по профессиям, отраслям и регионам страны и создание для этой цели повсеместно общедоступных банков данных; оплата всех видов услуг по связи с отделами кадров предприятий, где есть рабочие места;- организация общественных работ, в основном для молодежи, на строительстве жилья, дорог, в сфере обслуживания на срок до 6 месяцев с гарантированным заработком в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной профессии;- финансирование работы в частных фирмах молодежи путем предоставления в течение полугода владельцам предприятий субсидий в виде оплаты 50% издержек на вновь созданные рабочие места; В системе рынка труда осуществляются мероприятия по повышению общеобразовательного уровня безработных и обучению профессиям, имеющим устойчивый спрос на рынке труда:- не имеющие законченного школьного образования получают его, причем организуются специальные усиленные курсы по математике, химии, физики, английскому языку (в основном для иммигрантов);- детально выявляются интересы поступающих на курсы: проводятся предварительные беседы, ознакомление с предметами обучения и предстоящей работой, при необходимости сроком до месяца;- учебные курсы -составляются силами ведущих специалистов университетов и промышленных фирм; оплата преподавательского состава проводится на уровне, который существует для специалистов их класса в частных фирмах;

- в максимально возможном  числе профессиональных школ  на консультативных началах используется  опыт наиболее талантливых педагогов  и воспитателей для постановки  методики обучения;

- используется метод опекунства  старшекурсников над вновь поступившими, что создает общую благоприятную  психологическую атмосферу и  обеспечивает всеобщую заинтересованность  в успешном обучении.

Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий  уровень трудовой активности населения.

Высокий уровень эффективности  рынка труда в Швеции[23] во многом определяется тем, что в стране хорошо поставлена профориентация, которая предшествует профессиональному обучению.

Как свидетельствует опыт практически всех капиталистических  стран, высшим и наиболее эффективным  организационным принципом рынка  труда оказывается сотрудничество между предпринимателями, профсоюзами  и государством. Положения и условия  договорных отношений закрепляются в трудовых и общих законодательных  решениях, изменяемых и совершенствуемых по мере развития экономики и демократизации общества. Подобное сотрудничество является результатом сложившегося общественного  сознания компромиссного типа, принимающего как наиболее целесообразную формулу  поиска решения переговоры, нахождение взаимоприемлемых условий, учет интересов  всех без исключения общественно-политических и экономических сил страны.[14]

Одним из крупнейших проявлений консенсуса в отношениях между трудом и капиталом в современную  эпоху явилась организация так  называемого пожизненного найма  работников в Японии, инициатором  которого были крупнейшие корпорации, осуществляющие интенсивное научно-техническое  развитие экономики. Целью подобной политики, которая особенно активно  проводилась в жизнь в 60-70-х  годах, являлось удержание на производстве талантливой высококвалифицированной  молодежи, на протяжении всей ее профессиональной жизни в условиях ее дефицита на рынке труда.

Несмотря на то, что практика пожизненного найма никогда обычно не охватывает более половины персонала, не имеет законодательных основ  и не получает, как правило, договорного  оформления, она отличается исключительной прочностью принятых обеими сторонами  обязательств и устойчивыми лояльными  отношениями.Гарантии пожизненной  занятости и роста заработной платы по мере возрастания стажа  работы не следует рассматривать  как подачку за какую-то особую преданность  администрации. Подобная политика проводится по отношению к персоналу, творческий энтузиазм и высококвалифицированный  труд которого определяет, в сущности, процветание корпораций и определил  в 60-70-х, а затем и в 80-х годах  исключительный по мощи научно-технический  рывок экономики в Японии. По мере наполнения рынка труда Японии в 80-х годах высококвалифицированными кадрами и исчезновения их острого  дефицита, целесообразность широкого применения практики пожизненного найма  стала снижаться, хотя в известных  пределах ее ценность до сих пор  сохраняется.

В мировой  науке и практике уже давно  сформировалось и нашло практическое воплощение понимание политики занятости  как инструмента наиболее полной реализации и развития трудового  потенциала населения. Меры, направленные на помощь безработным, составляют органическую часть этого широкого контекста.

Информация о работе Проблемы миграции в России