В целях формирования структуры
спроса населения на услуги профессионального
образования в соответствии с
потребностями рынка труда необходимо:
- развитие программ профессиональной
ориентации молодежи, работающего
населения и иностранной рабочей
силы;
- организация информационно-пропагандистских
кампаний.
В целях создания благоприятных
условий для привлечения рабочей
силы, в том числе и иностранной,
в регионы, испытывающие нехватку трудовых
ресурсов, необходимо расширить доступ
граждан к рынку жилья.
Особая задача государства
- содействие интеграции в международный
рынок труда и эффективной
занятости российских граждан, иностранной
рабочей силы и безработных граждан,
обладающих недостаточной конкурентоспособностью
на рынке труда и испытывающих
трудности при трудоустройстве.
К ним относятся:
- инвалиды и женщины,
воспитывающие детей-инвалидов;- выпускники
общеобразовательных учреждений, не
имеющие профессии;
- потерявшие работу граждане
предпенсионного возраста;
- граждане, неработающие
длительное время, в том числе
женщины, стремящиеся возобновить
трудовую деятельность после
перерыва, связанного с рождением
и воспитанием детей, и др.;
- вынужденные мигранты, беженцы
и переселенцы.
Задача повышения качества
рабочих мест, в том числе увеличения
оплаты и улучшения условий труда,
может быть решена лишь при конструктивном
и долгосрочном взаимодействии социальных
партнеров. Важнейшими механизмами
такого взаимодействия являются отраслевые
(межотраслевые) соглашения и соглашения
о взаимодействии и социальном партнерстве.
Во главу угла заключаемых
отраслевых (межотраслевых) соглашений
должны быть поставлены:
- перспектива роста заработной
платы;
- существенное улучшение
условий труда;
- предоставление «социального
пакета» работникам.
Говоря о формировании
и развитии рынка труда необходимо
особое внимание уделить миграционным
процессам в сфере занятости,
иными словами формированию трудовой
миграции, как внешней, так и внутренней.
Истинные масштабы трудовой
миграции по оценкам специалистов по
меньшей мере втрое выше «разрешенной»,
т.е. имеющей официальное разрешение
на занятие трудовой деятельностью.
Значит нелегальными остаются минимум
две трети трудящихся мигрантов.
В существующем правовом поле такая
форма миграции, пожалуй, имеет больше
минусов, чем плюсов. Минусы, безусловно,
вытекают главным образом из нелегального
характера миграции, к ним в
первую очередь относятся:
- возможность
занижения цены труда для коренного
населения, т.к. мигранты из
стран с более низким уровнем
жизни являются и более дешевой
рабочей силой;
- уход
от уплаты налогов;
- нелегальное
проживание тормозит развитие
цивилизованного рынка жилья;
- отток
капитала в страну постоянного
проживания мигрантов.
Федеральными
органами исполнительной власти с участием
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации будут решаться
следующие задачи:
- мониторинг
ситуации на рынке труда, разработка
прогноза спроса и предложения
на рынке труда в разрезе
профессионально-квалификационных
групп;
- регулирование
распределения трудовых ресурсов,
разработка и реализация программ
повышения территориальной мобильности
рабочей силы, регулирование привлечения
и использования иностранной рабочей
силы
1.3. Международный опыт
развития рынка труда и трудовой миграции.
Государственная
политика рынка труда в западных
странах исходит из того, что активная
жизненная позиция, стремление к
развитию и самоутверждению, присущая
корпорации, предприятию и любому
трудящемуся, возникает не под влиянием
директивных указаний со стороны
и не под давлением каких-то внешних
сил. Напротив, подобные устремления
зарождаются как следствие внутренних
побуждений и реализуются путем
самостоятельных решений и действий.
Для этого необходима конкурентная
среда и наличие для всех примерно
равных возможностей достижения наилучших
результатов.
Участниками
рынка труда в западных странах
являются граждане многих государств.
И миграционные процессы организованы
так, чтобы легализация трудовых
отношений для граждан стала
возможной и доступной.
Рынок труда
финансируется государством через
министерство труда по трем самостоятельным
направлениям трудоустройство
ищущих работу, обучение пользующимся
спросом специальностям необходимой квалификации;
профессиональная реабилитация и обеспечение
работой лиц, требующих особого социального
внимания (люди с ограниченной трудоспособностью,
инвалиды, иммигранты, молодежь без полного
школьного образования и специальности
и т. д.).
В США
только официально свыше 50% федерального
бюджета и около 63% бюджета штатов
и округов расходуются непосредственно
в интересах населения, покрывая
расходы, связанные с развитием
образования и здравоохранения,
улучшения жилищно-бытовых условий,
защитой потребительских прав, финансированием
программ рынка труда, пенсионным вспомоществованием.[22]
(таблица 1)
Таблица 1.Расходы на человеческие
ресурсы в федеральном бюджете
США
Фин. Годы |
Объем расходов, млн. долл. |
Доля в общих федеральных
расходах ,% |
Объем расходов на человеческие
ресурсы, % ВВП |
2000 |
1 115 517 |
62,4 |
11,4 |
2001 |
1 194 417 |
64,1 |
11,7 |
2002 |
1 317 547 |
66,5 |
12,5 |
2003 |
1 417 857 |
65,6 |
12,9 |
2004 |
1 485 809 |
64,8 |
12,7 |
2005 |
1 586 013 |
64,2 |
12,7 |
2006 |
1 671 926 |
63,0 |
12,6 |
2007 |
1 758 391 |
64,4 |
12,7 |
2008 |
1 895 637 |
63,6 |
13,2 |
2009 |
2 155 793 |
61,3 |
15,3 |
2010 |
2 385 731 |
69,0 |
16,4 |
2011 |
2 509 495 |
65,7 |
16,6 |
2012 |
2 418 272 |
64,9 |
15,3 |
На практике высококвалифицированные
специалисты индустриально развитых
стран не так уж часто работают
за рубежом. Но официальное наличие
такой возможности оказывает
громадное психологическое воздействие
на общественное сознание.
Ощущение гражданской
и профессиональной свободы активизирует
общий трудовой потенциал нации
и заставляет работодателей и
правительство внимательнее, заботливее
относиться к отечественным трудовым
ресурсам. Активные меры, по опыту Швеции,
в отличие от пассивных, состоящих
в выдаче пособий по безработице,
включают следующие мероприятия:
- поощрение мелкого и
семейного предпринимательства
на максимально благоприятных
условиях государственными субсидиями
и кредитами, благодаря которым
стартовый капитал может быть
обеспечен владельцам лишь до
70% - государственными субсидиями
и на 20% кредитами, а если предприятие
не приносит прибыли, то на
4 года освобождается от налога;
-обеспечение географической
мобильности населения и рабочей
силы путем представления субсидий
и кредитов на переезд с
семьей из районов с избытком
рабочей силы в районы, где
есть вакантные места, с гарантией
улучшения жилищных и, как правило, материальных
условий жизни;- предоставление каждому
ищущему работу полной информации о вакантных
местах по профессиям, отраслям и регионам
страны и создание для этой цели повсеместно
общедоступных банков данных; оплата всех
видов услуг по связи с отделами кадров
предприятий, где есть рабочие места;-
организация общественных работ, в основном
для молодежи, на строительстве жилья,
дорог, в сфере обслуживания на срок до
6 месяцев с гарантированным заработком
в пределах 50- 100% средней зарплаты по данной
профессии;- финансирование работы в частных
фирмах молодежи путем предоставления
в течение полугода владельцам предприятий
субсидий в виде оплаты 50% издержек на
вновь созданные рабочие места; В системе
рынка труда осуществляются мероприятия
по повышению общеобразовательного уровня
безработных и обучению профессиям, имеющим
устойчивый спрос на рынке труда:- не имеющие
законченного школьного образования получают
его, причем организуются специальные
усиленные курсы по математике, химии,
физики, английскому языку (в основном
для иммигрантов);- детально выявляются
интересы поступающих на курсы: проводятся
предварительные беседы, ознакомление
с предметами обучения и предстоящей работой,
при необходимости сроком до месяца;- учебные
курсы -составляются силами ведущих специалистов
университетов и промышленных фирм; оплата
преподавательского состава проводится
на уровне, который существует для специалистов
их класса в частных фирмах;
- в максимально возможном
числе профессиональных школ
на консультативных началах используется
опыт наиболее талантливых педагогов
и воспитателей для постановки
методики обучения;
- используется метод опекунства
старшекурсников над вновь поступившими,
что создает общую благоприятную
психологическую атмосферу и
обеспечивает всеобщую заинтересованность
в успешном обучении.
Чем крупнее затраты на
активные меры по поддержанию занятости,
при общих более значительных
масштабах финансирования политики
рынка труда, тем ниже, как правило,
безработица в стране и выше общий
уровень трудовой активности населения.
Высокий уровень эффективности
рынка труда в Швеции[23] во многом
определяется тем, что в стране хорошо
поставлена профориентация, которая предшествует
профессиональному обучению.
Как свидетельствует опыт
практически всех капиталистических
стран, высшим и наиболее эффективным
организационным принципом рынка
труда оказывается сотрудничество
между предпринимателями, профсоюзами
и государством. Положения и условия
договорных отношений закрепляются
в трудовых и общих законодательных
решениях, изменяемых и совершенствуемых
по мере развития экономики и демократизации
общества. Подобное сотрудничество является
результатом сложившегося общественного
сознания компромиссного типа, принимающего
как наиболее целесообразную формулу
поиска решения переговоры, нахождение
взаимоприемлемых условий, учет интересов
всех без исключения общественно-политических
и экономических сил страны.[14]
Одним из крупнейших проявлений
консенсуса в отношениях между трудом
и капиталом в современную
эпоху явилась организация так
называемого пожизненного найма
работников в Японии, инициатором
которого были крупнейшие корпорации,
осуществляющие интенсивное научно-техническое
развитие экономики. Целью подобной
политики, которая особенно активно
проводилась в жизнь в 60-70-х
годах, являлось удержание на производстве
талантливой высококвалифицированной
молодежи, на протяжении всей ее профессиональной
жизни в условиях ее дефицита на рынке
труда.
Несмотря на то, что практика
пожизненного найма никогда обычно
не охватывает более половины персонала,
не имеет законодательных основ
и не получает, как правило, договорного
оформления, она отличается исключительной
прочностью принятых обеими сторонами
обязательств и устойчивыми лояльными
отношениями.Гарантии пожизненной
занятости и роста заработной
платы по мере возрастания стажа
работы не следует рассматривать
как подачку за какую-то особую преданность
администрации. Подобная политика проводится
по отношению к персоналу, творческий
энтузиазм и высококвалифицированный
труд которого определяет, в сущности,
процветание корпораций и определил
в 60-70-х, а затем и в 80-х годах
исключительный по мощи научно-технический
рывок экономики в Японии. По мере
наполнения рынка труда Японии в
80-х годах высококвалифицированными
кадрами и исчезновения их острого
дефицита, целесообразность широкого
применения практики пожизненного найма
стала снижаться, хотя в известных
пределах ее ценность до сих пор
сохраняется.
В мировой
науке и практике уже давно
сформировалось и нашло практическое
воплощение понимание политики занятости
как инструмента наиболее полной
реализации и развития трудового
потенциала населения. Меры, направленные
на помощь безработным, составляют органическую
часть этого широкого контекста.