Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа
Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.
Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — Курск.Образована 13 июня 1934 года.
Численность населения области
1 119 262 чел. (2013). Плотность населения — 37,31 чел./км2 (
Анализируя состояние рынка труда Курской области за последний год следует выделить, что безработных стало меньше. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,4% до 1,2%. Кризисный период уже давно позади, и поэтому обстановка с рабочими местами постепенно налаживается. Так, сейчас пособия по безработице получают около 6,5 тыс. курян, в 2009 году — эта цифра составляла около 11 тыс. человек. Достигнуть таких показателей удалось и благодаря реализации областной целевой программы «Содействие занятости населения Курской области на 2012-2015 годы» и Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2012 году.
С начала 2012 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 1370 человек и составила на 1 января 2013 года 6950 человек. За указанный период более 100 тысяч курян обратились в службу занятости населения за предоставлением государственных услуг.
На сегодняшний работодатели представили в Центр занятости населения около 4270 вакансий. В связи с этим коэффициент напряженности на рынке труда составил 2,8 человек на одну вакансию, в декабре 2012 года - 1,65 человек на одну вакансию. Всего в течение января-декабря 2012 года от работодателей поступило почти 40 460 вакантных мест.
Так, в рамках программы «Содействие занятости населения Курской области на 2012-2015 годы»[2] было освоено более 333 млн. рублей, среди которых более 300 млн. рублей выделены из федерального бюджета, около 33 млн. рублей — из областного бюджета. За год более 60 тысяч граждан получили информацию о положении на рынке труда, около 2,3 тыс. человек были направлены на обучение по востребованным профессиям, более 4,4 тыс. приняли участие в общественных работах, 367 безработных граждан нашли временную работу, а также более 3 тыс. получили услуги по психологической поддержке и социальной адаптации.
На протяжении нескольких лет в Курской области существовали проблемы, связанные с отсутствием работы для молодежи. В связи с этим в целевых программах основной упор был сделан на поддержку молодежи школьного возраста. На предоставление рабочих мест в период каникул выделяются средства как из областного, так и из местных бюджетов. Еще одним приоритетным направлением в регионе является создание дополнительных рабочих мест для категории инвалидов и для переобучения на другие профессии женщин, которые находятся в декретном отпуске.
В 2012 году контрольно-целевые показатели по Программе дополнительных мероприятий на рынке труда Курской области были выполнены полностью. В минувшем году было создано 168 специальных рабочих мест, из них 127 - для инвалидов, 18 - для родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 23 рабочих места - для многодетных родителей. Общий объем финансирования Программы в 2012 году составил более 7,5 млн. рублей, среди которых — 7,2 млн. рублей были выделены из федерального бюджета, 380 тысяч рублей – из областного бюджета.
В Курской области традиционно несколько раз в год проводятся ярмарки вакансий. В 2012 году в них приняли участие 5 265 курян, в результате на постоянные и временные рабочие места было трудоустроены 30% человек.
Еще одной значимой программой в регионе является программа по поддержке малого и среднего бизнеса. В кризисный период 2009-2011 годов открыли свое дело около пяти тысяч человек. Проанализировав ситуацию за эти три года, установлено, что за это время только 20% закрыли свой бизнес. 80% - это хороший показатель, который дает на рынке труда пять тысяч дополнительных рабочих мест. Реализация этой программы продолжится и в 2013 году. Сумма субсидии составит 58 тысяч 800 рублей. [19]
Также в регионе на сегодняшний день нет больших проблем с банком вакансий, проблема состоит в другом — в его качестве. Многие не хотят работать по той профессии, которую получили раньше, или же просто не имеют такой возможности. Поэтому в этом году планируется переобучить около двух тысяч курян.
При этом анализ потребности
экономики области выявляет острую нехватку
среди местного населения трудоспособного
возраста арматурщиков, плотников, маляров,
штукатуров, кровельщиков, облицовщиков-плиточников,
монтажников, слесарей различных видов
производств, газоэлектросварщиков, электромонтеров,
токарей, шлифовщиков, фрезеровщиков,
машинистов транспортных средств, машин
и установок.
При сохранении существующих тенденций
спроса рабочей силы в профессионально-
так же следует отметить, что одной из
специфических черт курской безработицы
является сельская безработица, где большая
доля лишившегося работы сельского населения
выживает за счет личных подсобных и приусадебных
хозяйств. Численность безработных, проживающих
в сельской местности, ежегодно растет.
Так, за период с 2010 года по 2011 год их численность
возросла на 10,4% и достигла 2,7 тыс. человек,
то есть каждый третий из числа безработных,
зарегистрированных в службе занятости.
Безработица в области по-прежнему остается
преимущественно женской проблемой. Доля
женщин в составе регистрируемых безработных
составляет более 70,5%. А в таких районах,
как: Железногорский – 79,7%, Курчатовский–
80,8%.
Области также свойственна высокая молодежная
безработица в виду сложностей трудоустройства
молодых специалистов без опыта работы.
Молодежь в возрасте от 17 до 29 лет составляет
более 25% (2,1 тыс. чел.) от общего числа безработных,
состоящих на учете в службе занятости,
более половины из которых - выпускники
образовательных учреждений области или
не имеющие профессии граждане.
Работодатели предъявляют высокие требования
к профессиональному уровню безработных.
Таблица 2. Миграционный прирост (убыль) населения по регионам Центрального федерального округа в 2006-2012 гг., человек
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2012 | |
ЦФО, в том числе |
248,4 |
183,0 |
145,9 |
149,7 |
111,2 |
123,5 |
- без Московского |
179,3 |
92,6 |
56,3 |
46,6 |
19,1 |
23,0 |
Белгородская обл. |
19,3 |
15,5 |
16,8 |
14,9 |
11,1 |
12,6 |
Брянская обл. |
10,6 |
3,1 |
1,2 |
1,0 |
-0,2 |
-0,2 |
Владимирская обл. |
12,0 |
7,5 |
3,5 |
3,3 |
2,7 |
2,5 |
Воронежская обл. |
20,6 |
8,9 |
9,2 |
7,6 |
2,7 |
4,7 |
Ивановская обл. |
5,8 |
3,3 |
3,0 |
2,4 |
1,2 |
0,8 |
Калужская обл. |
12,3 |
7,8 |
2,3 |
1,8 |
1,0 |
0,2 |
Костромская обл. |
4,4 |
3,2 |
1,7 |
1,9 |
0,3 |
0,7 |
Курская обл. |
10,3 |
5,1 |
1,1 |
0,6 |
-1,3 |
-2,2 |
Липецкая обл. |
10,6 |
7,9 |
5,7 |
5,8 |
5,1 |
1,9 |
Орловская обл. |
4,9 |
3,9 |
2,7 |
1,8 |
1,5 |
0,8 |
На протяжении последних шести лет в Курской области отмечается миграционная убыль населения, за этот период территория потеряла 13,5 тыс. человек. В ЦФО тринадцать регионов забирают мигрантов у Курской области, в том числе максимальное количество Московская область, Белгородская область и Москва. В 2012 г. потери в результате миграции составили 2,5 тыс. человек. Всего четыре региона ЦФО – отдают мигрантов Курской области – это Орловская, Тамбовская, Ивановская и Костромская области. В пределах Российской Федерации Северо-Западный и Южный федеральный округ забирают мигрантов из Курской области, а остальные округа – напротив отдают мигрантов. В числе крупнейших доноров области – Красноярский край. В пределах «ближнего» зарубежья Курская область получает мигрантов из Украины, Армении и Казахстана, отдает – Беларуси и Латвии, а нулевой миграционный прирост отмечается в обмене с Литвой и Эстонией.
Анализируяпривлечение иностранной рабочей силы в Курской области можно констатировать, что одним из источников пополнения трудового потенциала области является трудовая миграция - миграция, обусловленная трудовой деятельностью. В настоящее время для области характерны два вида трудовой миграции: межрегиональная и международная. Их влияние на численность трудовых ресурсов неодинаково.[20]
Межрегиональная миграция имеет
для области отрицательные
Таблица 3. Межрегиональная миграция Курской области.
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Росту трудовых ресурсов области
способствует международная трудовая
миграция. Она имеет односторонний
характер: в область в основном
приезжают иностранные