Проблемы миграции в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель состоит в разработке рекомендаций по регулированию регионального трудовой миграции.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- Раскрыть теоретические основы понятия миграционного рынка труда в целом и его элементов в частности.
- Обозначить современные тенденции государственного регулирования рынка труда.
- Выделить проблемы государственного регулирования трудовых миграционных процессов.

Файлы: 1 файл

coursework.docx

— 152.08 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

2. Анализ трудовой миграционной политики на муниципальном рынке.

2.1 анализ рынка труда в Курской области.

 

Курская область — субъект Российской Федерации, входит в состав Центрального федерального округа. Административный центр — Курск.Образована 13 июня 1934 года.

Численность населения области   1 119 262 чел. (2013). Плотность населения — 37,31 чел./км(2013). Городское население — 66,45 % (2013).

Анализируя состояние рынка труда Курской области за последний год следует выделить, что безработных стало меньше. Уровень регистрируемой безработицы сократился с 1,4% до 1,2%. Кризисный период уже давно позади, и поэтому обстановка с рабочими местами постепенно налаживается. Так, сейчас пособия по безработице получают около 6,5 тыс. курян, в 2009 году — эта цифра составляла около 11 тыс. человек. Достигнуть таких показателей удалось и благодаря реализации областной целевой программы «Содействие занятости населения Курской области на 2012-2015 годы» и Программе дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Курской области в 2012 году.

С начала 2012 года численность зарегистрированных безработных сократилась на 1370 человек  и составила на 1 января 2013 года 6950 человек. За указанный период более 100 тысяч курян обратились в службу занятости населения за предоставлением  государственных услуг.

На сегодняшний работодатели представили  в Центр занятости населения  около 4270 вакансий. В связи с этим коэффициент напряженности на рынке  труда составил 2,8 человек на одну вакансию, в декабре 2012 года - 1,65 человек  на одну вакансию. Всего в течение  января-декабря 2012 года от работодателей  поступило почти 40 460 вакантных мест.

Так, в рамках программы «Содействие  занятости населения Курской  области на 2012-2015 годы»[2] было освоено более 333 млн. рублей, среди которых более 300 млн. рублей выделены из федерального бюджета, около 33 млн. рублей — из областного бюджета. За год более 60 тысяч граждан получили информацию о положении на рынке труда, около 2,3 тыс. человек были направлены на обучение по востребованным профессиям, более 4,4 тыс. приняли участие в общественных работах, 367 безработных граждан нашли временную работу, а также более 3 тыс. получили услуги по психологической поддержке и социальной адаптации.

На протяжении нескольких лет в  Курской области существовали проблемы, связанные с отсутствием работы для молодежи. В связи с этим в целевых программах основной упор был сделан на поддержку молодежи школьного возраста. На предоставление рабочих мест в период каникул выделяются средства как из областного, так и из местных бюджетов. Еще одним приоритетным направлением в регионе является создание дополнительных рабочих мест для категории инвалидов и для переобучения на другие профессии женщин, которые находятся в декретном отпуске.

В 2012 году контрольно-целевые показатели по Программе дополнительных мероприятий  на рынке труда Курской области  были выполнены полностью. В минувшем году было создано 168 специальных рабочих  мест, из них 127 - для инвалидов, 18 - для  родителей, воспитывающих детей-инвалидов, 23 рабочих места - для многодетных  родителей. Общий объем финансирования Программы в 2012 году составил более 7,5 млн. рублей, среди которых — 7,2 млн. рублей были выделены из федерального бюджета, 380 тысяч рублей – из областного бюджета.

В Курской области традиционно  несколько раз в год проводятся ярмарки вакансий. В 2012 году в них  приняли участие 5 265 курян, в результате на постоянные и временные рабочие  места было трудоустроены 30% человек.

Еще одной значимой программой в регионе является программа по поддержке малого и среднего бизнеса. В кризисный период 2009-2011 годов открыли свое дело около пяти тысяч человек. Проанализировав ситуацию за эти три года, установлено, что за это время только 20% закрыли свой бизнес. 80% - это хороший показатель, который дает на рынке труда пять тысяч дополнительных рабочих мест. Реализация этой программы продолжится и в 2013 году. Сумма субсидии составит 58 тысяч 800 рублей. [19]

Также в регионе на сегодняшний день нет больших проблем с банком вакансий, проблема состоит в другом — в его качестве. Многие не хотят работать по той профессии, которую получили раньше, или же просто не имеют такой возможности. Поэтому в этом году планируется переобучить около двух тысяч курян.

При этом анализ потребности экономики области выявляет острую нехватку среди местного населения трудоспособного возраста арматурщиков, плотников, маляров, штукатуров, кровельщиков, облицовщиков-плиточников, монтажников, слесарей различных видов производств, газоэлектросварщиков, электромонтеров, токарей, шлифовщиков, фрезеровщиков, машинистов транспортных средств, машин и установок. 
При сохранении существующих тенденций спроса рабочей силы в профессионально-квалификационном разрезе, острая нехватка в реальном секторе экономики высококвалифицированных рабочих и специалистов сохранится преимущественно в материальном производстве, прежде всего в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. 
так же следует отметить, что одной из специфических черт курской безработицы является сельская безработица, где большая доля лишившегося работы сельского населения выживает за счет личных подсобных и приусадебных хозяйств. Численность безработных, проживающих в сельской местности, ежегодно растет. Так, за период с 2010 года по 2011 год их численность возросла на 10,4% и достигла 2,7 тыс. человек, то есть каждый третий из числа безработных, зарегистрированных в службе занятости. 
Безработица в области по-прежнему остается преимущественно женской проблемой. Доля женщин в составе регистрируемых безработных составляет более 70,5%. А в таких районах, как: Железногорский – 79,7%, Курчатовский– 80,8%. 
Области также свойственна высокая молодежная безработица в виду сложностей трудоустройства молодых специалистов без опыта работы. Молодежь в возрасте от 17 до 29 лет составляет более 25% (2,1 тыс. чел.) от общего числа безработных, состоящих на учете в службе занятости, более половины из которых - выпускники образовательных учреждений области или не имеющие профессии граждане. 
Работодатели предъявляют высокие требования к профессиональному уровню безработных. 

2.2 Характеристика  трудовых миграционных процессов в Курской области.

Как видно  из предыдущего материала, Курская область испытывает дефицит квалифицированных кадров, особенно рабочих профессий. Данный дефицит является как следствием объективных тенденций развития рынка труда и высоких требований работодателей. Далее рассмотрим миграционный прирост и убыль центрально федерального округа, чтобы разобраться как обстоит ситуация в этом сегменте. (таблица1)

 

Таблица 2. Миграционный прирост (убыль) населения по регионам Центрального федерального округа в 2006-2012 гг., человек

 

2006

2007

2008

2009

2010

2012

ЦФО, в том числе

248,4

183,0

145,9

149,7

111,2

123,5

- без Московского 

179,3

92,6

56,3

46,6

19,1

23,0

Белгородская обл.

19,3

15,5

16,8

14,9

11,1

12,6

Брянская обл.

10,6

3,1

1,2

1,0

-0,2

-0,2

Владимирская обл.

12,0

7,5

3,5

3,3

2,7

2,5

Воронежская обл.

20,6

8,9

9,2

7,6

2,7

4,7

Ивановская обл.

5,8

3,3

3,0

2,4

1,2

0,8

Калужская обл.

12,3

7,8

2,3

1,8

1,0

0,2

Костромская обл.

4,4

3,2

1,7

1,9

0,3

0,7

Курская обл.

10,3

5,1

1,1

0,6

-1,3

-2,2

Липецкая обл.

10,6

7,9

5,7

5,8

5,1

1,9

Орловская обл.

4,9

3,9

2,7

1,8

1,5

0,8


 

На протяжении последних шести лет в Курской области отмечается миграционная убыль населения, за этот период территория потеряла 13,5 тыс. человек. В ЦФО тринадцать регионов забирают мигрантов у Курской области, в том числе максимальное количество Московская область, Белгородская область и Москва. В 2012 г. потери в результате миграции составили 2,5 тыс. человек. Всего четыре региона ЦФО – отдают мигрантов Курской области – это Орловская, Тамбовская, Ивановская и Костромская области. В пределах Российской Федерации Северо-Западный и Южный федеральный округ забирают мигрантов из Курской области, а остальные округа – напротив отдают мигрантов. В числе крупнейших доноров области – Красноярский край. В пределах «ближнего» зарубежья Курская область получает мигрантов из Украины, Армении и Казахстана, отдает – Беларуси и Латвии, а нулевой миграционный прирост отмечается в обмене с Литвой и Эстонией.

Анализируяпривлечение иностранной  рабочей силы в Курской области  можно констатировать, что одним  из источников пополнения трудового  потенциала области является трудовая миграция - миграция, обусловленная  трудовой деятельностью. В настоящее  время для области характерны два вида трудовой миграции: межрегиональная и международная. Их влияние на численность трудовых ресурсов неодинаково.[20]

Межрегиональная миграция имеет  для области отрицательные последствия. Ежегодно из области на работу в  другие регионы России выезжает больше населения, чем прибывает с этой целью на ее территорию.( Таблица 3)

 

Таблица 3. Межрегиональная миграция Курской области.

 

 

 
Январь-март 2011 

 
Январь-март 2012 

 
число  
прибыв- 
ших

 
число  
выбыв- 
ших

 
мигра- 
ционный  
прирост,  
снижение(-)

 
число 
прибыв-ших

 
число  
выбыв- 
ших

 
мигра- 
ционный  
прирост,  
снижение(-)

 
Центральный федеральный округ

 
828

 
1295

 
-467

 
1059

 
1777

 
-718

 
Белгородская область

 
186

 
282

 
-96

 
205

 
301

 
-96

 
Брянская область

 
69

 
44

 
25

 
78

 
44

 
34

 
Владимирская область

 
15

 
16

 
-1

 
15

 
16

 
-1

 
Воронежская область

 
62

 
111

 
-49

 
76

 
125

 
-49

 
Ивановская область

 
8

 
10

 
-2

 
10

 
8

 
2

 
Калужская область

 
19

 
11

 
8

 
18

 
34

 
-16

 
Костромская область

 
4

 
2

 
2

 
7

 
3

 
4

 
Липецкая область

 
26

 
34

 
-8

 
19

 
26

 
-7

 
Московская область

 
109

 
359

 
-250

 
221

 
586

 
-365

 
Орловская область

 
111

 
91

 
20

 
115

 
126

 
-11

 
Рязанская область

 
10

 
15

 
-5

 
5

 
14

 
-9

 
Смоленская область

 
20

 
15

 
5

 
23

 
15

 
8

 
Тамбовская область

 
10

 
11

 
-1

 
12

 
18

 
-6

 
Тверская область

 
17

 
22

 
-5

 
37

 
26

 
11

 
Тульская область

 
28

 
33

 
-5

 
31

 
165

 
-134

 
Ярославская область

 
7

 
7

 
-

 
6

 
26

 
-20

 
г. Москва

 
127

 
232

 
-105

 
181

 
244

 
-63

 
Северо-Западный 
федеральный округ

 
268

 
214

 
54

 
254

 
302

 
-48

 
Южный  
федеральный округ

 
110

 
116

 
-6

 
152

 
165

 
-13

 
Северо-Кавказский  
федеральный округ

 
66

 
65

 
1

 
75

 
68

 
7

 
Приволжский  
федеральный округ

 
105

 
86

 
19

 
123

 
135

 
-12

 
Уральский  
федеральный округ

 
98

 
75

 
23

 
133

 
94

 
39

 
Сибирский  
федеральный округ

 
113

 
57

 
56

 
131

 
75

 
56

 
Дальневосточный 
федеральный округ

 
167

 
50

 
117

 
153

 
71

 
82


 

Росту трудовых ресурсов области  способствует международная трудовая миграция. Она имеет односторонний  характер: в область в основном приезжают иностранные работники, случаи же выезда на работу жителей  области за границу единичны.Основной приток иностранной рабочей силы обеспечивали республики бывшего СССР: Украина, Молдова, Узбекистан, Таджикистан. Подавляющее большинство работников-мигрантов  привлекалось для работы в сфере  материального производства, а именно, на предприятиях строительства, общей  коммерческой деятельности, сельском хозяйстве. Иностранную рабочую  силу представляют в основном мужчины.В  настоящее время привлекаемая иностранная  рабочая сила используется на территориях  области с низким уровнем безработицы, составляет менее 1% от общей численности  занятого населения. Большинство мигрантов из Закавказья и Украины добровольно не регистрируются. Значительная часть их, пользуясь рамочными соглашениями СНГ, пребывает в области сезонно, пополняя ряды сельскохозяйственных рабочих, строителей и работников золотодобывающей промышленности (1 500 человек в год). Их трудовая деятельность официально не оформляется и, следовательно, не обеспечивается какой-либо социальной защитой со стороны государства. По структурным характеристикам трудовые мигранты привлекаются, прежде всего, в сферы строительных профессий, машинистов бульдозеров и экскаваторов, торговлю и бытовое обслуживание (повара национальных кухонь и т.д.). Стоит отметить, что наряду с целесообразностью привлечения иностранных рабочих в данные сферы труда, некоторые исследователи отмечают невысокий профессиональный уровень и низкое качество производимых работ трудовых мигрантов. Государству и предпринимателям выгодна рабочая сила мигрантов, поскольку они, как правило, владеют одновременно несколькими смежными профессиями, а также знакомы с высокими технологиями. Среди мотивов использования труда мигрантов - стремление работодателей снизить издержки производства за счет более низкой заработной платы, а также более высокая производительность труда работников. В целях получения экономической выгоды принимающая сторона эксплуатирует иностранную рабочую силу. Порою отмечается несоблюдение трудовых отношений, несвоевременная выплата заработной платы или ее необоснованное сокращение. Активно используют работодатели систему штрафных санкций, в результате которой значительно снижается уровень оплаты труда мигрантов. В целях регулирования внешних трудовых потоков в области введены квоты на использование иностранной рабочей силы, вводятся система договоров между работодателями и трудовыми мигрантами. Важным в миграционной политике является достижение двусторонних соглашений с некоторыми странами о трудовой миграции, согласно которым должны соблюдаться законодательные права и гарантии трудовых мигрантов. Государственные структуры принимающего общества должны защищать интересы и трудовых мигрантов, а не только своих граждан. В свою очередь, отправляющее государство должно также заботиться о трудоустройстве своих граждан за рубежом и их социальной защите. Регулирование привлечения иностранной рабочей силы должно осуществляться с учетом перспективных потребностей экономики в трудовых ресурсах и на основе принципа приоритетного использования национальных кадров. Изменения в миграционном законодательстве, вступившие в силу с 2010 года, существенно упрощают порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы из стран СНГ. Новый механизм квотирования привлечения иностранных работников позволяет учесть профессионально-квалификационную структуру потребности работодателей в рабочей силе. На основе прогноза потребности работодателей можно сформировывать перечень дефицитных профессий, по которым привлечение иностранных работников не квотируется. В целях защиты интересов российских граждан на рынке труда ежегодно будет устанавливаться допустимая доля иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики. Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2009 г. 637, [3] предполагает оказание финансовой помощи для обустройства на новом месте жительства, содействие в трудоустройстве, обеспечение доступа к социальной инфраструктуре. Разработка региональных программ по переселению соотечественников осуществляется с учетом ситуации на региональных рынках труда, профессионально-квалификационной структуры потребности в рабочей силе, а также возможностей регионов по обустройству соотечественников на основании типовых программ субъектов Российской Федерации по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Информация о работе Проблемы миграции в России