Проблемы правового регулирования муниципальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и теоретико-правовой анализ вопросов правового регулирования муниципальных отношений и связанных с этим проблем. Работа основывается на действующем законодательстве РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая работа++.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)


Введение

 

В данной работе исследуется проблема правового регулирования муниципально-правовых отношений, а именно содержание муниципально-правовых отношений, их нормативная основа и коллизии в нормативно-правовых актах, регулирующих данные отношения. Курсовая работа не претендует на то, чтобы полностью рассмотреть все аспекты определения и решения всех проблем данной темы. В ней можно также найти размышления по поводу спорных, дискуссионных проблем по данной теме.

Актуальность  темы исследования определяется тем, что несмотря на то, что постоянно проводится работа по совершенствованию законодательства Российской Федерации, в настоящее время все же существует много дефектов, пробелов и коллизий в правовых актах, регулирующих муниципальные отношения. Это является главной причиной обращения к данной теме именно сейчас. Поскольку  достижение местного самоуправления, нового состояния жизни российского общества зависит в частности и от того, насколько качественным будет  правовое регулирование муниципальных отношений. Именно сейчас, когда сложилась система специальных нормативных актов, регулирующих муниципальные отношения, прошло достаточно времени чтобы выявить и объективно оценить все проблемы законодательства в теории и на практике, существует достаточно взглядов и мнений на рассматриваемый вопрос в науке, можно разрешить сложившуюся ситуацию. Для этого, на наш взгляд, необходимо характеризовать действующее законодательство международного, федерального, регионального и местного уровней, понять каким образом оно регулирует конкретно определенные муниципальные отношения, и только потом выявить наиболее актуальные пробелы и коллизии в указанных нормативно-правовых актах, показать какое отрицательное воздействие оказывают эти коллизии на развитие муниципальных отношений и в конечном итоге, выявив причины возникновения проблем в законодательстве, предложить способы их устранения. На это и направлена данная курсовая работа.

Степень изученности  проблемы: позволяет сделать вывод, что учеными чаще рассматривается вопрос правового регулирования местного самоуправления, в рамках которого они рассматривают регулирование муниципальных отношений. Некоторые авторы рассматривают муниципальные отношения на общетеоретическом уровне. Поэтому  можно сказать, что отчасти изучаемое явление, как совокупность анализа содержания муниципальных отношений и проблем их правового регулирования  в рамках курсовой работы, является малоизученным. Различным аспектам проблематики рассматриваемой темы просвещены научные работы и статьи, среди авторов подобных работ особо следует отметить: А.А. Сергеева1, В.И. Васильева2, С.К. Захарова3, В.Г. Карташова4, И.С. Бабичева5, О.Е. Кутафина6, А.Н Костюкова7 и др.

Объектом исследования работы являются общественные отношения  в сфере политико-правовой деятельности государства, связанной с организацией муниципально-правовых отношений. 

Предмет исследования нашей работы составляет научно-теоретический анализ правового регулирования муниципальных отношений, который включает два аспекта: теоретический и прикладной. Первый аспект работы – теоретический, который заключается в осмыслении и анализе явления «муниципально-правовые отношения» в разрезе научного знания, изучении нормативной основы этих отношений, которая включает в себя четыре уровня законодательства: международный, федеральный, региональный и местный.

Второй аспект исследования носит прикладной характер, где наряду с теоретическими, концептуальными моментами, работа включает и конкретно-практический материал - анализируются проблемы правового регулирования муниципальных отношений, коллизии в нормативно-правовых актах, регулирующих муниципально-правовые отношения.

Исходя из вышесказанного, цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и теоретико-правовой анализ вопросов правового регулирования муниципальных отношений и связанных с этим проблем. Работа основывается на действующем законодательстве РФ.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:

1) дать общую характеристику муниципально-правовым отношениям, рассмотреть их классификацию;

2) исследовать  субъекты муниципально-правовых  отношений;

3) рассмотреть  нормативную основу муниципальных  отношений, включающую четыре  уровня законодательства;

4) рассмотреть основные проблемы правового регулирования муниципальных отношений, коллизии в нормативно-правовых актах, регулирующих муниципальные отношения;

5) выработать  и сформулировать предложения  и рекомендации по устранению выявленных причин возникновения коллизий в нормативно-правовых актах.

Методологическую  базу исследований составляют методы познания, разработанные юридической наукой и апробированные практикой. Работа основана на использовании общенаучных методов исторического, логического, нормативно-правового и сравнительно-правового анализа. При решении поставленных задач использовался ряд специальных методов познания, в том числе конкретно-социологический, системный, структурно-функциональный. Перечисленные методы познания используются комплексно, что позволяет наиболее полно изучить проблематику курсовой работы.

Научная новизна  работы: в работе впервые сделана попытка характеристики и систематизации данных о правовом регулировании муниципальных отношений: содержание муниципальных отношений, их классификация, правовые основы, проблемы в правовом регулировании, связанных с коллизиями. Структурированы собственные определения «региональное законодательство», «коллизии в законодательстве субъектов РФ», «коллизии в муниципально-правовых актах».

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности использования положений курсовой работы для совершенствования действующего законодательства и правоприменительной практики. Данное исследование может быть полезным для разработки правовой литературы, методических пособий по данному вопросу, а именно о правовом регулировании муниципальных отношений.

Достижение  поставленной цели исследования предполагает следующую структуру курсовой работы:

Введение, в котором  обосновывается актуальность выбранной  темы, цели, используемые методы изучения, приведен анализ изученности темы в  специальной литературе и статьях различных ученых-правоведов.

Построение  глав происходит на основе деления  двух глав на три параграфа, в которых  рассматриваются более конкретные вопросы, обозначенные в собирательных  названиях глав. Один из параграфов делится на четыре пункта.

Заключение содержит основные выводы о результатах проделанного исследования, практические рекомендации.

Научную работу завершает  список используемой литературы, включающий нормативно-правовую базу исследования, специальные научные издания, а также научные статьи правоведов, посвященные изучению данной темы.

 

1. Муниципально–правовые  отношения

1.1 Понятие и классификация муниципально-правовых отношений

 

В отношении понятия  «муниципальные отношения» существенных разногласий между учеными не наблюдается. Под муниципально-правовыми отношениями чаще всего понимаются регулируемые нормами муниципального права общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Классификация мунициапально-правовых отношений вызывает большее количество споров. Практически каждый ученый, занимающийся этим вопросам, предлагает свой способ деления видов муниципальных отношений на группы.

И.В.Выдрин, А.Н. Кокотов выделяют 4 группы общественных отношений, связанные:

1. со способностью  местного населения непосредственно  решать вопросы местного значения (по реализации институтов прямой демократии: выборов, местных референдумов и др.); 2. с организацией и деятельностью органов, выборных должностных лиц местного самоуправления; 3. с функционированием различных отраслей местного хозяйства – через определение компетенции муниципальных образований и статуса различных объектов муниципального имущества; 4. с осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.8

Некоторые авторы относят  к муниципальным отношениям отношения  по определению места муниципальных  органов в конституционном механизме  РФ, договорные отношения по взаимным обязательствам муниципальных органов и органов государственной власти различного уровня, практику деятельности учреждений местного самоуправления и некоторые другие.9

О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев считают, что муниципально-правовые отношения с учетом их содержания можно подразделить на: а) отношения, связанные с организацией местного самоуправления; б) отношения, характеризующие муниципальную деятельность по непосредственному жизнеобеспечению населения муниципальных образований; в) отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов местного самоуправления по осуществлению отдельных государственных полномочий.10

Муниципально-правовые отношения можно классифицировать в зависимости от их субъектов. Исходя из этого муниципально-правовые отношения подразделяются на три группы: 1.отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование; 2. отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования; 3. отношения, в которых одной из сторон является орган или должностное лицо местного самоуправления.11

А. А. Сергеев  считает, что можно сформулировать следующий перечень конкретных видов отношений.

1. Отношения территориальной организации местного самоуправления. Эти отношения складываются при установлении и изменении границ муниципальных образований, их преобразовании, выявлении мнения населения по этим вопросам и его учете органами государственной власти.

2. Отношения институциональной организации местного самоуправления. Это отношения по поводу определения структуры органов и должностных лиц местного самоуправления в муниципальных образованиях.

3. Отношения по поводу определения компетенции муниципальных образований. В ходе деятельности по решению вопросов местного значения субъекты местного самоуправления в рамках закона конкретизируют и уточняют свою компетенцию.

4. Отношения по поводу формирования органов местного самоуправления и наделения властными полномочиями должностных лиц местного самоуправления. В основе этих отношений лежит институт муниципальных выборов.

5. Отношения, возникающие в ходе непосредственного решения населением вопросов местного значения и участия граждан в процессе осуществления органами и должностными лицами местного самоуправления властной деятельности. Эти отношения складываются из отношений прямого народовластия, а также отношений в рамках иных форм муниципальной демократии.

6. Отношения, связанные с изданием муниципальных правовых актов. Отношения властного муниципального правотворчества неразрывно связаны со всеми иными муниципально-правовыми отношениями. Посредством издания муниципальных правовых актов реализуются полномочия во всех сферах организации местного самоуправления, обеспечивается решение вопросов местного значения.

7. Отношения, возникающие между органами и должностными лицами местного самоуправления в процессе их муниципально-властной деятельности, а также отношения межмуниципального сотрудничества. Это отношения, связанные с разграничением полномочий органов местного самоуправления, их структурных подразделений и должностных лиц, взаимодействием субъектов местного самоуправления между собой, функционированием системы сдержек и противовесов в организации муниципальной власти.

8. Отношения по поводу государственного регулирования местного самоуправления, а также взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления. Государство признает и гарантирует отправные принципы местного самоуправления, законодательно устанавливает его основные параметры, определяет вопросы местного значения и передаваемые органам местной власти отдельные государственные полномочия, обеспечивает материально-финансовую основу местного самоуправления, судебную защиту и иные гарантии местного самоуправления, осуществляет контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, а в необходимых случаях применяет установленные законом меры ответственности.12

Итак, в отношении понятия «муниципальные отношения» существенных разногласий между учеными не наблюдается. В то время как классификация мунициапально-правовых отношений вызывает большее количество споров. Практически каждый ученый, занимающийся этим вопросам, предлагает свой способ деления видов муниципальных отношений на группы. Хочется заметить, что некоторые из перечисленных выше классификаций слишком обширны и неконкретны, что в конечном итоге неизбежно приводит к утрате объективных критериев разграничения муниципально-правовых и смежных отношений, подмене этих критериев принципом разграничения отношений «по субъекту», что нельзя признать оправданным. На наш взгляд более точной, в рамках рассматриваемой темы, является классификация А.А. Сергеева. Поскольку приведенные группы отношений составляют главный предмет регулирования законодательства об организации местного самоуправления, образуют практику применения муниципального права судами и иными органами. В этих отношениях проявляется специфика муниципально-правового регулирования. Именно этой классификации мы и будем придерживаться при изучении вопроса о правовом регулировании муниципальных отношений.

Информация о работе Проблемы правового регулирования муниципальных отношений