Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:52, курсовая работа
Исходя из вышесказанного, цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и теоретико-правовой анализ вопросов правового регулирования муниципальных отношений и связанных с этим проблем. Работа основывается на действующем законодательстве РФ.
Итак, определив основные черты и признаки регионального законодательства, мы дали определение этому явлению. Основы регионального законодательства отражены в Конституции РФ, которые более подробно раскрываются в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К нормативно-правовым актам, регулирующим муниципально-правовые отношения на региональном уровне можно отнести конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Особое место среди региональных актов занимают нормативные правовые акты в форме законов, поэтому мы указали их отличительные признаки и особенности. Все сказанное мы конкретизировали характеристикой некоторых положений Устава Костромской Области.
1.3.4 Нормативно-правовые акты местного самоуправления
Правовые акты, принимаемые на уровне местного самоуправления, являются тем элементом, без которого немыслима вся система нормативных актов, регулирующих муниципальные отношения. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под муниципальным правовым актом понимается решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер (ст. 2).49
Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрена система муниципальных правовых актов: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования (п. 1 ст. 43).50
В Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ правовые акты классифицированы по юридической силе. Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан),- акты высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. Они имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (п. 2 ст. 43).51
Для начала рассмотрим эти правовые акты более подробно. Население может принимать своим прямым волеизъявлением муниципальные правовые акты на местном референдуме или сходе граждан. Потенциальная возможность решения актуальных и наиболее важных проблем организации местного самоуправления на референдуме — необходимое условие муниципальной демократии. Решения, принятые прямым волеизъявлением населения муниципального образования, выражают эту волю непосредственно, т. е. наиболее точно.52
Следует отдельно остановиться и на уставах муниципальных образований. Устав рассматривается как обязательный элемент в системе правовых актов муниципального образования; его принятие — обязанность, а не право муниципального образования. Устав является центральным муниципальным нормативным правовым актов, имеющим приоритет по отношению к иным актам, принимаемым органами и должностными лицами местного самоуправления.53 Как устав города Костромы регулирует муниципально-правовые отношения?
1. Решением Думы города Костромы может устанавливаться внутреннее деление территории города Костромы на округа, районы и прочие единицы. На части территории города определяются территории, в пределах которых осуществляется территориальное общественное самоуправление. (ст.5); Изменение границы города Костромы осуществляется законом Костромской области по инициативе населения, органов местного самоуправления города Костромы, органов государственной власти Костромской области, федеральных органов государственной власти в соответствии и в порядке, установленном федеральным законодательством. (ст.6).54
2. В уставе определена структура органов местного самоуправления и должностные лица (ст. 22.).55
3. Органы местного
самоуправления г. Костромы
4. К формам непосредственного осуществления населением местного самоуправления на территории города Костромы относятся: местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву депутата Думы, Главы города Костромы, голосование по вопросам изменения границы города Костромы, преобразования муниципального образования; правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания и общественные; собрания и конференции граждан; опросы граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления; иные формы, не запрещенные законом. (ст.3)57
5. Устав регулирует отношения, связанные с изданием муниципально-правовых актов. В рамках полномочий, органы местного самоуправления и должностные лица города принимают правовые акты по вопросам местного значения, по вопросам исполнения отдельных государственных полномочий, а также по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления. Систему муниципальных правовых актов города Костромы образуют: настоящий Устав; правовые акты по вопросам местного значения, принятые на референдуме города Костромы; правовые акты Думы города Костромы; правовые акты Главы города Костромы; правовые акты Контрольно-счетной комиссии города Костромы; правовые акты председателя Думы города Костромы; правовые акты председателя Контрольно-счетной комиссии города Костромы; правовые акты первого заместителя главы Администрации и заместителя главы Администрации – руководителя аппарата Администрации; правовые акты руководителей отраслевых (функциональных) органов Администрации города Костромы. (ст. 43)58
6. Устав регулирует
отношения связанные с
Можно прийти к выводу, что Устав города Костромы регулирует все муниципально-правовые отношения, перечисленные в классификации А.А. Сергеева в первом параграфе, взятой нами за основу.
Таким образом, можно прийти к выводу, что большинство вопросов, касающихся нормативно-правовых актов местного самоуправления, регулирующих муниципально-правовые отношения, регулирует Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К местным нормативно-правовым актам относятся: решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан; решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления; решения, принимаемые, исполнительными органами местного самоуправления; решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления. Мы характеризовали все эти нормативные правовые акты, особое внимание уделив Уставу муниципального образования и решениям, принятым на местном референдуме (сходе граждан), как актам высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. В параграфе мы рассмотрели как регулирует муниицпально-правовые отношения Устав города Костромы и пришли к выводу, что он регулирует все муниципально-правовые отношения, перечисленные в классификации А.А. Сергеева в первом параграфе, взятой нами за основу рассмотрения данной темы.
В конце главы можно прийти к следующим выводам:
1. В отношении понятия
«муниципальные отношения»
2. Субъекты являются важнейшим элементом муниципальных отношений. Это, во-первых, лица, которые могут быть субъектами только муниципально-правовых отношений (население, муниципальное образование, органы территориального общественного самоуправления и др.). Во-вторых, остальные, неспецифичные исключительно для муниципального права субъекты, вступая в муниципально-правовые отношения, приобретают особые права и обязанности в сфере осуществления местного самоуправления. Мы объединили взгляды нескольких авторов на субъекты муниципальных отношений и их виды и создали свою классификацию субъектов. Это поможет сформировать более полное понимание о субъектах муниципальных отношений, что необходимо для дальнейшего изучения темы курсовой работы.
3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, и конечно некоторые из них играют непосредственную роль в регулировании мунициапльно-правовых отношений. Основной источник муниципального права представляет собой Европейская Хартия местного самоуправления. Именно этот нормативно-правовой акт имеет особое значение для развития муниципальных отношений в нашей стране, их правового регулирования. Поэтому мы подробно раскрыли и прокомментировали важные положения этого документа. Европейская хартия местного самоуправления состоит в основном из положений самого общего характера и поэтому закрепляет лишь принципы муниципально-правовых отношений, что дает возможность адаптировать положения Хартии к внутренним условиям и особенностям нашего государства. Мы отметили, что кроме Хартии местного самоуправления, на европейском уровне принимались и другие документы, затрагивающие характеристики муниципальных отношений, и перечислили эти документы. Нормы международного права и международные договоры, оказывая в основном положительное влияние на развитие российского законодательства, способствуют развитию муниципального права, как его составляющей, и, соответственно, муниципальных отношений.
4. Внутрироссийская система
муниципального законодательств
5. Основы регионального законодательства отражены в Конституции РФ, которые более подробно раскрываются в Федеральном законе от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К нормативно-правовым актам, регулирующим муниципально-правовые отношения на региональном уровне можно отнести конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Особое место среди региональных актов занимают нормативные правовые акты в форме законов, поэтому мы указали их отличительные признаки и особенности. Все сказанное мы конкретизировали характеристикой некоторых положений Устава Костромской Области.
6. Большинство вопросов, касающихся нормативно-правовых актов местного самоуправления, регулирующих муниципально-правовые отношения, регулирует Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К местным нормативно-правовым актам относятся: решения, принимаемые непосредственно населением на местном референдуме, сходе граждан; решения, принимаемые представительными органами местного самоуправления; решения, принимаемые, исполнительными органами местного самоуправления; решения, принимаемые выборными должностными лицами местного самоуправления. Мы характеризовали все эти нормативные правовые акты, особое внимание уделив Уставу муниципального образования и решениям, принятым на местном референдуме (сходе граждан), как актам высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов. В параграфе мы рассмотрели как регулирует муниицпально-правовые отношения Устав города Костромы и пришли к выводу, что он регулирует все муниципально-правовые отношения, перечисленные в классификации А.А. Сергеева в первом параграфе, взятой нами за основу рассмотрения данной темы.
2. Проблемы правового регулирования муниципальных отношений
2.1 Коллизии
в сфере столкновения
На наш взгляд, будет правильно начать рассмотрение данной главы с определения понятия «коллизия». Коллизия в праве – это противоречие друг другу (столкновение) двух или более формально действующих нормативных актов, изданных по одному и тому же вопросу.60
В первую очередь мы рассмотрим
коллизии в сфере столкновения международного
и внутригосударственного законодательства,
регулирующего муниципально-
Информация о работе Проблемы правового регулирования муниципальных отношений