Проблемы правового регулирования муниципальных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 18:52, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного, цель настоящей работы - полное и всестороннее изучение и теоретико-правовой анализ вопросов правового регулирования муниципальных отношений и связанных с этим проблем. Работа основывается на действующем законодательстве РФ.

Файлы: 1 файл

курсовая работа++.doc

— 308.00 Кб (Скачать файл)

Федеральный уровень  законодательства составляют и федеральные  законы, содержащие нормы муниципального права. Важнейшим из них является Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанный Закон содержит нормы, раскрывающие смысл основных понятий и терминов, используемых при правовом регулировании муниципальных отношений.

1. Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ  детально решил многие сущностные вопросы организации местного самоуправления на всей территории России. Статья 10 Закона установила исчерпывающий перечень видов муниципальных образований, а ст. 11—13 определили универсальные требования, в соответствии с которыми должны устанавливаться и изменяться их границы.35

2. Федеральный закон  не только установил обязательность  двухуровневой модели организации  местного самоуправления во всех  субъектах Федерации, кроме городов  федерального значения, но и четко разграничил полномочия каждого уровня местного самоуправления — социальные обязанности местной власти перед населением.

3. Организационно разделены  представительный и исполнительный  органы местного самоуправления: представительный орган должен  иметь самостоятельное финансирование, в муниципальных образованиях городского и районного уровня не допускается совмещение должности главы местной администрации и председателя представительного органа (ст. 34). 36

4. Федеральный закон  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ определил унифицированную структуру органов местного самоуправления.37

Федеральным законом  от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ регулируются все группы отношений, связанных  с устройством муниципальной  власти: территориальная организация  местного самоуправления; компетенция муниципальных образований; институциональная организация местного самоуправления, включая общие требования к структуре органов местного самоуправления, порядок формирования органов местного самоуправления и наделения полномочиями должностных лиц местного самоуправления, взаимоотношения органов и должностных лиц местного самоуправления, их ответственность; формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления; порядок издания муниципальных правовых актов; межмуниципальное сотрудничество; особенности имущественных отношений в системе муниципальной власти; государственное регулирование местного самоуправления, взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления; особенности организации местного самоуправления на определенных территориях.

5. Федеральный закон  указывает иные федеральные законы, которые должны приниматься в  его развитие; определяет вопросы,  подлежащие регулированию законами  субъектов Федерации, и задает рамки регионального законодательного регулирования местного самоуправления; указывает предметы регулирования уставов и иных нормативных правовых актов муниципальных образований (ст. 4, 7).38

Муниципально-правовые отношения  регулируют также специальные федеральные законы. Эти законы имеют узкий предмет регулирования, должны издаваться, как правило, на основе прямого указания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обеспечивать развитие его линии.

К ним относятся:

Федеральный закон от 2 марта 2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в российской федерации»;

Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ «Об обеспечении  конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»;

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ  «Об основных гарантиях избирательных прав и  права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и т.д.

Муниципальные отношения  регулируют и так называемые отраслевые федеральные законы, в которых содержатся отдельные нормы муниципального права.

Например, Гражданский  кодекс РФ закрепляет, что опека  и попечительство осуществляются органами местного самоуправления (ст. 34). Также  муниципальные отношения регулируют следующие статьи Гражданского кодекса: 113 - 115; 124 -126; 525 - 534 и др.

Земельный кодекс определяет полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений (ст. 1, 5, 8, 11, 15, 19, 20 – 22, 24, 28 – 30, 34, 36, 38, 49 и др.).  Также органы местного самоуправления участвуют в водных, лесных, градостроительных отношениях и т.д., подпадая под регламентацию соответствующих отраслевых федеральных законов.

Бюджетный кодекс содержит положения о бюджетном процессе в муниципальных образованиях и др. (ст. 1,6, 7, 9 – 11, 14, 15, 21, 23,31, 41, 42 и т.д.).

Налоговый кодекс содержит положения о местных налогах  и др. (ст. 5,8, 12, 21, 34.2, 56, 63, 83, 346.28, 387, 389, 391, 393, 394 и т.д.).

Регулировать муниципально-правовые отношения могут также подзаконные правовые акты. Подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти решают отдельные частные вопросы муниципального права во исполнение федерального закона и в соответствии с ним.

Указы Президента:

От 15 октября 1999 г. № 1370 «об утверждении основных положений государственной политики в области развития местного самоуправления в РФ»;

От 24 декабря 1993 г. № 2284 «О государственной программе приватизации государственных и муниципальных  предприятий в РФ».

Постановления Правительства РФ:

От 31 декабря 2004 г. № 903 «Об  утверждении правил составления  передаточного акта по имущественным  обязательствам органов местного самоуправления»;

От 27 июня 1996 г. № 755 «О некоторых  мерах по организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами местного самоуправления».

Постановления и другие акты Конституционного суда РФ, касающиеся местного самоуправления:

От 24 января 1997 г. № 1-п  по делу о проверке конституционного закона удмуртской Республики от 17.04.96. «О системе органов власти в Удмуртской Республике».

Итак, в данном параграфе мы рассмотрели федеральный уровень нормативно-правовых актов, регулирующих муниципально-правовые отношения. К ним относятся федеральные конституционные и федеральные законы, Указы Президента, постановления Правительства, постановления и другие акты Конституционного Суда РФ. Подробным образом мы рассмотрели Конституцию, которая устанавливает основы муниципально-правовых отношений, цели их правового регулирования и Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регулирующий более подробно все виды перечисленных нами ранее муниципально-правовых отношений. Следует отметить, что Муниципально-правовые отношения регулируют также специальные федеральные законы, которые имеют узкий предмет регулирования, должны издаваться, как правило, на основе прямого указания Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и обеспечивать развитие его линии, и так называемые отраслевые федеральные законы, в которых содержатся отдельные нормы муниципального права (Кодексы РФ). Мы привели примеры все перечисленных нормативно-правовых актов, регулирующих муниципально-правовые отношения. Именно закрепленные на уровне федерального закона нормы муниципального права устанавливают основы построения муниципальных отношений, которые ограничиваются, уточняются, ставятся в зависимость от объективно существующих условий в ходе конкретной нормативно-правовой регламентации.

 

 

1.3.3 Региональный  уровень законодательства 

Важной чертой в правовом регулировании общественных отношений  на уровне российских регионов является недопустимость игнорирования местной специфики: в региональном законодательстве должны быть учтены региональные особенности. Основными чертами законодательства субъекта РФ являются также объективное вхождение регионального законодательства в законодательство РФ, его системный характер и относительная самостоятельность.

Основываясь на указанных  признаках, представляется возможным  дать определение регионального  законодательства, которое представляет собой относительно самостоятельную систему нормативных правовых актов, принятых органами государственной власти субъекта Российской Федерации либо в установленном порядке – на референдуме, в пределах ведения  субъекта РФ и по предметам совместного ведения, призванных урегулировать общественные отношения в регионе с учетом комплекса местных территориальных и социальных условий.

Основы регионального  законодательства заложены прежде всего  в ст. 5 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает: «Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство».39 Статьи 72, 73 и 76 российской Конституции устанавливают достаточно широкий круг вопросов, по которым могут приниматься законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, а также основы соотношения федерального и регионального законодательства.40

Согласно  ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Федерации в области местного самоуправления относятся: 1. правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Федерации в случаях и порядке, установленных данным Федеральным законом; 2. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов Федерации и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами; 3. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов Федерации, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; 4. правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Федерации в порядке, установленном данным Федеральным законом.41

В доктринальных  толкованиях зачастую делается вывод, что регулирование вопросов местного самоуправления законами субъектов Федерации допускается только в случаях, прямо указанных в федеральных законах. Региональное регулирование местного самоуправления возможно только в указанных федеральным законом случаях, не согласуется с конституционным статусом субъектов Федерации, отраженным в ст. 72, 73, 76 Конституции РФ.42 Тем не менее, фактически вопросы местного самоуправления могут регулироваться законами субъектов Федерации: 1. в случаях, прямо указанных в федеральных законах; 2. в иных случаях, если это регулирование не ограничивает прямо или косвенно самостоятельность местного самоуправления в выборе правовых решений или форм деятельности.43

К нормативно-правовым актам, регулирующим муниципально-правовые отношения  на региональном уровне можно отнести  конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, законы о местном самоуправлении; о выборах органов местного самоуправления; об отзывах депутатов и выборных должностных лиц; о местном референдуме; о собраниях, сходах граждан; о муниципальной собственности и другие. Нормы муниципального права могут быть закреплены в нормативных правовых актах государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, постановлениях законодательных органов, глав администраций, президентов республик.

Особое место  среди региональных актов занимают нормативные правовые акты в форме законов. Наиболее важными признаками являются высшая юридическая сила закона по сравнению со всеми другими правовыми актами, принимаемыми (издаваемыми) органами государственной власти соответствующего субъекта Федерации44 и их нормативный характер. Законы выступают как акты, направленные на установление правовых норм либо на их изменение или отмену.45 Законы субъектов Федерации разрешают вопросы, которые имеют значение для соответствующего субъекта Федерации. Региональные законы действуют на всей территории соответствующего субъекта Федерации. Они обязательны для исполнения.

В подтверждение всего  сказанного мы приведем несколько положений  Устава Костромской области, который  был принят Костромской областной  Думой 29 июня 1995 года. В соответствии со статьей  4 данного устава Настоящий Устав является Основным законом области, обладающим высшей юридической силой по отношению к законам и иным нормативным правовым актам области, которые не могут противоречить Уставу.46

Устав как закон обладает высшей юридической силой и имеет  важное значение в регулировании  муниципальных отношений, поскольку  в Уставе области закрепляется конституционно - правовой статус области, ее административно - территориальное устройство, формы  защиты, прав, свобод человека и гражданина, функции и полномочия органов государственной власти области, порядок их образования, формы участия граждан в осуществлении власти, иные положения, не противоречащие Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству.47

В статье 7 Устава Костромской области  перечислено законодательство, которое  может приниматься областью, как  субъектом РФ и все случаи разрешения противоречий и разногласий. Устав  области, кодексы, законы области и  иные нормативные правовые акты областной Думы, губернатора Костромской области, администрации области, исполнительных органов государственной власти Костромской области, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения на территории области. По предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области область принимает кодексы, законы и иные нормативные правовые акты. Вне предметов ведения Российской Федерации и предметов совместного ведения область осуществляет собственное правовое регулирование посредством принятия Устава области, кодексов, законов и иных нормативных правовых актов. В случае противоречия между законом, иным нормативным правовым актом области и федеральным законом, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и Костромской области, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом области, принятым вне предметов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и области, действует нормативный правовой акт области.48

Информация о работе Проблемы правового регулирования муниципальных отношений