Пути решения проблем местного самоуправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы

Файлы: 1 файл

диплом а4.doc

— 720.00 Кб (Скачать файл)

Система местного самоуправления представляет собой совокупность организационных форм и институтов прямого самоуправления, посредством которых реализуются принципы и функции местного самоуправления (см. рис. 2).







 

 



 

 

 

Рис 2. Схема структуры и функций органов местного самоуправления

   Осью, вокруг которой вращается научная полемика о природе местного самоуправления, стал вопрос о соотношении его с государственной властью и государственным управлением. Анализ различных точек зрения по этому вопросу позволил прийти к выводу о том, что определенная самостоятельность в решении вопросов местного значения, составляющая, необходимый признак местного самоуправления, не может существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

В современном  мире самоуправление остается важным институтом демократии. Едва выделившись из муниципальных сообществ, органы местного самоуправления становятся необходимым инструментом политической борьбы и политического воспитания граждан, особенно в государствах и обществах, находящихся в процессе демократического становления.

Цель создания местного самоуправления - уход от централизации  власти в государстве. Если в государстве такая централизация доведена до максимума, то убивается всякое творчество на местах и в конце концов власть сводиться к творчеству главы государства, что является прямым путем к тоталитаризму. Создание еще одного не подчиненного государственной власти уровня управления, в котором участвуют граждане, как раз развивает творчество населения в области управления.

Одним из инструментов, позволяющих населению Российской Федерации осуществлять конституционное  право на местное самоуправление, являются органы местного самоуправления. 

Органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение  вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной  власти.

Эти органы осуществляют два типа функций, объективно присущих каждому муниципальному образованию: представлять его интересы (проектная функция) и реализовывать эти интересы (программная функция). Представление интересов заключается в их выявлении и разработке в итоге проекта развития муниципального образования, а также в принятии необходимых решений, создающих правовую базу для реализации проекта, в форме правовых актов.

Реализация  интересов обеспечивается путем  разработки и исполнения программы  деятельности органов местного самоуправления, направленной на осуществление проекта.

Этим двум функциям и соответствуют два типа органов  – представительные и исполнительные. Речь идет не о принципе разделения властей, а именно о классификации  органов местного самоуправления по типу исполняемых ими функций, связанных с управлением муниципальным хозяйством. Возможны совмещение функций представительного и исполнительного органов в одном органе, «сужение» органа до одного должностного лица, расширение органа до всего состава избирателей муниципального образования (сход) и другие модификации систем органов местного самоуправления3

Основные направления  муниципальной деятельности, характеризуются  функциями, которые  обусловлены  природой местного самоуправления, его  принципами, теми целями и задачами, к достижению которых стремится .местное самоуправление.

Перечень полномочий местного самоуправления позволяет  выделить более конкретно его  функции.

    1. Обеспечение участия населения в решении местных дел.

Это предполагает развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив, для самостоятельного решения населением вопросов местного значения, различных форм самоуправления. Важное значение для осуществления данной функции имеет проблема гарантий прав граждан на участие в самоуправлении, а также преодоление апатии и равнодушия части населения к вопросам организации и деятельности органов местного самоуправления.

2. Управленце  муниципальной собственностью, финансовыми  средствами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, органы местного самоуправления решают вопросы ведения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельно формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Эффективное осуществление данной функции органами местного самоуправления является необходимой предпосылкой местного самоуправления.

3. Обеспечение  развития соответствующей территории.

Органы местного самоуправления принимают программы  развития соответствующей территории, управляют муниципальным хозяйством и тем самым обеспечивают комплексное решение экономического, социально-культурного развития территории, в границах которой осуществляется местное самоуправление.

4. Обеспечение  потребностей населения в социально-культурных, коммунальных, бытовых и других жизненно важных услугах.

Одной из важных функций местного самоуправления является функция обслуживания населения. Население  соответствующей территории и образуемые им органы местного самоуправления гораздо  легче могут решать задачи улучшения качества жизни жителей, эффективности оказываемых населения услуг, чем государственные органы при централизованной системе управления местными делами.

5. Охрана общественного  порядка, обеспечение режима законности  на данной территории.

Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы частного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Основные задачи по обеспечению данной функции возлагаются на органы милиции общественной безопасности (местной милиции). При осуществления этой функции органы местного самоуправления взаимодействуют с соответствующими органами государственной власти, развивают и поддерживают различные формы участия населения в деле упрочения общественного порядка, организуют исполнение законов и иных правовых актов.

6. Защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ и законами.

Органам государственной  власти РФ и ее субъектов запрещается  ограничивать права местного самоуправления, установленные Конституцией РФ и  федеральным законодательством. Органы местного самоуправления, в соответствии со ст. 133 Конституции РФ, могут обращаться за защитой своих прав в судебные органы.

Все вышеуказанные  функции местного самоуправления между  собой взаимосвязаны и дополняют  друг друга. 4

 Реформа  местного самоуправления, сущность которой заключается в более точном разграничении полномочий между государственной властью и местным самоуправлением и наделении органов местного самоуправления большими правами, продвигается вперёд.

    Органам местного самоуправления постоянно оказывается помощь в развитии территорий. Одна из действенных форм такой помощи - План первоочередных действий Губернатора, который формируется на основании предложений с мест и нацелен на решение наиболее сложных проблем, с которыми в одиночку органам местного самоуправления не справиться.

 Наличие  выборных органов местного самоуправления  муниципальных образований является  обязательным.  Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.  
     Наименования органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с настоящим Законом с учетом национальных, исторических и иных местных традиций. 
     Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается. 
 Органы местного самоуправления муниципального образования обладают: 
    1) полномочиями по решению вопросов, отнесенных к предмету ведения местного самоуправления Федеральным законом и настоящим Законом; 
    2) отдельными государственными полномочиями, которыми они наделены федеральными законами; 
    3) отдельными государственными полномочиями, которые переданы им органами государственной власти на основании договора; 
    4) полномочиями, переданными органами местного самоуправления других муниципальных образований на договорной основе; 
    5) полномочиями, переданными членами местного сообщества, иными гражданами, а также организациями.

Четко выраженный  в конституционной норме принцип  самостоятельности управленческих действий органов местного самоуправления означает следующее: во-первых, в пределах, установленных законом, это свобода инициативы и выбора решения по всем этим и иным вопросам местного значения; во-вторых, любое не противоречащее закону и находящееся в его рамках решение  не требует ни предварительного согласования, ни последующего утверждения государственным органом и тем более не может быть отменено ни в административном, ни в судебном порядке. Разумеется, это не исключает необходимости координации действий с государственными органами, чтобы обеспечить поддержку ими планов, программ или конкретных мероприятий органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации подробно оговаривает  компетенцию государственных органов, как федеральных, так и органов  субъектов Российской Федерации. Закрепляя  в пункте 1 статьи 132 компетенцию  органов местного самоуправления, Конституция, однако, не дает развернутого перечня вопросов местного уровня, а лишь говорит, что "...Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают другие вопросы местного значения".

Таким образом  органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.                                                                                

 Органы местного  самоуправления наделяются в  соответствии с уставами муниципальных  образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения.

Можно сделать  вывод, что определенная самостоятельность  в решении вопросов местного значения, составляющая необходимый признак  местного самоуправления, не может  существовать вне единой государственной экономической, социальной, идеологической и другой политики. Местное самоуправление не может находиться вне системы государственно-властных отношений и быть абсолютно независимым от государства. Многие объективные тенденции, свойственные современному положению местного самоуправления в государственном механизме, свидетельствуют об общих для демократических государственных принципах: децентрализации управления, самоорганизации граждан, законности, осуществления публично-властных полномочий на уровне, позволяющем достичь наибольшей их эффективности.

Можно предположить, что компетенция органов местного самоуправления начинается там, где  заканчивается компетенция органов  государственной власти.5

 

 

 

1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления.

Под нормативно- правовым актом понимается акт, изданный полномочным на то органом  или должностным лицом местного самоуправления и содержащий правовые нормы, т. е. общие предписания (правила) постоянного или временного действия, применение которых обязательно. Правовой инициативой в органах местного самоуправления, т. е. правом внесения проектов правовых актов либо предложений по их разработке и принятию в органы местного самоуправления, в соответствии с названным законом, обладают: глава местного самоуправления, постоянные комиссии представительного органа местного самоуправления, депутаты, глава местной администрации, органы территориального общественного самоуправления; председатель суда, прокурор данного муниципального образования; группы граждан, обладающие избирательным правом, числом не менее чем определено в уставе муниципального образования. Правовые акты принимаются в форме решений, постановлений, распоряжений.6

Эффективное функционирование системы  местного самоуправления во  многом определяется уровнем развития его нормативно- правовой базы. Ее можно представить в виде схемы (см. рис. 3).

 

 

 

 

 




 


 

 


 

 


 


 

 

 

 

Рис. 3. Схема нормативно- правовой базы местного самоуправления

 

   Форматирование нормативно- правовой базы местного самоуправления основано на разграничении полномочий между уровнями власти и соподчиненности правовых норм. Поскольку установление общественных принципов организации местного самоуправления является, согласно Конституции РФ, предметом совместного ведения РФ и ее субъектов, оно предполагает издание федеральных законов и принятие в соответствии с ним законов и иных нормативных актов .

Конституционные основы местного самоуправления:

Конституционные нормы обладают высшей юридической  силой в отношении всех других законодательных актов любого уровня. В сводном виде основные положения Конституции РФ по вопросам местного самоуправления представлены в таблице (см. табл. 4)

 

 

 

 

 

Таблица 4.

Основные положения  Конституции Российской Федерации  по местному самоуправлению

Предмет

регулирования

Статья

Содержание  конституционных норм

 

Статус местного

самоуправления

Глава 1.

3 п. 2

Основы конституционного строя

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также  через органы государственной власти и органов местного самоуправления

 

12

В РФ признается и гарантируется местное самоуправлений. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в  систему органов государственной  власти.

Муниципальная собственность

8 п. 2

В РФ признается и защищается муниципальная собственность.

 

9 п. 2

В муниципальной  собственности могут находится  земля и другие природные ресурсы

 

Основы права  и свободы

Глава 2.

18

Права и свободы  человека и гражданина

Определяет  деятельность органов местного самоуправления

 

24 п. 2

Органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность  ознакомления с документами, материалами, непосредственно затрагивающими его  права и свободы.

 

32 п. 2

Право граждан  избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления