Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 20:19, дипломная работа
Цель исследования заключается в выявлении основных проблем местного самоуправления , путей их решения, также в определении основных направлений дальнейшего совершенствования муниципально-правовых отношений. В выработке предложений и концептуальных выводов о формировании и функционировании системы местной власти в России.
Цели определили задачи исследования:
Проанализировать деятельность органов местного самоуправления,
Исследовать роль и значение местного самоуправления в системе управления РФ;
Разработать меры по совершенствованию системы местного самоуправления;
Выявить предпосылки и условия эффективности осуществления местного самоуправления.
Введение.
Глава 1. Современная модель организации местного самоуправления в России
1.1 Органы местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации
1.2 Анализ нормативно-правовой базы в сфере местного самоуправления
1.3 Оценка современного состояния местного самоуправления в России
Глава 2. Анализ деятельности органов местного самоуправления
2.1 Направления деятельности органов местного самоуправления на примере муниципального округа №25 Кировского района
2.2 Характеристика муниципального округа №25 Кировского района
2.3 Основные проблемы деятельности органов местного самоуправления
Глава 3. Разработка мер по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления
3.1 Составление плана мероприятий по решению основных проблем
3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий
3.3. Перспективы развития местного самоуправления в России
Заключение.
Глава 4. БЖД
Список литературы
33 |
Право граждан на индивидуальное и коллективное обращение в органы местного самоуправления | |
Право на жилище |
40 п. 2 |
Органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство |
40 п. 3 |
Обязанность предоставления жилья малоимущим и иным указанным в законе гражданам нуждающимся в жилище. | |
Право на медицинскую помощь |
41 п. 1 |
Бесплатная медицинская помощь муниципальных учреждениях здравоохранения за счет соответствующих бюджетов. |
Право на образование |
43 п. 1 |
Общедоступное и бесплатное дошкольное, общее и среднее профессиональное образование в муниципальных образовательных учреждениях |
43 п. 2 |
Бесплатное высшее образование в муниципальном образованном учреждении на основе конкурса | |
Установление принципов организации местного самоуправления |
Глава 3 72 п. 1, Пп. «н» |
Федеральное устройство Установление общих принципов организации местного самоуправления отнесено к совместному ведению РФ и субъектов федерации |
Сфера деятельности |
Глава 8 130 п. 1 |
Местное самоуправление Обеспечивает
самостоятельное решение |
Форма осуществления |
130 п. 2 |
Осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм путем прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления |
Территория |
131 п. 1 п. 2 |
Осуществляется в городских сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территории, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения. |
Структура органов |
131 п. 1 |
Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. |
Задачи и функции |
132 п. 1 |
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. |
Выполнение государственных полномочий |
132 п. 2 |
Органы местного самоуправления могут в законодательном порядке наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. |
Конституция РФ признает и гарантирует местное самоуправление, провозглашает его право на муниципальную собственность, включая собственность на землю и другие природные ресурсы, самостоятельное решение вопросов местного значения, самостоятельное формирование, утверждение и исполнение местного бюджета. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления, как упоминалось не входят в систему органов государственной власти. Это необходимо трактовать как невозможность органов государственной власти выступать в качестве вышестоящей инстанции по отношению к органам местного самоуправления.7
Федеральное законодательство.
Федеральный закон 2003 г относит к полномочиям федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления:
- определение общих принципов организации местного самоуправления в РФ;
- правовое регулирование
деятельности федеральных
- правовое регулирование
прав, обязанностей и
Федеральные законодательные акты, касающиеся местного самоуправления, могут быть разделены на две группы. Первая включает в себя федеральные законы Президента РФ, постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного суда РФ, специально посвященные вопросам местного самоуправления. Ко второй относятся федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовые акты, содержащие отдельные нормы муниципального права.
Из числа первой группы главным является закон, определяющий общие принципы деятельности местного самоуправления «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ. В законе раскрыты основные понятия и термины местного самоуправления, определена роль местного самоуправления в осуществлении народовластия, закреплены права граждан на осуществление местного самоуправления.
Структура этого закона представлена в таблице (см. табл. 5).
Таблица 5.
Структура Федерального
закона «Об общих принципах
Главы |
Статьи |
Наименование |
1 |
1-9 |
Общие положения |
2 |
10-13 |
Принципы территориальной организации местного самоуправления |
3 |
14-18 |
Вопросы местного значения |
4 |
19-21 |
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями |
5 |
22-33 |
Формы непосредственного
осуществления населения |
6 |
34-42 |
Органы и должностные лица местного самоуправления |
7 |
43-48 |
Муниципальные правовые акты |
8 |
49-65 |
Экономическая основа местного самоуправления |
9 |
66-69 |
Межмуниципальное сотрудничество |
10 |
70-78 |
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью |
11 |
79-82 |
Особенности организации местного самоуправления |
12 |
83-86 |
Переходные положения |
Из второй группы федеральных законов особое значение имеют такие, как Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодекс РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. Особое значение имеет Федеральный закон от 22.08.2004 г. №122-ФЗ,которым было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством. Перечень основных федеральных актов, принятых в ходе реформы местного самоуправления.
Региональное законодательство.
Федеральный закон 2003 г. относят к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.
В конституциях (уставах) субъектов РФ содержаться разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ на основании Федерального закона1995 г. принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления.
В 2001-2003 гг. по инициативе Президента РФ многие региональные законы по вопросам местного самоуправления были приведены в соответствии с федеральным законодательством. Однако в свете Федерального закона 2003 г. №131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют доработки.
Система муниципальных правовых актов.
По вопросам
местного значения населением муниципальных
образований непосредственно, органами
и должностными лицами местного самоуправления
принимаются муниципальные
Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования.
Нормативно- правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:
- положения
о местных референдумах и
- положение
об организации
- положение
о порядке управления
-правила землепользования и застройки;
- правила торговли;
- положение о муниципальном заказе;
- положение о муниципальной службе и т. Д.
Проекты муниципальных правовых актов могут вносится органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.
Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость принятия этих актов связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления.
Устав муниципального образования.
Устав муниципального образования- своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. 9 Государственные требования, предъявляемые к уставу муниципального образования, установлены ст. 8 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которой в уставе указываются:
1) границы и состав территории муниципального образования;
2) вопросы местного значения, относящиеся
к ведению муниципального
3) формы, порядок и гарантии
непосредственного участия
4) структура и порядок
5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления, членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц органов местного самоуправления;
7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления;
8) основания и виды
9) порядок отзыва, выражения недоверия
населением или досрочного
10) статус и социальные гарантии
депутатов, членов других
11) гарантии прав должностных
лиц органов местного
12) условия и порядок организации муниципальной службы;
13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
14) вопросы организации органов
местного самоуправления, обусловленные
компактным проживанием на
15) другие положения об
Устав разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав принимается представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно.
Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации. Федеральный закон устанавливает единственное основание для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования. Это - противоречие его Конституции и законам Российской Федерации, законам субъекта РФ. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Информация о работе Пути решения проблем местного самоуправления