Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 20:32, курсовая работа
Актуальность рассмотрения важнейших экономических вопросов функционирования и развития жилищно-коммунальной сферы также объясняется недостатком учебных научно-методических работ по данной проблематике, имеющих комплексный характер. Более того, комплексный анализ жилищно-коммунальной проблемы в научной и учебной литературе в последнее десятилетие вообще не обсуждался.
Цель данной работы состоит в анализе системы ЖКХ ,в рассмотрении жилищно-коммунальных проблем на сегодняшний день как на общем уровне, так и на муниципальном.
Введение 6
1 Система ЖКХ 8
1.1 Понятие и элементы 8
1.2 Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ 12
2 Система управления ЖКХ г. Москвы 18
2.1 Реформирование жилищно-коммунального комплекса в г. Москве 18
2.2 Управление качеством ЖКХ 28
3 Механизм управления ЖКХ на муниципальном уровне 31
3.1 Понятие и перспективы развития ТСЖ в г. Москве 31
3.2 Современные проблемы ЖКХ и пути их разрешения на муниципальном уровне 56
Заключение. 62
Список использованных источников 66
Приложение 67
- ликвидацию сверхнормативного износа основных фондов;
- увеличение доли платежей населения в покрытии издержек на эксплуатацию и развитие объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Основными целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства являлись:
- ликвидация дотационное
- обеспечение условий
- снижение издержек
- смягчение для населения
процесса реформирования
Эти цели достигались:
- совершенствованием системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве;
- переходом на договорные отношения и развитием конкурентной среды;
- предоставлением потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсным отбором организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание;
- внедрением ресурсосберегающих технологий;
- совершенствованием системы
- повсеместным полномасштабным
переходом к системе
Объединение собственников жилья в товарищества собственников жилья стало рассматриваться как один из наиболее приемлемых способов защиты прав собственников в жилищной сфере и как элемент демонополизации сферы управления жилищным фондом. При этом предполагалось, что товарищество собственников жилья:
1. способно оказывать влияние на стоимость и качество, предоставляемых жилищно-коммунальных услуг;
2. получает реальную возможность самостоятельно решать вопросы организации обслуживания и эксплуатации жилья, а следовательно, и определять порядок расходования средств, направляемых на эти цели;
3. имеет возможность применять ресурсосберегающие мероприятия, что позволяет значительно уменьшить общий объем потребления ресурсов за счет предотвращения неоправданных расходов воды, газа и других энергоресурсов;
4. приучает население экономно относиться к предоставляемым жилищно-коммунальным услугам, так как у него появляется возможность прослеживать связь между своими затратами и потреблением этих услуг, что практически невозможно осуществить в муниципальном жилищном фонде, и в частности в отдельных приватизированных квартирах.
Реформа собственности в жилищной сфере должна была привести к развитию конкуренции в двух направлениях:
а) конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от собственников на управление жилищным фондом;
б) конкуренция подрядных организаций за получение заказа на предоставление жилищно-коммунальных услуг от управляющей компании. [9]
Можно подвести некоторые итоги реформирования ЖК сферы на сегодняшний день:
1) построена система
2) введена система социальной защиты граждан при оплате ими жилого помещения и коммунальных услуг;
3) изменена система
4) создана система органов
государственных жилищных
5) упорядочена система льгот,
предоставляемых отдельным
6) введена дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества, местоположения и благоустройства;
7) осуществляется переход к
Но многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе остались нерешенными:
- увеличился износ основных фондов;
- недофинансирование ЖКХ продолжается;
- жилищно-коммунальные услуги продолжают предоставляться с высокой затратной частью;
- демонополизация в сфере управления жилищным фондом не наступила;
- сложившаяся система
- дотационность сферы ЖКХ не ликвидирована;
- не созданы условия для
привлечения частных
В жилищной сфере не удалось в полной мере воспользоваться преимуществами конкурентных отношений в сфере управления и эксплуатации жилья, поскольку в условиях нестабильного и недостаточного финансирования оказалось невозможным добиться полноценных договорных отношений.
Недостатки ранее действующей системы договорных отношений были обусловлены следующими обстоятельствами:
- управляющие организации в зависимости от организационно-правовой формы находились в неодинаковых условиях при осуществлении хозяйственной деятельности;
- органы местного
- при создании управляющих
организаций предполагалось, что
они будут в системе
- управляющие организации несли
убытки в связи с
Стоит отметить, что в период с 2002-2004 гг. началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Общий объем задолжности по выданным кредитам увеличился с 3,6 млрд. руб. до 25-30 млрд. руб., т.е. увеличился более чем в 7 раз. Но все же существенным препятствием развития жилищно-коммунального строительства продолжает оставаться ограниченность возможностей обеспечения земельных участков необходимой коммунальной инфраструктурой.
Меры по решению этой проблемы будут реализованы в рамках подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ |
ПРОГРАММА И ЕЕ ПОДПРОГРАММЫ, другие реализующие документы | ||
Приоритеты |
Задачи |
Меры | |
Увеличение объемов жилищного строительства и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры |
1. Обеспечить условия для
2. Повысить качество |
1.1 Обеспечение земельных участков для жилищного строительства коммунальной инфраструктурой.
1.2 Сокращение административных
барьеров, развитие рыночной
2.1 Модернизация объектов |
Подпрограмма «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой».
Подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» |
Рисунок 3 - Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры 2006-2010 гг.
Подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002- 2010годы предусматривает повышение качества предоставления коммунальных услуг для населения и создание условий, необходимых для привлечения организаций различных организационно-правовых форм к управлению объектами коммунальной инфраструктуры, а также средств внебюджетных источников для модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.
Подпрограмма направлена на обеспечение надежного и устойчивого обслуживания потребителей коммунальных услуг, снижение сверхнормативного износа объектов коммунальной инфраструктуры, модернизацию этих объектов путем внедрения ресурсо-энергосберегающих технологий, разработку и внедрение мер по стимулированию эффективного и рационального хозяйствования организаций коммунального комплекса, привлечение средств внебюджетных источников.
Она предполагает развитие и модификацию утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17ноября 2001г. №797 подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Качество содержания жилищного фонда и коммунальных услуг находится на неудовлетворительном уровне и не соответствует не только потребностям и ожиданиям населения, но и общему объему финансовых ресурсов, направляемых на этот сектор.
На сегодняшний день ЖКХ требует привлечения больших инвестиций для модернизации и развития. Меры по модернизации коммунальной инфраструктуры и привлечению частных инвестиций будут реализованы в рамках подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» Программы «Жилище на 2006-2010 гг.». [10]
В представляемой работе предпринята попытка анализа текущего состояния системы управления муниципального ЖКХ для постановки ключевых проблем и определения рациональных путей их разрешения, формулирования концептуальных подходов к разрешению выявленных проблем, способствующих формированию эффективной и прозрачной политики в сфере муниципального ЖКХ.
Анализ практики ЖКХ показывает, что существующая система управления не позволяет достичь принципиальных целей реформирования ЖКХ:
− обеспечить сохранность и развитие жилищного фонда, а также инженерных сетей, обслуживающих жилищный фонд;
− обеспечить безубыточное функционирование предприятий отраслей жилищного и коммунального хозяйства;
− обеспечить удовлетворение потребностей потребителей в качественных жилищно-коммунальных услугах (ЖКУ) на основе социально-ориентированных тарифов.
Особое место в системе ЖКХ занимает проблема оценки качества ЖКУ.
Проблемы оценки качества в сфере ЖКХ возникли не сейчас, но обостряются в силу ряда объективных и субъективных причин по мере продвижения реформ.
Руководящим документом федерального уровня, регламентирующим организацию технического обслуживания жилищного фонда всех форм собственности, являются "Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда" (1998г.).
Основным документом федерального уровня, определяющим права потребителей коммунальных услуг, являются "Правила предоставления коммунальных услуг".
Правила разработаны с целью защиты прав потребителей коммунальных услуг на основе Закона РФ "О защите прав потребителей" и регулируют отношения между исполнителями и потребителями услуг по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и канализации.
Потребительские свойства и режим предоставления услуг должны соответствовать установленным нормативам:
• по теплоснабжению – температуре воздуха в жилых помещениях при условии выполнения мероприятий по утеплению помещений согласно действующим нормам и правилам;
• по электроснабжению – параметрам электрической энергии по действующему стандарту;
• по холодному водоснабжению – гигиеническим требованиям по свойствам и составу подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
• по горячему водоснабжению – гигиеническим требованиям по составу, свойствам и температуре нагрева подаваемой воды, а также расчетному расходу воды в точке разбора;
• по канализации – отведению сточных вод.
В зависимости от состава, мощности, износа основных фондов коммунального назначения, климатических и других местных условий населенного пункта, муниципальные органы вправе уточнять параметры потребительских свойств, режим предоставления услуг и устанавливать гарантированный уровень качества.
Контроль над соблюдением настоящих Правил в пределах своей компетенции осуществляется: Государственным антимонопольным комитетом Российской Федерации (его территориальными органами), Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (его территориальными органами), органами санитарно-эпидемиологического надзора и государственной жилищной инспекции;
общественными объединениями потребителей.