Экономическая сущность налогов и их функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 11:46, реферат

Описание работы

Это законы вавилонского царя Хаммурапи, это 1792- 1750 гг. до новой эры. На черном базальтовом столбе были выбиты законы о судопроизводстве. Это были бессистемные сборы (подати, рентные платежи) в основном они носили натуральную форму. С развитием финансово системы вводятся регулярные денежные налоги. Одним из первых таких налогов был «трибут» - это поголовный налог на всех граждан римской империи, это 2-ой век до новой эры. Постепенно налоги становятся основным источником доходов государства. Основоположником научной теории налогов считают Адама Смита. Его учение нашло развитие в трудах Рикарда, Смита, Джона Миля. Они считали, что налоги должны быть основным источником пополнения казны. Усиление регулирующей роли государства.

Файлы: 1 файл

BILETY_PO_NALOGAM.docx

— 141.61 Кб (Скачать файл)
  1. Экономическая сущность налогов и их функции

Налоги – категория историческая и экономическая

Появление налогов связано с возникновением первых государств

Первые известные законы о налогах относятся к 60-ым годам 18 века до новой эры

Это законы вавилонского царя Хаммурапи, это  1792- 1750 гг. до новой эры. На черном базальтовом столбе были выбиты законы о судопроизводстве. Это были бессистемные сборы (подати, рентные платежи) в основном они носили натуральную форму. С развитием финансово системы вводятся регулярные денежные налоги. Одним из первых таких налогов был «трибут» - это поголовный налог на всех граждан римской империи, это 2-ой век до новой эры. Постепенно налоги становятся основным источником доходов государства. Основоположником научной теории налогов считают Адама Смита. Его учение нашло развитие в трудах Рикарда, Смита, Джона Миля. Они считали, что налоги должны быть основным источником пополнения казны. Усиление регулирующей роли государства.

Выделяют 2 научные теории налогов, 2 основных направления:

1. Кейнсианское

2. Неоклассическое

Кейнсианское: Необходимость вмешательства государства в процессы регулирования экономики, основанной на рыночных отношениях, высокие налоги стимулируют экономическую активность. Основные положения отражены в книге «Общая теория занятости, процентов и денег», в этой книге была обоснована необходимости процессов регулирования экономики.

Была и противоположная теория - неоклассическая модель  (разработана Мутом и Лаффером), они по-иному рассматривали роль государства в регулировании экономики, государству отводилась пассивная роль в регулирование экономических процессов и на основании этого должна была строиться налоговая система, налоги должны быть минимальными, должны быть налоговые льготы.

Лаффер: «От величины налогового времени зависит объем взымаемых в бюджет средств», «По мере роста ставки от 0 до 100% налоговые поступления растут до определенного уровня, а затем снижаются, налоговые поступления падают после некоторого значения ставки»

Экономическая мысль до настоящего времени не выработала единого толкования понятия налога

Определение налога и сбора в соответствие с НК:

Налог - обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж. Взымается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих организациям и физическим лицам на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований 

Сбор - обязательный взнос, взымаемый с организации и физических лиц, когда в отношении этих лиц совершаются юридически значимые действия, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензии) государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами

Функции налогов:

Роль налогов проявляется через их функции, выделяют следующие функции:

1. Фискальная

2. Распределительная

3. Регулирующая

4. Стимулирующая

5. Контрольная

1. Фискальная  (от лат «фискус» – казна) – изъятие по средствам налогов части доходов организации и физических лиц в пользу государства. За счет налогов формируются доходы бюджетов государства (посмотреть какая часть доходов формируется за счет налогов государства)

2. Распределительная – тесно связана с первой функцией, так как налоги, являясь, финансовой категорией дает возможность создать единый финансовый фонд для его дальнейшего распределения в безэквивалентном порядке

3. Регулирующая - проявляется в воздействие налогов на поведение хозяйствующих субъектов на рынке и на социально-экономические процессы в обществе

4. Стимулирующая – связана с регулирующей, реализуется через систему различных льгот, преференций в целях создания  благоприятных условий для развития отдельных отраслей и экономики страны в целом

5. Контрольная – благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых средств, выявляется необходимость внесения изменений не только в налоговую систему, но и бюджетную политику, осуществление этой функции во многом зависит от налоговой дисциплины

Вопрос о роли и функции налогов - это предмет научной полемики, дискуссии

 

  1. Принципы налогообложения

Впервые они были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства» 1776 год.

 Он выделили 4 основных принципа:

1) Справедливости

2) Определенности

3) Удобства

4) Экономии

Эти принципы легли в основу принципов, заложенных в налоговых системах стран мира

В основе российской налоговой системы следующие принципы:

1. Справедливость, всеобщность, равенство в отношении участников налоговых обязательств, при этом учитывается фактическая платежеспособность налогоплательщика 

2. Недопустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от таких признаков, как: расовые, социальные, национальные, религиозные. Налоговые ставки не могут различаться в зависимости от форм собственности, гражданства физического лица, места происхождения капитала

3. Недопустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение по российской территории товаров, работ, финансовых средств, препятствующих законной деятельности налогоплательщика

4. Обеспеченность прав налогоплательщиков, их законных интересов. Никто не обязан уплачивать налоги и сборы, неустановленные НК.

5. Определенность и понятность законодательных актов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения

Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика!!!

6. Применение в области налогообложения правил и норм международных договоров, если они  не соответствуют НК и принятыми в соответствие с ним нормативным правовым актом «о налогах и сборах»

 

  1. Законодательство о налогах и сборах в Российской Федерации

Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Федеративное устройство государства повлияло на систему законодательства о налогах и сборах.

 В России трехуровневая  система законодательства:

1. Законодательства РФ о налогах и сборах (НК и принятые в соответствие с ним федеральные законы о налогах и сборах)

2. Законодательства субъектов РФ о налогах и сборах, состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятым в соответствие с НК

3. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятые представительными органами муниципальных образований в соответствие с НК

Указанные законы и НПА в налоговом кодексе именуются законодательства о налогах и сборах

В соответствие с 4 статьей НК Правительство России, МинФин России, органы исполнительной власти субъектов федерации, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают НПА по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Однако они не могут изменять или дополнять законодательства о налогах и сборах. 

НПА по вопросам налогов и сборов не могут издавать:

А) ФНС России и её территориальные органы

Б) ФТС России и её территориальные органы

 

  1. Субъекты налоговых отношений

Это участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, к ним относятся:

1) Налогоплательщики и плательщики сборов

2) Налоговые агенты

3) Налоговые органы

4) Таможенные органы

 

1) Налогоплательщики - это организации и физические лица, признаваемые в соответствие с НК налогоплательщиками и плательщиками сборов (смотри раздаточный материал)

Посмотреть и выписать: налоговая декларация (статья 80,81, пунк 1 статьи 34.2)

Обособленные подразделения организации, независимо от того имеют ли они отдельный баланс и расчетный счет не являются налогоплательщиками, так как они не юридические лица (ст.11 НК)

К обособленным подразделениям относятся так же филиалы и представительства, их определение дано в ст.55 Гражданского Кодекса

2) Налоговые агенты: их права и обязанности (ст. 24 НК), права такие, как и у налогоплательщиков, в обязанности у них иные

3) Налоговые органы: ст.30-32 НК

Это единая централизованная система контроля за:

А) соблюдением законодательства о налогах и сборах

Б) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисление) налогов и сборов в бюджетную систему России

В) правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) иных обязательных платежей в соответствие с законодательством

В систему налоговых органов включены:

• ФНС России (находится в ведение МинФин России)

• Территориальные органы ФНС России, к ним относятся:

А) управление Службы по субъектам РФ

Б) межрегиональные инспекции службы

В) инспекции, службы по районам; по районам в городах; по городам безрайоного деления

Г) инспекции, службы межрайонного уровня

Сделать таблицу права и обязанности налоговых органов

4) Таможенные органы:

А) ФТС России и подчиненные ей таможенные органы

 

Полномочия таможенных органов (ст. 34 НК)

К субъектам налоговых отношений не относятся финансовые органы и органы МВД, однако на них возложены определенные полномочия в области налогов

Полномочия финансовых органов (ст.34.2)

Финансовые органы:

• МинФин России (дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов, налоговым органам, налоговым агентам с 2012 г. по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

Письменные разъяснения МинФин России:

А) не являются НПА

Б) не подлежат официальному обязательному опубликованию

В) не имеют статуса официального комментария НК

Г) носят информационно-разъяснительный порядок

• Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (дает письменные разъяснения налогоплательщикам и налоговым агентам по применению соответствующего законодательства субъекта федерации о налогах и сборах и НПА муниципальных образований о местных налогах и сборах)

Письменные разъяснения должны даваться в течение 2-х месяцев со дня поступления соответствующего запроса

По решению руководителя, заместителя руководителя финансового органа срок может быть продлен, но не более чем на 1 месяц

• МВД России (ст. 36-37 НК) (1) по запросам налоговых органов участвуют вместе с налоговыми органами в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами, 2) в 10-ти дневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий налоговых органов направляют материалы в налоговый орган для принятия по ним решения)

 

  1. Права и обязанности налогоплательщика

Раздатка

 

  1. Права и обязанности налоговых органов

Раздатка

 

  1. Налоговые обязательства и способы их обеспечения (Ст.45 НК РФ)

Налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено) в установленный срок. Обязанность по уплате налога может быть исполнена досрочно. Обязанность по уплате налога на прибыль консолидированной группы налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:

1. С момента предъявления в банк поручения на перечисление денежный средств в бюджетную систему России на соответствующий счет федерального казначейства со счета налогоплательщика в банке при наличие на нем достаточного денежного остатка на день платежа

2. С момента передачи физическим лицом в банк поручения на перечисление в бюджетную систему России на соответствующий счет федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления

Информация о работе Экономическая сущность налогов и их функции