Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:54, курс лекций
Тема 1. Введение в налоговое право.
1. Теоретическое представление о происхождении налогообложения.
2. Историческое развитие налогообложения
Тема 2. Понятие налогов и сборов.
1. Роль налогов в формировании финансов современного государства
Тема 1. Введение в налоговое право.
1. Теоретическое представление о происхождении налогообложения.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов. Известно, что одним из основных источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов являются налоги.
Можно утверждать. Что налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возник вместе с государством.
Еще в Великой Хартии Вольностей (Англия нач. 13 в.) записано, что налоги вводятся только с согласия нации. И этот императив в подавленном большинстве случаев учитывается законодателем всех стран мира при изменении конструкции налоговой системы.
Государства, устанавливая налоги, определяют органы управления в области налогов, наделяя их значительными полномочиями.
Мировой опыт свидетельствует, что функция налогов и органов власти в области управления налогов находится в постоянном развитии и эволюционирует вместе с развитием государства.
Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы, в том числе и структуры органов власти в области управления налогами.
2. Историческое развитие налогообложения
История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя.
В эпоху феодальной раздробленности процедура изъятия осуществлялась самими князьями. Они объезжали земли со своей дружиной, либо делегировали это право специально уполномоченным людям – данникам.
В 884 г. киевский князь Олег, победив днепровских северян, обложил их данью.
До 988 г. основными видами налогов являлись дани (подати), оброки. Уплачивались они натурой, чаще всего медом, кунами и даже мечами.
Первые зачатки законодательного закрепления норм, связанных со сборами и повинностями, появляются в "Русской правде". В ней предусмотрена одна из древнейших повинностей, так называемый корм, т.е. поставка пищевого довольствия чиновнику (вирнику), ездившему по волостям для суда, и его лошадям.
Во времена Золотой Орды с 13-15 вв. существовала двойная система налогов.
Уплата выхода в Золотую Орду останавливается в конце 15 в. И начинается восстановление финансовой системы.
Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать. Для определения размера прямых податей служило "сошное письмо. "Соха" представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, ее размер был неодинаков в разных местах.
В 1655 г. создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей в пользу государства.
1718 г. – Петром I отменяются все приказы и учреждается камер коллегия. В обязанность которой входило надзирание и правление над окладными и неокладными доходами.
До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями. Впервые термин "налог" употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым.
Во времена Екатерины II (1780 г.) учреждается экспедиция о государственных доходах.
В 1802 г. Александр I Манифестом об учреждении Министерств создается Министерство Финансов.
Начиная с октября 1917 г. и до окончания военного коммунизма действие всех налогов в РСФСР было приостановлено, основными источниками доходов стала эмиссия денег.
Местные органы власти существовали за счет контрибуций. В октябре 1918 г. – Совет Народных Комиссаров принимают Декрет об организации финансовых отделов губернских и удельных комитетов.
С поворотом к новой экономической политике (НЭП) в 1921 г., начался процесс поэтапного восстановления финансовой системы государства. Возникла необходимость возврата отмененных фискальных институтов. Началось с предоставления крестьянству права реализации на рынке излишков.
В 1925 г. – Народный Комитет Финансов ССр принимает решение о народном налоговом контроле.
В 1928 г. – происходит реформа сельскохозяйственных налогов.
1945 г. – характеризуется постепенным сворачиванием налогообложения и заменой налогов иными источниками налогов.
В 60-е годы в стране большую популярность получила идея безналогового общества, отрицание налогов становится составной частью государственной экономической политики.
Налоговая Реформа в РФ в 1991 г.
К концу 1991 г. необходимость создания полноценного механизма налогообложения стала очевидной.
После распада СССР, входившие в него ранее республики пошли по пути создания национальных налоговых систем. В России принят целый ряд законодательных актов. К ним относятся:
З "О Государственной налоговой службе РСФСР",
З "Об основах налоговой системы в Российской Федерации",
З "О налоге на прибыль предприятий и организаций",
З "О налоге на добавленную стоимость",
З "О подоходном налоге с физических лиц" и др.
Налоговая реформа проводилась в крайне тяжелых экономических условиях (инфляция, финансовый кризис, падение производства). Новые налоги позволили сохранить бюджетную систему России, включая местные бюджеты, обеспечить финансирование по всем основным направлениям текущих расходов.
Налоговая система была далека от совершенства. На это повлияло отсутствие времени на апробацию, приоритет к сбалансированности бюджета, ярко выраженная нацеленность на фискальную функцию налогов.
В то время введение налогов осуществлялось не только на основе законов. Имело место введения налогообложения Указами Президента. В целях борьбы с налоговыми преступлениями и правонарушениями Указом Президента 1992 г. создается Главное управления налоговых расследований при Государственной налоговой службе РФ.
Тема 2. Понятие налогов и сборов.
1. Роль налогов в формировании финансов современного государства
Налоги являются важнейшими источниками государственных доходов. Однако наряду с ними в качестве таковых в теории финансовой науки определялись домены и регалии, относимые к источникам неналоговых доходов.
Под доменом принято понимать принадлежащее государству имущество, приносящее доходы в бюджет. Из имеющихся неналоговых доходов Российской Федерации к домениальным можно отнести большую часть из тех, которые предусмотрены ст. 42 БК РФ. В частности, это:
1. средства, получаемые в виде арендной платы за сдачу во временное владение и пользование имущества, находящегося в государственной собственности;
2. средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;
3. средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;
4. доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
5. часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий.
В отличие от вышеперечисленных доходов, носящих постоянный характер, выделяются также чрезвычайные домениальные доходы. К ним относятся:
средства, получаемые от продажи (приватизации) государственного имущества;
размещения государственных ценных бумаг.
Что касается регалий, то они представляют собой исключительные права государства, также позволяющие извлекать доходы (доходные преимущества казны). По своей правовой природе они занимают промежуточное положение между налогами и доменами. Примером доходов от регалий могут служить средства, получаемые государством от осуществления монопольной деятельности. Например, по установленным государством тарифам оплачиваются услуги железнодорожного транспорта, почты и телеграфа, консульские услуги и др.
Соотношение налоговых и неналоговых доходов может существенно различаться. Бюджет СССР формировался преимущественно за счет неналоговых доходов, основными из которых являлись поступления от государственных предприятий. В бюджете же Российской Федерации основным источником государственных доходов являются налоги.
2. Функции налогов
Функции налогов - способы достижения определенных целей в результате функционирования системы налогообложения. Выделяются фискальная, распределительная, регулирующая и контрольная функции налогов.
1. Фискальная функция - посредством налогов осуществляется формирование финансовых ресурсов государства.
2. Распределительная (социальная) функция - посредством налогов в бюджете государства концентрируются средства, направляемые на решение общественных проблем. В результате доходы перераспределяются между различными слоями населения.
3. Регулирующая функция - посредством налогов государство осуществляет экономическое принуждение. Маневрируя налоговыми ставками, штрафами, вводя и отменяя налоги, изменяя условия налогообложения, государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, его структуру. В свою очередь, регулирующая функция включает поощрительную (стимулирующую), дестимулирующую и воспроизводственную подфункции.
а. Поощрительная (стимулирующая) подфункция - проявляется через налоговые льготы, которые позволяют создать благоприятный налоговый режим для отдельных категорий физических лиц и организаций.
б. Дестимулирующая подфункция - реализуется через повышение налоговых ставок и создание жесткого налогового режима, ограничивающего отдельные виды деятельности, которые не выгодны государству.
в. Воспроизводственная подфункция - заключается в использовании взысканных в виде налогов средств на восстановление использованных ресурсов (налог на воспроизводство МСБ).
4. Контрольная функция - через систему налогообложения проверяется действенность налоговых механизмов, состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.
3. Юридическое определение налога, сбора, пошлины.
Правовые признаки налога и сбора.
Под налогом отдельные представители дореволюционной финансовой науки понимали "принудительный сбор с граждан, устанавливаемый для покрытия общих расходов государства".
В советском финансовом праве налоги определялись как платежи, вносимые в государственный бюджет на основании актов высшего органа государственной власти юридическими лицами и гражданами безвозмездно, в определенных размерах и в установленные сроки для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Согласно ст. 8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Выделяют следующие юридические признаки налога:
- публичность;
- законность установления;
- процедурный характер взимания;
- абстрактность;
- индивидуальная безвозмездность;
- безвозвратность;
- принудительность изъятия.
Пошлины и сборы в финансовом плане менее значимы. Цель их взыскания состоит в покрытии издержек отдельных государственных учреждений (судов, паспортных столов, загсов и др.).
Под сбором (п. 2 ст. 8 НК РФ) понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Следовательно, сбор не является налогом, это - плата за право пользования или право осуществления деятельности.
Общее понятие пошлины в налоговом законодательстве отсутствует, однако определяются такие ее разновидности, как государственная пошлина и таможенная пошлина. Фактически пошлина - плата за совершение действий (услуг), осуществляемых государственными органами, взимаемая с целью покрытия возникающих в связи с этим издержек.
Тема. 3. Налоговая политика.
Параметры налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (муниципальным образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объемах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование.
Однако взвешенная налоговая политика должна проводиться с учетом финансовых интересов не только государства, но и налогоплательщиков. Кроме того, налоговая политика должна быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
Налоговая политика проводится (осуществляется) посредством методов:
1. Информирование (пропаганда) - деятельность финансовых и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации необходимой им для правильного исполнения налоговых обязанностей.