Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:54, курс лекций
Тема 1. Введение в налоговое право.
1. Теоретическое представление о происхождении налогообложения.
2. Историческое развитие налогообложения
Тема 2. Понятие налогов и сборов.
1. Роль налогов в формировании финансов современного государства
Специалистами являются лица, обладающие специальными знаниями и навыками, не заинтересованные в исходе дела, которые привлекается в необходимых случаях для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля (ст. 96 НК РФ).
Переводчиками являются не заинтересованные в исходе дела лица, владеющие языком, знание которого необходимо для перевода (ст. 97 НК РФ).
Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела физические лица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов. Понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, производившихся в их присутствии (ст. 98 НК РФ).
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства (ст. 90 НК РФ).
5. Субъекты, осуществляющие налоговое администрирование (финансовые органы, налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов);
Финансовые органы включают Министерство финансов РФ, Департаменты субъектов (ст. 63 НК РФ).
Налоговые органы представлены ФНС и ее территориальные подразделения (ст. 30 НК РФ).
Таможенные органы представляет Федеральная Таможенная Служба и ее подразделения. Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу РФ (ст. 34 НК РФ).
Органы государственных внебюджетных фондов призваны контролировать своевременность и полноту уплаты страховых взносов, при этом они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, (ст. 341 НК РФ).
6. Субъекты, осуществляющие правоохранительную функцию в сфере налогообложения (органы прокуратуры, органы внутренних дел);
Органы прокуратуры включают Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъектов, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, а также прокуратуры городов и районов. В соответствии со ст. 77 НК РФ, прокуроры санкционируют арест имущества, т.е. действия налоговых и таможенных органов по ограничению прав собственности налогоплательщиков-организаций в отношении их имущества.
7. Субъекты, рассматривающие дела и исполняющие решения о взыскании налоговых санкций (судебные органы и органы принудительного исполнения).
Судебные органы включают суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
Органы принудительного исполнения (Федеральная Служба Судебных Приставов и ее территориальные подразделения).
Отдельные субъекты могут быть отнесены одновременно к нескольким группам. Так, банки не только исполняют поручения своих клиентов на уплату налогов, но и осуществляют администрирование, в частности контролируют постановку организаций и индивидуальных предпринимателей на налоговый учет при открытии ими счета.
Таможенные органы наряду с администрированием также осуществляют правоохранительную функцию.
4. Представительство в налоговых правоотношениях
Налогоплательщики, плательщики сборов и налоговые агенты могут участвовать в налоговых правоотношениях не только лично, но также и через законных или уполномоченных представителей. При этом участие представителя не лишает указанных лиц права на личное участие в налоговых правоотношениях.
Законными представителями организации признаются лица, уполномоченные представлять ее в силу закона или учредительных документов.
В зависимости от организационно-правовой формы юридического лица, может различаться наименование, компетенция и порядок назначения его единоличного исполнительного органа.
Действия (бездействие) этих представителей, совершенные в связи с участием организации в налоговых правоотношениях, признаются ее действиями (бездействием).
Законными представителями налогоплательщика - физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Таковыми, согласно ст. 28-30 ГК РФ выступают родители, усыновители, опекуны и попечители.
5. Уполномоченные представители налогоплательщиков
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, которому налогоплательщик поручает представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Уполномоченный представитель осуществляет свои полномочия на основании доверенности.
Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика: должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, федеральных органов налоговой полиции, судьи, следователи и прокуроры.
6. Содержание налоговых правоотношений
Под юридическим содержанием налогового правоотношения понимаются субъективные права и обязанности его участников. Такое содержание даже с участием одних и тех же субъектов может существенно различаться в зависимости от того, являются налоговые правоотношения регулятивными или охранительными.
В регулятивных налоговых правоотношениях поведению обязанного лица (налогоплательщика), противопоставлено право требования управомоченного лица - налогового органа.
В охранительных налоговых правоотношениях праву налогового органа по применению мер государственного принуждения соответствует обязанность лица, совершившего налоговое правонарушение, претерпеть лишения имущественного характера в результате применения налоговых санкций.
Тема 10. Правовое положение налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов.
1. Понятие налогоплательщиков
Налогоплательщиками в широком смысле признаются все организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате каких-либо обязательных платежей.
Однако более правильно называть налогоплательщиками только тех лиц, которые обязаны уплачивать собственно налоги, все же остальные являются плательщиками сборов. Среди последних по признакам обязательного платежа, в отношении которого установлена соответствующая их обязанность, можно выделить еще плательщиков страховых взносов.
2. Права и обязанности налогоплательщиков
Налогоплательщики (плательщики сборов) в соответствии с действующим законодательством о налогах и сборах имеют право:
получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию по вопросам налогообложения;
получать от налоговых органов письменные разъяснения по налогам и сборам;
использовать налоговые льготы;
получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
представлять свои интересы лично или через своего представителя;
представлять налоговым органам свои пояснения по исчислению и уплате налогов;
присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
получать копии акта налоговой проверки;
требовать от налоговых органов соблюдения законодательства;
обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
требовать соблюдения налоговой тайны;
требовать возмещения убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов.
Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов (п. 2 ст. 22 НК РФ).
Обязанности:
уплачивать законно установленные налоги;
встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена;
вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения;
представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации;
представлять налоговым органам и их должностным лицам в установленных случаях документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства;
Помимо выше указанных обязанностей, налогоплательщики обязаны письменно сообщать:
- о несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации;
- об открытии или закрытии счетов;
- об изменении своего места нахождения или места жительства;
- о создании обособленных подразделениях.
Налогоплательщики, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством.
3. Особенности статуса налогоплательщика, иностранной организации (см)
Имеются некоторые особенности, касающиеся постановки иностранных граждан и компаний на налоговый учет, ведения бухгалтерского учета и уплаты ими налогов.
Иностранные граждане являются плательщиками подоходного налога и обязываются подавать декларацию о своих доходах в течение месяца со дня приезда в РФ и не позднее, чем за месяц до отъезда. Документом для уплаты налога служит платежное извещение.
Иностранные компании, осуществляющие деятельность в России, обязаны уплачивать налоги и сборы через свои постоянные представительства.
Под постоянным представительством иностранного юридического лица понимаются филиал, отделение, бюро, контора, агентство. Рассматривается также любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности, в том числе связанное с разработкой природных ресурсов, проведением работ по строительству, монтажу, обслуживанию оборудования, продажей продукции расположенных на территории РФ.
Иностранная компания рассматривается действующей через постоянное представительство, и в том случае, если осуществляет предпринимательскую деятельность в РФ через российскую организацию или физическое лицо при условии, что они вне рамок своей основной (обычной) деятельности на основании договора представляют ее интересы, действуют от ее имени и имеют полномочия на заключение контрактов.
Постоянное представительство будет иметь место и тогда, когда иностранная компания действует на территории РФ в своих интересах через организацию с иностранными инвестициями или дочернюю компанию.
Иностранная компания, осуществляющая деятельность на территории РФ через постоянное представительство, обязана:
встать на налоговый учет;
представить справку о предполагаемой прибыли на квартал;
исчислить самостоятельно и уплатить авансовые взносы налога на прибыль;
исчислить по окончании отчетного периода сумму налога на прибыль нарастающим итогом с начала года и уплатить ее;
представить в налоговый орган по окончании каждого отчетного периода расчеты налога от фактической прибыли;
представить в налоговый орган по окончании года отчет о деятельности и налоговую декларацию.
4. Налоговые агенты, права и обязанности
Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
В целом налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, однако, круг обязанностей у них несколько иной. Они обязаны:
правильно и своевременно исчислять и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;
сообщать письменно в налоговый орган о невозможности удержать налог у налогоплательщика;
вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов;
представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством (ст. 24 НК РФ).
Агентские функции по перечислению налогов и сборов выполняют и банки. Согласно ст. 60 НК РФ, они обязаны исполнять поручения налогоплательщиков и налоговых агентов на перечисление налогов и сборов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды), а также решения налоговых органов о взыскании денежных средств недоимщиков.
По общему правилу поручения на перечисление налогов (сборов) или решений об их взыскании должны исполняться банками в течение одного операционного дня, следующего за днем их получения. Плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение указанных обязанностей банки несут ответственность, однако это не освобождает их от обязанности перечислить в бюджеты (внебюджетные фонды) сумму налога и уплатить соответствующие пени.
5. Обеспечение и защита прав налогоплательщиков
Выделяют следующие способы защиты:
1. Президентский. В целях осуществления Президентом контрольных полномочий в структуре его Администрации образовано самостоятельное подразделение - Контрольное управление.