Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 10:54, курс лекций
Тема 1. Введение в налоговое право.
1. Теоретическое представление о происхождении налогообложения.
2. Историческое развитие налогообложения
Тема 2. Понятие налогов и сборов.
1. Роль налогов в формировании финансов современного государства
Элементами этой системы являются не только налоги и сборы, но и налогооблагающие субъекты, действующие от их имени налоговые (финансовые, таможенные) органы, органы государственных внебюджетных фондов, сборщики налогов, налогоплательщики и налоговые агенты, их права и обязанности.
Кроме того, налоговая система включает принципы ее организации и функционирования, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.
В структуре налоговой системы выделяются отдельные подсистемы (составы). К их числу относятся:
система принципов налогообложения;
налогооблагающий состав;
система налогов и сборов (налоговый состав);
состав налогоплательщиков (податный состав);
система налогового контроля;
система налоговой безопасности.
система налогового права;
состав прав и обязанностей субъектов налогового права.
Важнейшими параметрами, позволяющими охарактеризовать налоговую систему, в первую очередь являются:
налоговый потенциал государства и его территорий;
доля налогов и сборов в доходах бюджетов;
общее количество налогов и сборов;
стабильность налогового состава;
соотношение прямых и косвенных налогов;
уровень налогообложения (налоговое бремя);
собираемость налогов и сборов;
налоговая способность физических лиц и организаций;
уровень налоговой культуры населения;
состояние налоговой дисциплины.
2. Принципы организации и функционирования налоговой системы
Организация и функционирование налоговой системы подчинено определенным принципам. В частности, выделяются следующие организационные и функциональные принципы:
1. единство налоговой системы –
означает единство: правовой базы налогообложения; порядка ведения бухгалтерского (налогового) учета; единой валюты; органов, осуществляющих налоговый контроль и обеспечивающих налоговую безопасность; санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах;
2. разграничение полномочий налогооблагающих субъектов –
предполагает четкое определение пределов компетенции по установлению и введению налогов (сборов) на своих территориях;
3. справедливость налогообложения –
означает, что при установлении налогов должна учитываться фактическая способность налогоплательщика к уплате налога;
4. достаточность налогообложения –
означает, что сумма средств, получаемых в результате взимания налогов и сборов, должна обеспечивать необходимое финансирование публичной власти;
5. подвижность (эластичность) налогообложения –
означает, что налоговая система должна гибко учитывать перемены социально-экономического характера в жизни общества. При определении условий налогообложения должны приниматься во внимание изменения в составе налогоплательщиков, их налоговая способность, отношение к своим налоговым обязанностям и т.д.;
6. стабильность налоговой системы –
данный принцип противопоставлен предыдущему принципу.
В соответствии с ним реформирование налоговой системы должно чередоваться с периодами относительной неизменности условий налогообложения;
7. удобность налогообложения –
означает, что процедура уплаты налогов и сборов должна сопровождаться минимальными издержками для налогоплательщика.
3. Налогооблагающий состав
Налогооблагающий состав включает в себя субъекты, в пользу которых устанавливаются и взимаются налоги и сборы. Только эти субъекты вправе обременять своих подданных обязанностями по уплате налогов. В настоящее время такими субъектами является РФ, 21 республика в составе РФ, 55 краев и областей, города федерального значения, 10 автономных округов и около 29 тыс. муниципальных образований.
Непосредственно в налоговых отношениях налогооблагающие субъекты представляются, как правило, законодательными (представительными) органами, налоговыми (финансовыми) органами.
Одной из важнейших характеристик налогооблагающих субъектов является налоговый потенциал их территорий. Он включает в себя те финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы в бюджеты в результате взимания налогов и сборов. Общая сумма налогов и сборов и их доля в доходах бюджетов может существенно различаться.
4. Система налогов и сборов
В настоящее время система налогов и сборов в РФ отражает федеративное устройство государства. Все налоги и сборы распределены между тремя уровнями системы налогов и сборов. С учетом этого выделяют:
- федеральные налоги и сборы;
- региональные налоги и сборы;
- местные налоги и сборы и сборы.
Принадлежность налогов и сборов к тому или иному уровню отнюдь не означает, что они являются источниками доходов только федерального бюджета, регионального бюджета или местных бюджетов.
В данном случае необходимо учитывать, что действующее законодательство предусматривает полное или частичное закрепление отдельных федеральных налогов в качестве источников доходов бюджетов нижестоящих уровней. Часть же средств, получаемых в результате взимания региональных налогов, может направляться в местные бюджеты. На самом деле, налоги и сборы различаются на основе иных признаков.
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ.
Региональными являются налоги и сборы, которые устанавливаются НК РФ. Однако такие налоги обязательны к уплате лишь на территориях тех субъектов РФ, которые приняты соответствующим законодательством. При этом субъектам РФ предоставлено право определять налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности.
Установление региональных и местных налогов и сборов, не предусмотренных НК РФ, запрещено (ст. 12 НК РФ). Нарушение порядка установления и введения налогов и сборов должно расцениваться как налоговый произвол.
Тема 9. Налоговые правоотношения.
1. Понятие и структура налоговых правоотношений
Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации.
Налоговые правоотношения – это, прежде всего, общественные отношения. Общественные отношения представляют собой реальное взаимодействие людей в социальном пространстве, основанное на их воле и сознании, преследующее определенные цели.
Налоговые правоотношения это разновидность финансово-правовых отношений, урегулированных нормами налогового права. К основным налоговым правоотношениям относятся - отношения по установлению и взиманию налогов и сборов. К производным относятся: отношения по введению налогов и сборов; отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля; обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Признаки налоговых правоотношений:
1. обязательной стороной в них выступает государство (муниципальное образование) в лице налоговых или финансовых органов;
2. носят публичный характер;
3. возникают, прекращаются и изменяются на основе норм налогового права;
4. складываются по поводу денежных средств;
5. имеют место исключительно в сфере налогообложения.
Структура налогового правоотношения включает такие элементы, как объект, субъект и содержание.
2. Объект налоговых правоотношений
Объектом налогового правоотношения является то, на что направлено поведение его участников. В данном случае это, прежде всего, денежные средства (материальное благо), которые должны быть внесены налогоплательщиком в бюджет или внебюджетный фонд в форме налога или сбора или взысканы принудительно налоговыми органами. В случае натуральной уплаты налога объектом налогового правоотношения может выступать и другое имущество налогоплательщика.
Производные налоговые отношения могут возникать также по поводу:
1. взыскания пени за просрочку уплаты обязательных платежей и штрафов за нарушения налогового законодательства;
2. зачета или возврата излишне уплаченных налогов и сборов;
3. сохранения информации, составляющей налоговую тайну и т.п.
3. Субъекты налоговых правоотношений
Субъектами налоговых правоотношений признаются их участники. Согласно ст. 9 НК РФ, участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются: налогоплательщики (плательщики сборов); налоговые агенты; финансовые органы; налоговые органы; таможенные органы; сборщики налогов и сборов; органы государственных внебюджетных фондов.
Помимо них субъектами налоговых правоотношений фактически являются: государственные органы представительной власти, органы регистрации, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели.
Условно все участники налоговых правоотношений могут быть разделены на семь групп:
1. Субъекты, наделенные компетенцией по установлению и введению налогов (органы представительной власти).
Органами представительной власти являются органы законодательной власти РФ, ее субъектов и административно-
Так, правом установления и введения федеральных налогов обладает Федеральное собрание. На местном уровне – местным представительным органом;
2. Субъекты, на которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах возложена обязанность по уплате налогов (сборов) в бюджет или внебюджетный фонд (налогоплательщики и плательщики сборов).
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица. Филиалы и иные обособленные подразделения организаций, которые исполняют обязанность организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).
3. Субъекты, содействующие уплате налогов и сборов (налоговые агенты, банки и сборщики налогов);
Налоговыми агентами являются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов (ст. 24 НК РФ).
Банками в соответствии с законодательством о налогах и сборах признаются кредитные организации, имеющие лицензию на осуществление банковских операций, обязанные в соответствии с законодательством о налогах и сборах исполнять платежные поручения своих клиентов - налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов о перечислении налогов и сборов.
Сборщиками налогов и (или) сборов являются государственные органы, органы местного самоуправления, другие уполномоченные органы и должностные лица, которые в соответствии с налоговым законодательством осуществляют прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет (ст. 25 НК РФ).
4. Субъекты, содействующие налоговому администрированию (органы регистрации, эксперты, специалисты, переводчики, понятые и свидетели);
К органам регистрации относятся органы, которые осуществляют регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей; органы, лицензирующие частнопрактикующих нотариусов, детективов и охранников; органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства; органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию недвижимого имущества; органы опеки и попечительства, учреждения социальной защиты населения; органы, уполномоченные совершать нотариальные действия (ст. 85 НК РФ).
Кроме того, к ним относятся организации и уполномоченные лица, связанные с проведением налогового контроля. Это органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств; лица, регистрирующие сделки с ценными бумагами; уполномоченные лица и организации, регистрирующие сделки с золотом в слитках (ст. 862 НК РФ).
Основной обязанностью органов регистрации является предоставление налоговым органам информации, необходимой для взимания налогов и осуществления налогового контроля.
Экспертами признаются лица, обладающие специальными познаниями в науке, искусстве, технике или ремесле, которые необходимы для разъяснения вопросов, возникающих в процессе осуществления налогового контроля (ст. 95 НК РФ).