Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование результатов применения методики планирования выездной налоговой проверки.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные положения Налогового кодекса РФ по выездной налоговой проверке;
- рассмотреть регламент выездной проверки;
-ознакомиться с основными этапами планирования и методами проведения выездной налоговой проверки;
- предложить меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы и регламент проведения выездной налоговой проверки…......................................................................................................................5

1.1. Отличительные признаки выездной налоговой проверки………………5
1.2. Порядок проведения выездной проверки………………………………..9
1.3.Нормативно-законодательное регулирование и регламент выездной налоговой проверки…………………………………………………………………….13

2. Методика проведения выездной налоговой проверки……………………..20
2.1. Планирование выездной налоговой проверки…………………………20
2.2. Методы проведения выездной налоговой проверки…………………...23
2.3. Оценка эффективности выездной налоговой проверки………………..27

3. Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки…………………………………………………………………………………31
3.1. Совершенствование модели предпроверочного анализа………………31
3.2. Меры по повышению эффективности выездной налоговой проверки..34
3.3. Совершенствование подхода к проведению выездных налоговых проверок после введения концепции «Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планировании ВНП»…………………………………37

Заключение………………………………………………………………………44

Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_Trofimova1.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

При проведение выездной налоговой проверки налоговый инспектор вправе самостоятельно выбирать метод и прием. Это зависит от его опыта, степени квалификации и от конкретного предприятия.

Также применяются методы сплошной и выборочный:

  • Сплошной- применяется к небольшому предприятию; маленьким количеством документации; имеющие небольшое количество финансово-хозяйственных операций.
  • Выборочный- он используется ко всем остальным предприятиям. Критерием выборки может стать: месяц; определенные финансово-хозяйственные операции с определенными контрагентами; определенный отдел на предприятии и т.д.

Критерий выборки зависит от предприятия, опыта налогового инспектора, различной внутренней и внешней информации, которая может помочь в налоговой проверке.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для: 

1) истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 настоящего Кодекса; 

2) получения информации от иностранных  государственных органов в рамках  международных договоров Российской Федерации; 

3) проведения экспертиз; 

4) перевода на русский язык  документов, представленных налогоплательщиком  на иностранном языке.

В ходе проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля, указанные в таблице. ( Таблица 5).

Таблица 5 – Методы проведения выездной налоговой проверки.[11]

Наименование мероприятия

Описание мероприятия

1. Инвентаризация ( п.13 ст.89 НК РФ)

Инвентаризация проводится с целью проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика, а также для выяснения иных обстоятельств, имеющих значение для выполнения задач налоговой проверки.

2. Осмотр ( ст.91, 92 НК РФ)

Налоговые органы вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории.

3. Истребование документов (информации) ( ст.93, 93.1 НК РФ)

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

4. Выемка ( ст.94 НК РФ)

Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить достаточными доказательствами нарушения налогового законодательства.

5. Экспертиза ( ст.95 НК РФ)

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт.

6. Допрос ( ст.90 НК РФ)

В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

7. Вызов в качестве свидетеля ( ст.90 НК РФ)

Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

8. Получение экспертного заключения ( ст.95 НК РФ)

Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.

9. Привлечение переводчика ( ст.97 НК  РФ)

В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.


 

Таким образом, все эти методы направлены на:

  • выявление и предотвращение налоговых правонарушений при проведении налоговой проверки:
  • сокращение бюджетных расходов на безрезультатные выездные налоговые проверки;
  • увеличение эффективности выездных налоговых проверок.

 

2.3.Оценка эффективности выездной налоговой проверки.

 

Планирование и прогнозирование невозможно без анализа проведенной работы. Поэтому целесообразно провести анализ работы налоговых органов при проведении выездных проверок.

Отделы выездных налоговых проверок осуществляет налоговую проверку финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, она выражается в сопоставлении документов (деклараций, балансов, расчетов и т.д.) с фактическими на предприятии. В процессе проверки проверяются соответствие законодательству о налогах и сборах, эффективность использования отдельных финансовых ресурсов, выявляются нарушения налогового законодательства.

     Для оценки деятельности ИФНС рассчитаем основные показатели ее деятельности за 2009-2011 гг., проследим динамику изменения показателей за исследуемый период (Таблица 6).

Таблица 6- анализ оценки деятельности ИФНС.[8, 75].

Наименование

2009

2010

Темп роста 2010 к 2009

2011

Темп роста 2011 к 2010

Темп роста 2011 к 2009

1.

Количество проверок, всего

22571

21228

94,1

15450

72,8

68,5

2.

Количество проверок выявивших нарушения

4632

3788

81,8

1407

37,1

30,4

3.

Удельных вес проверок выявивших нарушения ( в %)

20,5

17,8

-2,7

9,1

-8,7

-11,4

4.

Дополнительно начислено (т.р.)

386,8

244,9

63,3

162,1

66,2

42,0

5.

Взыскано ( т.р.)

332,9

133,0

40

93,5

70,3

28,1

6.

Взыскаемость ( в % пунктах)

86,1

54,3

-31,8

57,7

3,4

-28,4

7.

Количество работников осуществляющих ВНП ( чел.)

60

37

61,7

30

81,1

50

8.

Доначислено на 1 раб/тыс. руб.

6,4

6,6

103,1

5,4

82

84,4

9.

Взыскано на 1 раб/тыс. руб.

5,5

3,6

65,5

3,1

86,1

56,4

10.

Всего начислено налоговых платежей в бюджет.

97820,0

68405,4

70

86569,7

127

88,5

11.

Удельный вес начислений по контрольной работе в общей сумме начислений.

0,39

0,36

-0,3

0,18

-0,18

-0,21

12.

Всего поступило налоговых платежей в бюджет.

91480,1

67000,9

73,2

79794,2

119,1

87,2

13.

Удельный вес поступлений по контр. раб. в общей сумме поступлений, в %

0,36

0,20

-0,16

0,12

-0,8

-0,24


 

Выводы:

1. Удельный вес и темпы роста  проверок, выявившие нарушения, в  динамике снижаются с 20,5 до 9,1 ( т.е. на -55,6 процентных пункта), т.е. налогоплательщики  стали более ответственными и добросовестными, перестали совершать налоговые правонарушения.

2. Взыскаемость дополнительно начисленных  платежей снижается с 332,9 до 93,5 ( т.е. на -71,9%). Однако взыскаемость составляет более 50%.

3. Снижается количество работников, проводящих ВНП, с 60 до 30, но это никак не отразилось на показатели доначисления на 1 работника, что свидетельствует о росте производительности труда.

 

Оценка эффективности проверок  налоговыми органами России в 2011 г. показывает, что было проведено 67 353 выездных налоговых проверки, в том числе 51 653 проверки – в отношении организаций (76,7% от общего количества проведенных выездных проверок). По результатам 66 582 выездных проверок (98,9% от общего количества проведенных выездных проверок) налоговыми органами установлены нарушения законодательства о налогах и сборах, из них 51 081 – по выездным проверкам организаций (98,9% от общего количества проведенных выездных проверок в отношении организаций).

Сумма дополнительно начисленных платежей по результатам данных выездных проверок, включая налоговые санкции и пени, составила 287 946 791 тыс. руб., в том числе сумма дополнительно начисленных налогов – 214 927 383 тыс. руб. (74,6% от общей суммы доначислений).

В среднем по одной выездной проверке сумма дополнительно начисленных платежей составила 4 275,2 тыс. руб., а по одной результативной выездной проверке – 4 324,7 тыс. рублей. По результатам одной выездной проверки в отношении организаций сумма дополнительно начисленных платежей составила в среднем 4 161 тыс. руб., при этом по одной результативной выездной проверке, проведенной в отношении организации, данный показатель в среднем составил 4 207,6 тыс. рублей.[10]

Основные показатели результативности выездных налоговых проверок, проведенных налоговыми органами России за 2012 год[12]

Проверки

Количество, единиц

Дополнительно начислено платежей (включая налоговые санкции и пени), тыс. рублей

В том числе дополнительно начисленных налогов

Выездные проверки организаций и физических лиц

67 353

287 946 791

214 927 383

в том числе: выявившие нарушения

66 582

проверки организаций

51 653

271 302 942

202 825 040

из них: выявившие нарушения

51 081


Выводы:

1. Общая тенденция проверок выявивших налоговые нарушения и общая численность проведенных налоговых проверок составляет 98,8%.

2. Из проверок, выявивших налоговые  нарушения, основная часть проверки  организаций – 77,5 %. В то время  как, проверки, приходящиеся на физических  лиц – всего 23,5 %.

3. Результативность  проверок, проведенных  в организациях, составляет – 98,8 %. Это больше 50 %.

Из всего этого можно сделать вывод, что работа налоговых органов в России является очень эффективной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки

3.1. Совершенствование модели предпроверочного анализа

 

Предпроверочный анализ представляет собой комплекс проводимых налоговым органом аналитических, контрольных и иных мероприятий, обеспечивающих углубленное изучение информации о налогоплательщике, а также направленных на создание условий для достижения максимальной эффективности выездных налоговых проверок. Целью предпроверочного анализа является установление наиболее перспективных с точки зрения дополнительных начислений налоговых платежей направлений проверки. [10]

Следовательно, главной задачей предпроверочного анализа является выявление налоговых рисков налогоплательщика, наличие которых служит основанием для назначения в отношении него выездной налоговой проверки. Иначе говоря, в ходе предпроверочного анализа определяются те вопросы налогового учета налогоплательщика, в которых им потенциально допущены нарушения.

Процесс подготовки и назначения выездной налоговой проверки сегодня состоит из следующих этапов:

  • отбор налогоплательщиков;
  • проведение предпроверочного анализа в отношении отобранных налогоплательщиков;
  • принятие решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки в отношении каждого налогоплательщика, по которому проведен предпроверочный анализ;
  • включение налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок.

После проведения предпроверочного анализа экономически целесообразно направлять информацию о выявленных налоговых рисках налогоплательщику. При этом налогоплательщик должен иметь возможность самостоятельно устранить налоговые правонарушения, о которых известно налоговому органу, путем предоставления уточненных налоговых деклараций или письменных пояснений с документальным подтверждением об отсутствии в его действиях состава налогового правонарушения. Для этого налогоплательщику необходимо отвести срок, по истечении которого налоговый орган обязан будет рассмотреть уточненные декларации и письменные пояснения налогоплательщика в отношении тех налоговых рисков, на которые ему указал налоговый орган, в целях принятия решения о целесообразности проведения выездной налоговой проверки.

Таким образом, процесс планирования и назначения выездной налоговой проверки будет состоять из следующих этапов:

  • отбор налоговым органом налогоплательщиков для проведения предпроверочного анализа;
  • проведение предпроверочного анализа в отношении перечня налогоплательщиков;
  • направление налогоплательщикам информации о выявленных налоговым органом налоговых рисках;
  • анализ уточненных деклараций и письменных пояснений налогоплательщиков в отношении выявленных налоговых рисков;
  • принятие решения о целесообразности проведения выездной налоговой проверки в отношении каждого налогоплательщика;
  • включение (или невключение) налогоплательщиков в план выездных налоговых проверок.

Путем внедрения механизма информирования налогоплательщика о его налоговых рисках, выявленных налоговым органом, с предоставлением возможности подать уточненные декларации или предоставить документы (информацию) об отсутствии в его деятельности налоговых правонарушений, расширяется информационная база налогового органа, используемая при проведении предпроверочного анализа.

Введение процедуры по направлению информации о налоговых рисках, выявленных налоговым органом в ходе предпроверочного анализа, по нашему мнению, позволило бы получить полезный экономический эффект как для налоговых органов и бюджета, так и для улучшения инвестиционного климата в России и положения налогоплательщиков.

Добросовестные налогоплательщики, в случае устранения ими налоговых рисков путем подачи уточненной налоговой декларации или обоснования отсутствия налогового правонарушения еще на этапе предпроверочного анализа, смогут избежать выездной налоговой проверки, а также сэкономить на уплате штрафных санкций. Следовательно, такими налогоплательщиками их ресурсы не будут отвлекаться от предпринимательской деятельности в связи с проведением в отношении них выездной налоговой проверки.

Открытость налогового контроля и возможность для добросовестных налогоплательщиков избежать налоговых проверок также поспособствует улучшению бизнес среды и инвестиционного климата в России, что в конечном итоге приведет к росту числа налогоплательщиков и к увеличению уплачиваемых ими сумм налогов.

Налоговым органам данная процедура позволит пополнять бюджет дополнительными платежами без проведения выездной налоговой проверки, а соответственно сэкономит необходимые для этого время, трудовые и материальные ресурсы. Кроме того, предлагаемые изменения уменьшат количество безрезультативных или низкорезультативных выездных налоговых проверок, так как при принятии решения о необходимости назначения выездной проверки налоговый орган будет обладать большей информацией об операциях налогоплательщика, которые в ходе предпроверочного анализа вызвали подозрения в совершении налоговых правонарушений.

Информация о работе Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки