Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2015 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование результатов применения методики планирования выездной налоговой проверки.
Для реализации данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить основные положения Налогового кодекса РФ по выездной налоговой проверке;
- рассмотреть регламент выездной проверки;
-ознакомиться с основными этапами планирования и методами проведения выездной налоговой проверки;
- предложить меры по совершенствованию порядка проведения выездной налоговой проверки.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3

1. Теоретические основы и регламент проведения выездной налоговой проверки…......................................................................................................................5

1.1. Отличительные признаки выездной налоговой проверки………………5
1.2. Порядок проведения выездной проверки………………………………..9
1.3.Нормативно-законодательное регулирование и регламент выездной налоговой проверки…………………………………………………………………….13

2. Методика проведения выездной налоговой проверки……………………..20
2.1. Планирование выездной налоговой проверки…………………………20
2.2. Методы проведения выездной налоговой проверки…………………...23
2.3. Оценка эффективности выездной налоговой проверки………………..27

3. Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки…………………………………………………………………………………31
3.1. Совершенствование модели предпроверочного анализа………………31
3.2. Меры по повышению эффективности выездной налоговой проверки..34
3.3. Совершенствование подхода к проведению выездных налоговых проверок после введения концепции «Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планировании ВНП»…………………………………37

Заключение………………………………………………………………………44

Список используемой литературы…………………………

Файлы: 1 файл

kursovaya_Trofimova1.doc

— 327.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, предлагаемые изменения позволят налоговым органам еще до назначения выездной налоговой проверки:

  • сформировать выводы о наличии в экономической деятельности налогоплательщика налоговых правонарушений, оценить их характер и размер неуплаченных налогов, иметь представление о сферах экономической деятельности налогоплательщика, в которых наиболее вероятно выявление других налоговых нарушений;
  • оценить объем необходимых трудозатрат специалистов налогового органа на проведение выездной проверки для сбора доказательной базы по установленным и предполагаемым нарушениям, а также степень эффективности данной проверки;
  • разработать общую стратегию предстоящей выездной налоговой проверки и детальный подход к характеру, срокам проведения и объему контрольных мероприятий.

Стоит заметить, что введение процедуры направления информации о выявленных в ходе предпроверочного анализа налоговых рисках не требует законодательных изменений, следовательно, данная процедура может быть внедрена в практику работы налоговых органов в кратчайшие сроки.

 

3.2. Меры по повышению  эффективности выездной налоговой  проверки.

 

Выездные налоговые проверки являются основными и тщательно подготовленными налоговыми органами в соответствии с Регламентом планирования и подготовки выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом ФНС России.[5, c. 36] 
Очевидно, что если инспекции ежемесячно отчитываются перед вышестоящими налоговыми органами по суммам доначисленных налогов, сборов, пеней и штрафов по проведенным выездным налоговым проверкам, их количеству (отчет 2-НК) и по суммам, поступившим по таким проверкам, то необходимо выбрать таких налогоплательщиков, проверка которых могла бы с наибольшей вероятностью выявить нарушения законодательства о налогах и сборах и обеспечить поступления в бюджет сумм доначисленных налогов и сборов, пеней и штрафных санкций.

Существуют недостатки в действующей технологии выездных налоговых проверок. Основными из них являются: большая трудоемкость и длительность проверки, доходящая до 2 месяцев, недостаточный уровень автоматизации и необходимость высокой квалификации инспектора. Известная программа "Аудитор", предназначенная для работы с первичной документацией при выездных налоговых проверках, лишь частично устраняет указанные недостатки, т.к. только для загрузки в компьютер данных первичных документов требуется порядка 2-х человеко-недель с последующей обязательной проверкой данных ввода высококвалифицированным инспектором. Однако эффективность работы в данной сфере пока еще низка.

Также еще одной проблемой является, что все налогоплательщики не могут быть охвачены в течение 3 лет выездными налоговыми проверками, следовательно, получают своего рода налоговую амнистию. Возникает необходимость увеличения срока исковой давности (срока возможного охвата проверкой) и количества выездных налоговых проверок, а также повышения результативности их проведения.[10] 
          Повышения результативности выездных налоговых проверок можно добиться за счет снижения риска в процедурах отбора налогоплательщиков. Другими словами, необходимы оценка и управление уровнем (числовыми мерами) риска в процедурах отбора налогоплательщиков. 
Чтобы достичь поставленной цели, требуются анализ тенденции развития технологии, техники и организации системы налогового контроля и проведение исследования, конечными задачами которого, на наш взгляд, являются:

1. Сокращение трудоемкости аналитической  работы при отборе налогоплательщиков за счет ее автоматизации;

2. Повышение результативности выездных  налоговых проверок путем обоснованного отбора налогоплательщиков;

3. Снижение количества налоговых  нарушений за счет повышения  качества контрольной работы  и выработки у налогоплательщика  привычки представлять достоверную  информацию, а также полностью  и своевременно уплачивать налоги;

4. Создание условий для содержательного управления контрольной работой налоговых органов за счет использования единой организационной, методической и информационной основы процесса отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;

5. Создание предпосылок для дальнейшей  автоматизации контрольной работы налоговых органов.

При этом подразумевается не только разработка соответствующих методологий и процедур, но и их внедрение.

Для вышеперечисленных задач предлагается:

1. Отказаться от стопроцентного  охвата камеральными проверками  всех налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете в налоговом органе, и внедрение технологии "самоначисления".

Так как в настоящее время идет подмена камеральной проверки выездной проверкой для того, чтобы получить результативность камеральных проверок и показать работу территориального налогового органа перед вышестоящим налоговым органом как результативную. Подмена налоговыми органами камеральных проверок выездными осуществляется следующим образом: истребуются документы от налогоплательщиков вплоть до первичных для выявления нарушений, что должно быть только лишь при выездных проверках, в связи с чем теряется смысл в проведении таких камеральных проверок.

В связи с этим высвобождаемая численность работников отдела камеральных проверок может быть направлена на проведение выездных налоговых проверок, результативность и эффективность которых выше.

2. Отбор налогоплательщиков для  планирования проведения выездных  налоговых проверок должен осуществляться  с обязательным анализом сравнения  сумм предполагаемых доначислений по результатам выездной налоговой проверки с затратами на ее проведение для исключения безрезультативных проверок, то есть должно соблюдаться следующее правило: сумма предполагаемых доначислений по выездной налоговой проверке должна превышать сумму затрат на проведение этой проверки.

3. Совершенствование процедуры  проведения и оформления результатов  проверки, а именно снижение документооборота. То есть по итогам налоговой  проверки должен составляться  акт проверки, а не справка  как промежуточный документ. При отсутствии выявленных нарушений достаточно направить налогоплательщику уведомление о невыявлении нарушений в процессе проведенной проверки. Все это позволит сократить расходы налоговых органов на осуществление налоговой проверки, а сэкономленные ресурсы направить на проведение большего количества налоговых проверок.

Такое применение процедуры выездных налоговых проверок может обеспечить, в условиях значительной нагрузки на специалиста налоговых органов, максимальную результативность налоговых проверок как с точки зрения произведенных по их результатам доначислений в бюджет с меньшими затратами, так и с точки зрения воспитания у налогоплательщиков налоговой культуры и дисциплины. 

3.3.Совершенствование подхода  к проведению выездных налоговых  проверок после введения концепции «Критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков при планирование ВНП»

 

Выездные налоговые проверки до принятия Концепции системы планирования выездных налоговых проверок проводились без достаточной обоснованности необходимости проведения выездной проверки в отношении конкретного налогоплательщика, без должной информированности о специфики деятельности и учета налогоплательщика, а также без наличия информации о потенциальных налоговых правонарушениях. Деятельность налоговых органов до введения названной Концепции характеризовалась большим количеством проводимых выездных налоговых проверок и низким уровнем сумм дополнительно начисленных платежей в расчете на одну проверку. То есть, у налоговых органов отсутствовало понимание, в отношении каких налогоплательщиков следует назначать проведение выездной налоговой проверки и какие вопросы требуют наиболее глубокого изучения в ходе проверки конкретного налогоплательщика.

Статистические данные отчета ФНС РФ  о результатах контрольной работы налоговых органов по форме № 2-НК за  2012 год, подтверждают вышесказанное. Так, сумма дополнительно начисленных платежей в расчете на одну проверку увеличилась с 517 тыс. руб. в 2003 г. до 5 625 тыс. руб. в 2012 г., то есть на 988%. Охват же выездными налоговыми проверками налогоплательщиков, напротив, уменьшился с 11,5% в 2003 г. до 0,6% в 2012 г., то есть на 10,9 процентных пункта.

Данная динамика свидетельствует о точечном подходе налоговой службы к назначению и проведению проверок. Объем работ налоговых органов в ходе выездных налоговых проверок существенно уменьшился.

Указанный вывод также подтверждает анализ результативности выездных налоговых проверок за 2006-2012 гг., приведенный в разделе 1 настоящего анализа.

До внедрения Концепции в ходе проведения выездной налоговой проверки налоговом органом проводились следующие аналитические и контрольные мероприятия:

1. Аналитические  мероприятия, направленные на выявление  областей налогового учета, в  которых налогоплательщиком могут  быть допущены нарушения налогового законодательства, а также установление возможных схем уклонения от налогообложения:

  • сбор, обобщение и анализ информации о налогоплательщике и взаимозависимых с ним лицах;
  • анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, налоговой и бухгалтерской отчетности;

2. Фактическая  проверка вопросов, в которых  предполагаются возможные нарушения  налогового законодательства по  результатам проведенного анализа;

3. Сбор доказательной  базы по выявленным налоговым правонарушениям;

4. Реализация  материалов выездной налоговой  проверки.

Внедрение Концепции позволило налоговым органам проводить аналитические мероприятия еще до назначения выездной налоговой проверки, что позволяет в ходе выездной проверки концентрироваться на проверке вопросов, в которых потенциально предполагаются налоговые правонарушения и сборе доказательной базы по выявленным нарушениям. (Таблица 7)

Таблица 7 - Изменение объема работ, осуществляемых в ходе выездных налоговых проверок после введения Концепции. [10]

 

 

 

Предпроверочный анализ проводится в пять этапов, которые позволяют глубоко проанализировать деятельность налогоплательщика и его аффилированых лиц, установить «точки» контроля, на которых следует сосредоточится в ходе выездной налоговой проверки, и сформировать план контрольных мероприятий, которые необходимо провести в ходе выездной налоговой проверки, а также оценить возможность взыскания с налогоплательщика предполагаемых сумм дополнительных платежей.

Этапы предпроверочного анализа и проводимые в ходе него аналитические мероприятия подробно рассматривались нами в разделе 3 настоящего анализа.

Здесь следует отметить, что в действующем правовом поле у налогового органа имеется неограниченный срок на проведение аналитических мероприятий, которые в условиях направленности работы налоговых органов на выявление и раскрытие схем уклонения от налогообложения могут требовать большого количества времени. В результате, проводится более глубокий и более качественный анализ деятельности налогоплательщика, а строго регламентированное время на проведение выездной налоговой проверки расходуется только на проведение мероприятий по конкретным направлениям, обозначенным по результатам предпроверочного анализа, и сбор доказательной базы.

Подводя итоги, можно констатировать, что выездные налоговые проверки после внедрения Концепции не только стали назначаться на основании информации о налоговых правонарушениях, но и само проведение проверки стало носить целенаправленный характер. (Таблица 8).

 

Таблица 8 – Различия между выездными проверками, проводимые до и после введения Концепции.[10]

 

До введения Концепции

После введения Концепции

Способ отбора налогоплательщиков для включения в план выездных налоговых проверок

Случайный выбор

Аналитический метод, с применением программного комплекса «ВНП-отбор»

Наличие информации о налоговых правонарушениях на момент выхода на проверку

Информация о нарушениях отсутствует

Есть информация о нарушениях и (или) предположения о нарушениях

Задачи выездной проверки

- определение  приоритетных 

направлений проверки;

- проведение проверки 

приоритетным

направлениям;

- сбор доказательной базы 

- проведение  проверки по 

определенным

направлениям;

- сбор доказательной базы 


 

Под целевой выездной проверкой понимается целенаправленная проверка правильности исчисления и уплаты налогов, которая проводится в отношении заранее определенных вопросов налогообложения. Такие проверки могут проводиться, например, по контролируемой задолженности (п. 2 ст. 269 НК РФ), по конкретным сделкам, как по определенным видам сделок, так и по сделкам с определенным поставщиком, имеющим, к примеру, признаки недобросовестного налогоплательщика, по вопросам правомерности применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и т.п.

Однако, в настоящее время НК РФ не установлено возможности проведения налоговыми органами целевой выездной проверки.

Кроме того, стоит отметить, что в настоящее время перед налоговыми органами остро стоит проблема выявления теневых операций, осуществляемых налогоплательщиками, в том числе взаимоотношений между реально осуществляющими предпринимательскую деятельность организациями и подставными (фирмами, не осуществляющими реальной финансово-хозяйственной деятельности, зарегистрированными на подставных лиц).

Актуальность данной проблемы подтверждается введением в 2012 году уголовной ответственности за создание и ведение деятельности от имени подставных организаций, а также предоставление документов для создания таких организаций.

Информация о работе Меры по совершенствованию методики проведения выездной налоговой проверки