Нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Содержание работы

Введение.

Глава I. Понятие законодательства о налогах и сборах.


Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.

1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды нарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.


Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налоговому праву.docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ

МИНИСТЕРСТВА  ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

(РПА Минюста  России)

Факультет непрерывного образования

Кафедра административного  и финансового права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

Нарушение налогового законодательства

 

Выполнила студентка 3 курса

  группы КЮ329

Лукшина Анастасия Владиславовна

Научный руководитель                                                 Доктор юридических наук,                                                        Доцент, профессор кафедры

                                                       Староверова Ольга Валентиновна

                                                       

 

Дата защиты

 

Оценка

Подпись научного руководителя

 

 

Москва 2011

 

ПЛАН:

 

 

Введение.

 

Глава I. Понятие законодательства о налогах и сборах.

 

 

Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.

 

1. Понятие налоговой ответственности.

2. Виды нарушений.

3. Субъекты налоговой  ответственности.

4. Основания освобождения  налогоплательщика от налоговой  ответственности.

 

 

Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

 

1. Современные тенденции  судебно-арбитражной практики по  налоговым спорам.

2. Проблема применения  мер налоговой ответственности  при реорганизации и ликвидации  юридических лиц.

3. Уголовная ответственность  за совершение преступлений в  сфере налогообложения: проблема  квалификации составов.

 

Заключение.

 

Список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Налог - необходимое  условие существования государства, поэтому обязанность платить  налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая  в виде определенной денежной суммы  подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму  в пользу государства, так как  иначе были бы нарушены права и  охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание  налога не может расцениваться как  произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части  имущества, вытекающее из конституционной  публично-правовой обязанности. Также  можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством  обеспечения функционирования государства.

Таким образом, налог - это обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Налоги являются необходимым звеном экономических  отношений в обществе с момента  возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы.

В современном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Каждый человек должен реально представлять, как складываются его отношения с государством по поводу налогообложения.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения  и дополнения вносятся в инструктивный  и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает  поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить. Незнание законов не освобождает от ответственности за их невыполнение.

Процесс формирования норм налогового законодательства выявил особую актуальность установления ответственности  за налоговые нарушения. Прямая зависимость  государственного бюджета от налоговых  поступлений сделала такого рода ответственность одной из главных  составляющих системы налоговых  правоотношений и потребовала ее глубокой правовой регламентации. В  условиях формирования в России рыночных отношений, многообразия форм собственности, становления защиты экономических  прав человека правовая ответственность  основывается на новых принципах. Дальнейшее развитие налогового законодательства невозможно без комплексного и системного подхода к применению норм об ответственности  за налоговые нарушения. Для понимания  пределов полномочий налоговых органов, прав и обязанностей налогоплательщиков важно анализировать их правовой статус в целом, а не ограничиваться только нормами санкций.

Ответственность за налоговые нарушения формируется  в рамках специального регулирования  имущественных отношений при  налогообложении. Нередко создается  противоречивая ситуация, порожденная  гражданско-правовым характером имущественных  отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, что  должно быть разъяснено нормами специальных  налоговых законов.

В данной работе обобщены нормы законодательства, регулирующие ответственность в сфере налогообложения, анализируются практика и проблемы их применения, рассматриваются тенденции  и перспективы кодификации налогового законодательства.

Цель работы - рассмотреть  практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение  налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования  имущественных налоговых отношений  вынуждает практиков прибегать  к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные  и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны  выводы о путях его совершенствования  и возможностях применения.

 

 

 

Глава I. Понятие законодательства о налогах и сборах.

 

Законодательство  о налогах и сборах является составным элементом налогового законодательства.

Законодательство  о налогах и сборах регулирует властные отношения (п. 1 ст. 2 НК):

– по установлению, введению и взиманию налогов и  сборов в Российской Федерации;

– возникающие в  процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействия) их должностных  лиц, привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

В отношении таможенных платежей законодательство о налогах  и сборах не применяется, за исключением  случаев, прямо предусмотренных  НК.

Законодательство  о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства  налогообложения (п. 1 ст. 3 НК).

В состав законодательства о налогах и сборах входят:

– законодательство РФ о налогах и сборах;

– законодательство субъектов РФ о налогах и сборах;

– нормативные правовые акты муниципальных образований  о местных налогах и сборах.

Введение в текст  НК понятия «законодательство о  налогах и сборах» и определение  его трехуровневой системы было обусловлено федеральным устройством Российской Федерации. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты, принятые до введения в действие НК и не отмененные в связи с его принятием, продолжают действовать в части, не противоречащей части первой НК.

Действующие в настоящее  время законы федерального уровня, регулирующие вопросы налогообложения, можно разделить на следующие  категории:

1) специализированные  федеральные законы, содержащие  текст НК. Сюда же следует отнести  законы федерального уровня, которые  были приняты до 1 января 1999 г., но  не утратили силу к настоящему  моменту;

2) законы, вносящие  изменения или дополнения в  текст действовавших законодательных  актов, регулировавших порядок  налогообложения;

3) федеральные законы  о ратификации международных  налоговых соглашений и иных  международных актов в этой  сфере;

4) федеральные законы  об утверждении, уточнении или  исполнении государственного бюджета  или образовании внебюджетных  фондов;

5) отраслевые законы  федерального уровня, содержащие  отдельные предписания, касающиеся  процедуры налогообложения.

К актам законодательства о налогах и сборах не относятся  любые приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами, изданные органами исполнительной власти (налоговыми органами, Минфином России и т. д.).

Законодательство  РФ о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных законов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК.

Законодательство  субъектов РФ о налогах и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК.

Нормативные правовые акты муниципальных образований  о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с НК.

 

 

 

Глава II. Законодательство налогов и сборов о налоговой ответственности: практика применения.

 

2.1. Понятие  налоговой ответственности.

 

Налоговая система  не может функционировать без  института ответственности. В соответствии с Законом об основах налоговой  системы исполнение обязанностей налогоплательщика  обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а  также финансовыми санкциями.

Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности – финансовой. В научной литературе высказываются различные точки зрения о правовой природе финансовой ответственности. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "финансовая ответственность". Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками.

Проанализировав имеющиеся  по данному вопросу мнения, И. Хаменушко  пришел к выводу, что о понятии "финансовая ответственность" можно  говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической  ответственности в настоящий  момент ничем не обосновано.

Однако очевидно, что на сегодняшний день сложилась  ситуация, которая позволяет сделать  вывод, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление  – ответственность за налоговые  правонарушения. Поэтому вполне обоснованно  обозначение ответственности за налоговые правонарушения применительно  к п.1 ст.13, ст.15 Закона об основах  налоговой системы и ст.22 Закона о подоходном налоге как налоговой  ответственности.

В то же время необходимо учитывать, что по своей правовой природе налоговая ответственность  сходна с административной ответственностью, что и разъяснил в п.3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий  применения ответственности за нарушения  налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31.05.94 № С1-7/ОП-370).

Учитывая приведенный  выше анализ, можно дать определение  налоговой ответственности. Налоговая  ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Закон об основах  налоговой системы использует собирательное  понятие налогов. Поэтому налоговая  ответственность, которая предусмотрена  в ст.13 указанного Закона, может применяться  по отношению как к собственно налогам, так и к сборам, пошлинам и другим обязательным платежам, включенным в налоговую систему России, если иное не предусмотрено законом. Например, Таможенным кодексом РФ установлена специальная ответственность в отношении таможенных платежей. В то же время, поскольку взносы в социальные внебюджетные фонды не предусмотрены в Законе об основах налоговой системы, по отношению к ним не может применяться ответственность, предусмотренная в ст. 13 Закона.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная  НК РФ ответственность за деяние, совершенное  налогоплательщиком, наступает, если это  деяние не содержит признаков состава  преступления, предусмотренного уголовным  законодательством РФ.

Налогоплательщик  может быть привлечен к налоговой  ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно  в совершении налогового правонарушения.

Налогоплательщик  признается виновным в совершении налогового правонарушения, если противоправное деяние совершено им умышленно или  по неосторожности.

Налогоплательщик  не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения, если:

Информация о работе Нарушение налогового законодательства