Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.
Введение.
Глава I. Понятие законодательства о налогах и сборах.
Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.
1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды нарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.
1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.
Заключение.
Список литературы.
Проведение налоговой
амнистии предполагалось Указом Президента
РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях
налоговой реформы в Российской
Федерации и мерах по укреплению
налоговой и платежной
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ амнистия находится в ведении Российской Федерации, поэтому налоговая амнистия по всем видам налогов — федеральным, региональным и местным — может объявляться только Государственной Думой РФ.
6. Действующее налоговое
законодательство не учитывает
ряд оснований, которым
Так, согласно ст. 401
Гражданского кодекса РФ, основанием
для освобождения от ответственности
лиц, не исполнивших обязательство
при осуществлении
Однако налоговое законодательство не содержит подобного основания для освобождения от ответственности, что дает формальные основания для беспредельной ответственности налогоплательщиков (так как пределы ответственности не установлены). В результате может возникнуть ситуация, когда к ответственности будет привлечено лицо, допустившее, например, просрочку уплаты налога вследствие объективно непреодолимых (в соответствующей ситуации) событий и явлений: наводнений, землетрясений, военных действий, эпидемий и т. д. Вряд ли такое положение вещей можно признать нормальным, тем более, что обжаловать в судебном порядке решение о применении финансовых санкций на предмет незаконности невозможно, поскольку отсутствует нарушенная норма закона. Это же относится и к ситуации, когда налогоплательщик привлекается без наличия его вины в нарушении налогового законодательства.
Нарушения процедурных моментов в производстве о налоговых правонарушениях также не освобождают от ответственности.
Судебная практика заняла по этому поводу четкую позицию. Так, предприятие обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительными решений налоговой инспекции о применении финансовых санкций за нарушения налогового законодательства, поскольку акты проверок не соответствуют требованиям Временных указаний о порядке проведения документальных проверок юридических лиц независимо от видов деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы) по соблюдению налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль (письмо Госналогслужбы РФ от 28 августа 1992 г. № ИЛ-6-01/284 в ред. письма Госналогслужбы РФ от 30 апреля 1993 г. № ВГ-6-01/160).
Однако, как разъяснил в своем Постановлении от 28 января 1997 г. № 2675/96 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, Временные указания, утвержденные Госналогслужбой РФ, содержат лишь примерный перечень рекомендуемых вопросов и приемов проведения проверок налоговыми органами. Формальные отступления от рекомендаций не могут служить единственным основанием для признания акта налогового органа недействительным.
Налоговым законодательством
не предусмотрено освобождение налогоплательщиков
от ответственности и по мотиву несоразмерности
наказания допущенным нарушениям. Именно
поэтому Президиум Высшего
Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.
3.1. Судебно-арбитражная практика по налоговым спорам.
Вопросы применения ответственности за нарушения налогового законодательства всегда находились в центре внимания юридической науки, контрольной деятельности налоговых органов, а также в практике судебных органов. Одновременно с развитием налогового законодательства в постоянной динамике находятся и подходы к применению налоговой ответственности. В связи с этим необходимо отметить несколько принципиальных моментов, которые характеризуют тенденции развития современной правоприменительной практики по налоговым делам.
При разрешении
спорных вопросов в сфере
Данный подход и
прежде являлся основополагающим, главенствующим
при разрешении налоговых споров,
поскольку обязанность
В целом учет основной обязанности налогоплательщика, обеспечивающей выполнение налогового обязательства, необходимо считать оправданным в деятельности налоговых органов. Посредством реализации данного принципа осуществляется защита интересов государства от неправомерного уклонения от уплаты налогов.
Вместе с тем
этот принцип не может быть единственно
приоритетным при разрешении налоговых
споров в судебных органах, поскольку
в ст. 8 и 19 Конституции Российской
Федерации установлено
Учет данной презумпции при разрешении конфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками приведет к нарушению прав предприятий и граждан.
Так, в настоящий
момент остро встал вопрос о правомерности
бесспорного взыскания с
Однако бесспорное
взыскание “чужих” налогов за
счет предприятий, которые должны их
удержать у иного налогоплательщика,
предусмотрено только в отношении
предприятий, являющихся источником выплаты
доходов физическим лицам. Необходимо
учитывать, что в данном случае российское
предприятие выступает в
В то же время меры ответственности для российских предприятий за нарушения порядка удержания и перечисления НДС, обязанность по уплате которого лежит на иностранных предприятиях, в действующем законодательстве не предусмотрены. Более того, в соответствии с Указом Президента РФ от 21 июля 1995 г. № 746 “О первоочередных мерах по совершенствованию налоговой системы Российской Федерации”* Правительству РФ было дано поручение внести на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, предусматривающий “установление ответственности российских организаций за неудержание налогов при выплатах иностранным юридическим и физическим лицам, не состоящим на учете в налоговом органе РФ”. Однако данное поручение до сих пор не исполнено и соответствующих изменений в законодательство не внесено.
Необходимо также отметить, что Законом об основах налоговой системы и Законом РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР” налоговым органам предоставлено право взыскивать в бесспорном порядке с предприятий только недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также суммы штрафов и иные санкции, предусмотренные законодательством. В то же время суммы неудержанного НДС не являются недоимкой российской организации, а также не обозначены в российском законодательстве в качестве штрафа или иной санкции. Следовательно, их взыскание ответчиком в бесспорном порядке с российских предприятий неправомерно.
В этой связи небезынтересно
отметить, что, по мнению С. Пепеляева,
смысл современного налогового права
не в том, чтобы обязать
Представляется
неслучайным и включение ст. 57
Конституции Российской Федерации,
предусматривающей
Кстати, Конституционный суд Германии, рассматривая этот вопрос, пришел к выводу: нельзя трактовать закон о налоге с позиции пополнения бюджета, потому что это влечет за собой нарушение прав собственника.
Очевидно, что толкование
налоговых законов с позиции
собственника полностью оправдывает
использование им несовершенства налогового
законодательства для защиты своих
прав, если при этом не происходит нарушения
установленных законом
При квалификации
налоговых правонарушений и
Данное положение означает, что при рассмотрении налоговых споров в первую очередь анализу подвергаются обстоятельства дела, касающиеся самого факта нарушения налогового законодательства. При этом не учитываются:
— те или иные неправомерные действия государственных органов.
Так, за задержку сдачи
в налоговый орган расчетов по
налогу на имущество только на один
(!) день АО “Дальморепродукт” было
подвергнуто штрафу в размере 4 млрд.
руб. Причем, как было указано в
Постановлении Высшего
По другому делу
Высший Арбитражный Суд РФ указал,
что действующим налоговым
Представляется, что
использование формального