Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа
Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.
Введение.
Глава I. Понятие законодательства о налогах и сборах.
Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.
1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды нарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.
Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.
1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.
Заключение.
Список литературы.
Налоговые санкции
устанавливаются и применяются
в виде денежных взысканий (штрафов)
в размерах, предусмотренных
Следует иметь в виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.
При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:
Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.
Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.
Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).
При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.
Сумма штрафа, присужденного
налогоплательщику, плательщику сборов
или налоговому агенту за нарушение
законодательства о налогах и
сборах, повлекшее задолженность
по налогу или сбору, подлежит перечислению
со счетов налогоплательщика, плательщика
сборов или налогового агента только
после перечисления в полном объеме
этой суммы задолженности и
Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).
В случае отказа в
возбуждении или прекращения
уголовного дела, но при наличии
налогового правонарушения срок подачи
искового заявления исчисляется
со дня получения налоговым
Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу:
Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.
Непредставление налоговому
органу сведений о налогоплательщике,
выразившееся в отказе организации
представить имеющиеся у нее
документы, предусмотренные Налоговым
кодексом, со сведениями о налогоплательщике
по запросу налогового органа, а
равно иное уклонение от представления
таких документов либо представление
документов с заведомо недостоверными
сведениями, если такое деяние не содержит
признаков нарушения
Те же деяния, совершенные физическим лицом, - влекут взыскание штрафа в размере 500 руб.
Неправомерное несообщение сведений налоговому органу (ст. 129.1).
Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.
Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в размере 5 000 руб.
Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману самого бухгалтера. Соответствующие штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Правонарушение (статья КоАП РФ) |
Размер штрафа |
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 1 ст. 15.3) |
От 500 до 1000 руб. |
Ведение деятельности при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда (п. 2 ст. 15.3) |
От 2000 до 3000 руб. |
Нарушение установленного
срока представления в |
От 1000 до 2000 руб. |
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5) |
От 300 до 500 руб. |
Непредставление в
налоговые органы, таможенные органы
или органы государственного внебюджетного
фонда оформленных в |
От 300 до 500 руб. на должностных лиц, от 100 до 300 руб. на граждан |
Грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности*, а также порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 15.11) |
От 2000 до 3000 руб. |
Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций (ст.15.1), а именно: -- осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров**; -- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; -- несоблюдение
порядка хранения свободных -- накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (ст. 15.1) |
На должностных лиц от 4000 до 5000 руб. на граждан, от 40000 до 50000 руб на юридических лиц |
* Грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности является искажение сумм начисленных налогов и сборов или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.
** Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 60 000 руб. (Указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У).
Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная НК РФ ответственность за деяние, совершенное налогоплательщиком, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ.
Налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно в совершении налогового правонарушения.
2. 2. Виды налоговых правонарушений.
Нарушение налогового
законодательства проявляется в
нарушении различных правовых норм
и тем или иным образом связано
с правильным исчислением, полным и
своевременным внесением
а) ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона об основах налоговой системы);
б) ответственность
сборщиков налогов за нарушение
порядка удержания и
в) ответственность
банков и иных кредитных организаций
за неисполнение (несвоевременное исполнение)
платежных поручений
Из анализа
п. 1 ст. 13 Закона об основах налоговой
системы и иных
сокрытие или занижение объектов налогообложения
1) сокрытие дохода (прибыли);
2) занижение дохода (прибыли);
3) сокрытие иного объекта налогообложения;
нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения
4) неучет иного объекта налогообложения;
5) отсутствие учета
объектов налогообложения,
6) ведение учета
объекта налогообложения с
нарушение порядка представления документов в налоговый орган
7) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;
8) несвоевременное
представление в налоговый
нарушение порядка уплаты налога
9) задержка уплаты налога, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков;
10) несвоевременное
удержание, удержание не
Необходимо отметить,
что если налоговым законодательством
не установлен какой-либо состав правонарушения
(в письмах Государственной
2.3. Субъекты налоговой ответственности.
1. Субъектами налогового
правонарушения выступают, как
правило, налогоплательщики.
В качестве субъектов налоговой ответственности в налоговом законодательстве названы:
а) налогоплательщики (юридические и физические лица);
б) сборщики налогов (юридические лица и граждане-предприниматели);
в) банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет или внебюджетные фонды.