Нарушение налогового законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - рассмотреть практическое применение совокупности норм отраслей российского законодательства, касающихся ответственности за нарушение налогового законодательства. Отсутствие специального законодательного регулирования имущественных налоговых отношений вынуждает практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и целесообразности, что не всегда допустимо. В работе приведены положительные и отрицательные стороны действующего налогового законодательства и сделаны выводы о путях его совершенствования и возможностях применения.

Содержание работы

Введение.

Глава I. Понятие законодательства о налогах и сборах.


Глава II. Законодательство о налоговой ответственности: практика применения.

1. Понятие налоговой ответственности.
2. Виды нарушений.
3. Субъекты налоговой ответственности.
4. Основания освобождения налогоплательщика от налоговой ответственности.


Глава III. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства.

1. Современные тенденции судебно-арбитражной практики по налоговым спорам.
2. Проблема применения мер налоговой ответственности при реорганизации и ликвидации юридических лиц.
3. Уголовная ответственность за совершение преступлений в сфере налогообложения: проблема квалификации составов.

Заключение.

Список литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по налоговому праву.docx

— 103.84 Кб (Скачать файл)
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено налогоплательщиком в состоянии, при котором он не мог отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния;
  • деяние, содержащее признаки налогового правонарушения, совершено в результате выполнения письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.

Налоговые санкции  устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных соответствующими статьями главы 16 НК РФ.

Следует иметь в  виду, что при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафов подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза.

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа увеличивается на 100%.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

  • совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения, либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
  • иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее  привлекаемым к ответственности  за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается  подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

Лицо не может  быть привлечено к ответственности  за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания  налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли 3 года (срок давности).

При совершении одним  лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более  строгой.

Сумма штрафа, присужденного  налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, повлекшее задолженность  по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика  сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих  пеней, в очередности, установленной  гражданским законодательством  Российской Федерации.

Налоговые санкции  взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.

Налоговые органы могут  обратиться в суд с иском о  взыскании налоговой санкции  не позднее шести месяцев со дня  обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в  возбуждении или прекращения  уголовного дела, но при наличии  налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется  со дня получения налоговым органом  постановления об отказе в возбуждении  или о прекращении уголовного дела.

Каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют  право обжаловать акты налоговых  органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных  лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Порядок и сроки  подачи жалобы в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу:

  • Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается соответственно в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
  • Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) подается, если иное не предусмотрено настоящей статьей, в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы. В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
  • Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
  • Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления.

Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной  жалобы по тем же основаниям в тот  же налоговый орган или тому же должностному лицу.

Непредставление в  установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными  актами законодательства о налогах  и сборах, - влечет взыскание штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации  представить имеющиеся у нее  документы, предусмотренные Налоговым  кодексом, со сведениями о налогоплательщике  по запросу налогового органа, а  равно иное уклонение от представления  таких документов либо представление  документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 5 000руб.

Те же деяния, совершенные  физическим лицом, - влекут взыскание  штрафа в размере 500 руб.

Неправомерное несообщение  сведений налоговому органу (ст. 129.1).

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом  сведений, которые в соответствии с Налоговым кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при  отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 Налогового кодекса, - влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Те же деяния, совершенные  повторно в течение календарного года, - влекут взыскание штрафа в  размере 5 000 руб.

Ошибки в отчетности, нарушение правил постановки на налоговый  учет, невыполнение других обязанностей грозят санкциями не только организации, но может ударить и по карману  самого бухгалтера. Соответствующие  штрафы предусмотрены Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Правонарушение (статья КоАП РФ)

Размер штрафа

Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или  органе государственного внебюджетного  фонда (п. 1 ст. 15.3)

От 500 до 1000 руб.

Ведение деятельности при нарушении срока постановки на учет в налоговом органе или  органе государственного внебюджетного  фонда (п. 2 ст. 15.3)

От 2000 до 3000 руб.

Нарушение установленного срока представления в налоговый  орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета  в банке или иной кредитной  организации (ст. 15.4)

От 1000 до 2000 руб.

Нарушение установленных  законодательством о налогах  и сборах сроков представления налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учета (ст. 15.5)

От 300 до 500 руб.

Непредставление в  налоговые органы, таможенные органы или органы государственного внебюджетного  фонда оформленных в установленном  порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления  налогового контроля (ст. 15.6)

От 300 до 500 руб. на должностных  лиц, от 100 до 300 руб. на граждан

Грубое нарушение  правил ведения бухгалтерского учета  и представления бухгалтерской  отчетности*, а также порядка и сроков хранения учетных документов (ст. 15.11)

От 2000 до 3000 руб.

Нарушение порядка  работы с денежной наличностью и  порядка ведения кассовых операций (ст.15.1), а именно:

-- осуществление  расчетов наличными деньгами  с другими организациями сверх  установленных размеров**;

-- неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности;

-- несоблюдение  порядка хранения свободных денежных  средств;

-- накопление в  кассе наличных денег сверх  установленных лимитов (ст. 15.1)

На должностных  лиц от 4000 до 5000 руб. на граждан, от 40000 до 50000 руб на юридических лиц


* Грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности является искажение сумм начисленных налогов и сборов или искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10%.

** Предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в рамках одного договора составляет 60 000 руб. (Указание Банка России от 14.11.2001 № 1050-У).

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение установлены разделом VI НК РФ. Предусмотренная  НК РФ ответственность за деяние, совершенное  налогоплательщиком, наступает, если это  деяние не содержит признаков состава  преступления, предусмотренного уголовным  законодательством РФ.

Налогоплательщик  может быть привлечен к налоговой  ответственности с 16-летнего возраста при условии, что оно виновно  в совершении налогового правонарушения.

 

 

2. 2. Виды налоговых правонарушений.

 

Нарушение налогового законодательства проявляется в  нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано  с правильным исчислением, полным и  своевременным внесением налогов  в бюджет и внебюджетные фонды. Таким  образом, основной вид нарушений  в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками  по незаконному уклонению от уплаты налогов. В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных  вида налоговой ответственности:

а) ответственность  налогоплательщиков за нарушения порядка  исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона об основах налоговой системы);

б) ответственность  сборщиков налогов за нарушение  порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с  физических лиц (ст. 22 Закона о подоходном налоге);

в) ответственность  банков и иных кредитных организаций  за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков (ст. 15 Закона об основах налоговой  системы).

 

 Из анализа  п. 1 ст. 13 Закона об основах налоговой  системы и иных законодательных  актов о налогообложении можно  сделать вывод о том, что  в настоящее время налоговая  ответственность налогоплательщиков  и лиц, содействующих уплате  налога, наступает при совершении  ими одного из десяти составов  правонарушений, имеющих самостоятельный  характер. Данные составы можно  классифицировать в зависимости  от объекта, на который направлены  противоправные деяния, следующим  образом:

сокрытие или  занижение объектов налогообложения

1) сокрытие дохода (прибыли);

2) занижение дохода (прибыли);

3) сокрытие иного  объекта налогообложения; 

нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения 

4) неучет иного объекта налогообложения;

5) отсутствие учета  объектов налогообложения, повлекшее  за собой сокрытие или занижение  дохода за проверяемый период;

6) ведение учета  объекта налогообложения с нарушением  установленного порядка, повлекшее  за собой сокрытие или занижение  дохода за проверяемый период;

нарушение порядка  представления документов в налоговый  орган

7) непредставление  в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и  уплаты налога;

8) несвоевременное  представление в налоговый орган  документов, необходимых для исчисления  и уплаты налога;

нарушение порядка  уплаты налога

9) задержка уплаты  налога, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных  поручений налогоплательщиков;

10) несвоевременное  удержание, удержание не полностью  или не перечисление в бюджет  суммы налогов сборщиком налогов.

Необходимо отметить, что если налоговым законодательством  не установлен какой-либо состав правонарушения (в письмах Государственной налоговой  инспекции Российской Федерации  часто используется термин «занижение налога»), то налоговые органы не вправе применять санкции. Характеристики каждого из составов налоговых правонарушений даны в гл. 2 «Законодательство о  налоговой ответственности: практика применения».

 

2.3. Субъекты налоговой ответственности.

 

1. Субъектами налогового  правонарушения выступают, как  правило, налогоплательщики. Однако  понятия налогоплательщика и  субъекта ответственности не  тождественны, так как в законодательстве  могут быть установлены случаи, когда налоговое правонарушение  может быть совершено иным  лицом (например, не удержание  налога сборщиком налогов).

В качестве субъектов  налоговой ответственности в  налоговом законодательстве названы:

а) налогоплательщики (юридические и физические лица);

б) сборщики налогов (юридические лица и граждане-предприниматели);

в) банки и иные кредитные организации, ответственные  за перечисление налогов в бюджет или внебюджетные фонды.

Информация о работе Нарушение налогового законодательства