Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 20:32, курсовая работа
Для стран Евросоюза он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3
1. Налоговая система РФ. Понятие и сущность НДС…………………6
1.1. Налоговая система РФ
1.2. НДС, как составная часть налоговой системы РФ
1.3. Зарубежный опыт налогообложения добавленной стоимости
2. Основные элементы налогообложения……………………………..15
2.1 Субъект и объект налогообложения
2.2 Налогооблагаемая база
2.3 Налоговый период и налоговые ставки
3. Особенности механизма исчисления и уплаты НДС……………….27
3.1 Общий порядок исчисления НДС
3.2 Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами
3.3. Уплата НДС при реализации конфискованного имущества
4. Проблемы совершенствования механизма исчисления НДС на со-временном этапе……………………………………………………………….41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………47
Список источников и литературы……………………………………..
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Налоговая система РФ. Понятие и сущность НДС…………………6
1.1. Налоговая система РФ
1.2. НДС, как составная часть налоговой системы РФ
1.3. Зарубежный опыт
2. Основные элементы налогообложения……………………………..15
2.1 Субъект и объект
2.2 Налогооблагаемая база
2.3 Налоговый период и налоговые ставки
3. Особенности механизма исчисления и уплаты НДС……………….27
3.1 Общий порядок исчисления НДС
3.2 Исчисление и уплата НДС налоговыми агентами
3.3. Уплата НДС при реализации конфискованного имущества
4. Проблемы совершенствования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
Список источников и литературы……………………………………..51
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях налогообложение занимает важнейшее место в жизни нашей страны. Многие давно смирились с необходимостью этой непопулярной, но необходимой мерой пополнения доходной части бюджета государства и органов местного самоуправления.
Особое место в ряду других налогов в РФ занимает налог на добавленную стоимость (НДС), что подчеркивает его ключевое значение не только для России, но и для всех мировых стран, применяющих данный налог.
Для стран Евросоюза он был обязательным условием при вступлении в Союз. В России же он появился в связи с переходом на рыночные отношения. Существовавший до этого налог с оборота не отвечал требованиям вновь формируемого рынка. Введение с 1 января 1992 г. налога на добавленную стоимость, обеспечило равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В целом, переход к косвенному налогообложению был обусловлен решением следующих задач: ориентация на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечение стабильного источника доходов в бюджет; систематизацией доходов.
Основой взимания НДС - является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Это налог традиционно относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную тяжесть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
НДС в основном выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), в частности, заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета за счет простоты взимания и устойчивости базы обложения. Вторая проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля над сроками продвижения товаров и их качеством.
Многолетняя практика применения НДС показала, что, несмотря на новации Налогового кодекса РФ в отечественном законодательстве имеются спорные моменты, «белые пятна», которые необходимо ликвидировать. Это связано в первую очередь с тем, что за период существования налога на добавленную стоимость действующий механизм его исчисления и взимания претерпел существенные изменения. В связи с этим у налогоплательщиков возникает множество вопросов по толкованию и разъяснению порядка обложения, данным налогом. Это обстоятельство, главным образом, и обуславливает актуальность проводимого исследования.
Целью данной работы является анализ действующей практики исчисления и взимания налога на добавленную стоимость в Российской Федерации (далее РФ).
Достижение поставленной цели в работе планируется через решение следующих задач:
1. Определение понятия «налоговая система РФ», «налог на добавленную стоимость», изучение мирового опыта применения НДС;
2. Рассмотрение основных элементов налогообложения: субъекта, объекта, налогооблагаемой базы, налогового периода и налоговых ставок;
3. Тщательное исследование действующего в РФ механизма исчисления НДС;
4. Выделение ключевых проблем совершенствования механизма исчисления НДС на современном этапе.
В качестве нормативно-методической базы исследования использованы кодифицированные федеральные законодательные акты, подзаконные нормативные акты, статистические материалы, а также ряд научных статей.
В качестве методологической базы - применены общие и специальные методы исследования, среди которых можно выделить сравнительно-правовой метод, метод сравнения, дедукции, системного анализа и синтеза.
Проблематика, связанная с механизмом исчисления НДС рассматривалась неоднократно рассматривалась ведущими учеными, среди которых стоит выделить Н.К. Артемьева, В.С. Белых, Д.В. Винницкого, Т. Беликову, М.Р. Бобоевв, Н.Т. Мамбеталиева, Н.Н. Тютюрюкова, А.В. Брызгалина, А. Веселова, Е. Голикову, В.Р. Захарьина, А.З. Исанову, И.В. Караваеву Касьянова А.В., Кислова Д.В., Курбангалеева О.А., Колодина И., Кучерова И.И., Кустова М.В., Ногина О.А., Шевелева Н.А., Е.А. Шувалову и ряд других исследователей.
Глава 1. Налоговая система Российской Федерации. Понятие и сущность налога на добавленную стоимость
1.1. Налоговая система Российской Федерации
Основой экономических реформ России является налоговое законодательство, которое должно урегулировать отношения субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм, форм собственности и направлений их деятельности с государством. Необходимо создать для них равные стартовые условия и возможности ускоренного развития для тех организаций, деятельность которых в наибольшей мере соответствует решению первостепенных задач страны.
Налоговая система, сформированная в 1991-1992 гг., не могла предусмотреть все особенности рыночной экономики, предвидеть те сложности и трудности, с которыми придется столкнуться при становлении новых отношений хозяйствования. Поэтому в основные законы, принятые в начале реформ, вносилось множество уточнений и дополнений.
Важнейшей задачей государства при выборе и проведении налоговой политики является гарантия стабильности и предсказуемости налогового законодательства. При отсутствии этих условий налогоплательщику трудно планировать экономическую деятельность. Вторая задача связана с упрощением и рационализацией действующей налоговой системы на основе сокращения числа налогов и снижения налогового бремени на законопослушных налогоплательщиков. При этом налоговое бремя следует распределить более равномерно между различными субъектами экономической деятельности, в частности за счет пересмотра и общего сокращения налоговых льгот.
Для повышения действенности налоговой системы РФ необходимо пересмотреть подходы к возникновению и исполнению налогового обязательства, порядок уплаты налогов и отношений между налоговыми органами, налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений и ужесточить контроль за уплатой налогов.
Принятый Налоговый Кодекс РФ во многом определил общие принципы налогообложения, установил права всех субъектов и процессуальные нормы их отношений, обосновал применение "силовых" методов (арест счетов, имущества), т.е. внес рациональные организационные изменения.
В соответствии с Налоговым кодексом сократил число налогов, ввел упрощенный порядок налогообложения. Некоторые налоги, имеющие сходные налогооблагаемые базы и налогоплательщиков, были объединены.
В результате не только снизилось налоговое бремя налогоплательщиков, но и сама налоговая система стала более простой и понятной, а налоговый режим - стабильным и применяемым на всей территории Российской Федерации.
В ближайшем будущем налоговая система нашей страны должна стать более справедливой, не допускающей, в частности, необоснованных налоговых преимуществ и привилегий для одних предприятий за счет более жесткого налогообложения других.
1.2. НДС, как составная часть налоговой системы Российской Федерации
Налог на добавленную стоимость (НДС) - один из видов налога на потребление, широко применяемый в мировой практике налогообложения. Помимо НДС к налогам на потребление или, к так называемым косвенным налогам, относятся налог с оборота, налог с продаж, акцизы и некоторые другие налоги и сборы. Косвенные налоги включаются в цены товаров, работ, услуг и, в отличие от прямых налогов на доходы, уплачиваются в бюджет за счет средств покупателей, заказчиков и клиентов, оплачивающих приобретаемые ими материальные блага (ресурсы) для своей производственной и непроизводственной деятельности, а также для личного потребления.
НДС успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой уже более 30 лет в Российской Федерации НДС действует с 1 января 1992 года. Введение НДС в нашей стране обусловлено началом проведения масштабной экономической реформы, внедрении в экономику рыночных отношений. НДС, введенный вместе с акцизами на отдельные товары, фактически заменил ранее действующий налог с оборота (и применявшийся в 1991 году налог с продаж). При этом НДС превзошел налог с оборота по своей роли и значении в финансировании доходов бюджетов всех уровней, в воздействии на экономику и финансы предприятий, в определении ценовых пропорций (по численности налогоплательщиков, определению облагаемого оборота, по сложности исчисления платежей в бюджет).
В настоящее время НДС - один из основных источников налоговых поступлений российского бюджета. В первом полугодии 2006 года более 65 %1 доходов от налоговых платежей бюджетов всех уровней получены за счет НДС.
За время действия НДС в России ставка налога была снижена (с 28 до 18 %), на большинство продовольственных товаров и ряд товаров детского ассортимента установлена пониженная ставка, имеется широкий перечень налоговых льгот.
Как и в других государствах, применяющих НДС, в российском налоговом законодательстве предусмотрены положения в соответствии с которыми исключаются из налогообложения обороты, по которым сложно определить базу для исчисления этого налога: банковские операции; операции по страхованию и перестрахованию; операции, связанные с обращением денег, ценных бумаг; обороты казино, игровых автоматов, выигрыши.
Согласно мировой практике применения НДС этим налогом не облагаются товары, производимые для реализации на экспорт, и одновременно налог взимается при ввозе (импорте) товаров из-за рубежа. Такая система с определенными особенностями действует и в России.
По своей сути НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения. Добавленная стоимость исчисляется как разница между стоимостью реализуемых товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат производственного назначения. Однако объектом обложения налогом является не созданная добавленная стоимость, а обороты в процессе ее реализации. Применение действующей ставки налога к цене реализуемых товаров (работ, услуг) и одновременный зачет (возмещение налога по материальным ресурсам, необходимым для их производства), позволяет исчислить сумму налога, соответствующую созданной в процессе производства и обращения добавленной стоимости.
Поскольку в ходе финансово-экономической деятельности налогоплательщиков проследить процесс создания отдельно взятого товара (работы, услуги), а также расход на него материалов, сырья, прочих затрат и, в конечном итоге, оплату только этого товара (работы, услуги) практически невозможно, то в оборот, облагаемый НДС, включаются все денежные средства, полученные в отчетном периоде от других предприятий и организаций, если их получение связано с расчетами за товары (работы, услуги). С целью создания равных условий для налогообложения НДС исчисляется исходя из действующих рыночных цен на аналогичные товары, работы и услуги, реализуемые покупателем, заказчикам и клиентам, независимо от формы из оплаты (бартерные сделки, зачеты взаимных платежей, безвозмездная передача, производство для собственных нужд и т.д.).
Если время действия НДС в России основные проблемы правильного исчисления налога, принимаемого к зачету (возмещению), во многих случаях остаются нерешенными, что приводит к начислению штрафов. Это, в основном, связано с неправильным оформлением первичных и расчетных документов, значительным удельным весом наличных платежей в общем объеме расчетов, с приобретением материальных ресурсов производственного назначения в розничной торговле, предприятия которой пока не переведены на общеустановленный порядок. В определенной степени решению данной проблемы активно способствовали введенные с 1 января 1997 года счета-фактуры, которые специально применяются в целях определения сумм НДС, подлежащих зачету (возмещению) у покупателя товаров (работ, услуг), и для начисления налога, подлежащего взносу в бюджет продавцом.
Особое место в области возмещения НДС, уплаченного по материальным ресурсам, приобретаемым для производства и реализации облагаемых налогом товаров (работ, услуг), занимает вопрос компенсации налога по производственным фондам, длительно используемым в этих процессах. В настоящее время, налог, уплаченный при приобретении основных средств и нематериальных активов, принимается к возмещению (зачету) в полном размере по мере принятия их к бухгалтерскому учету независимо от передачи в эксплуатацию у всех налогоплательщиков.
Информация о работе Особенности механизма исчисления и уплаты НДС