Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 15:34, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Налоговое право".
Вопрос 18
Источники права социального обеспечения: понятие, классификация, виды, сфера действия.
Под источником понимается совокупность нормативно-правовых актов, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет отрасли. Одной из особенностей прав соц.обеспечения явл-ся отсутствие единого кодифицированного нормативного акта, т.к. отношения в сфере соц. обеспечения очень разнообразны, то в настоящее время в РФ действует достаточно большой комплекс нормативных актов, кот. можно классифицировать по различным основаниям:
1. по юр.силе нормативных актов принято делить на законы и подзаконные акты, при этом з-ны бывают конституционные, кодифицированные и текущие. Кроме того, субъекты РФ т.ж. наделены полномочиями принимать з-ны, действующие на территории данного субъекта. З-ны обладают высшей юр. силой и имеют приоритет по сравнению с другими НА. Основным законом и базой всего текущего зак-ва в РФ явл-ся Конституция , закрепляющая осн-ые права граждан в сфере соц. обеспечения. Содержание Конституции как осн-го источника права соц. обеспечения раскрываются в ст.7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46, 53, 72. ФКЗ в прямой установке не регулируют соц. обеспечительные отношения, однако, они широко применяются при охране прав на соц. обеспечение и их защите. ФЗ явл-ся актами текущего зак-ва и сфере соц. обеспечения касаются отдельных видов обеспечения.
2. по форме акта
Источники прав соц. обеспечения делятся на з-ны, постановления и распоряжения правительства РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления, разъяснения, инструкции различных Министерств и ведомств.
3. в зависимости от органов, принимающих нормативные акты.
Принятые гос. властью и управления РФ и субъектов РФ; Акты органов местного самоуправления; Акты, принимаемые субъектами соц. портёнрства
4. по содержанию
Нормативно правовые акты классифицируют на отраслевые и комплексные. К числу отраслевых относятся акты, регулирующие общественные отношения исключительно в сфере соц. обеспечения (н-р, з-ны о пенсионном обеспечении, о соц. обслуживании).В комплексных актах содерж-ся нормы относящиеся к нескольким нормам права (н-р, з-н РФ «О занятости населения в РФ», ФЗ «О статусе судей в РФ», основы законодательства «Об охране здоровья граждан») входят не только в сис-му прав соц. обеспечения, но и трудового, административного, финансового и др. отраслей права.
Гос. нормативные правовые акты, регулирующие сферу социального обеспечения отношений делятся на законы и подзаконные акты.
Закон – нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юр.силой и регулирующий наиболее важные общ0ые отношения. В РФ сущ-ют неск-ко видов з-ов:
1. Конституция РФ – основополагающий политико-правовой акт, кот. закрепляет конст-ый строй России, основные соц. права чел-а, принципы соц. обеспечения и компетенцию органов гос. власти в обл. соц. обеспечения. Конституция имеет верховенство на всей территории РФ, высшую юр. силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. В случае возникновения коллизии по поводу права чел-а на соц. обеспечение действует правило о высшей юр. силе Конституции. В Конституции закреплён правовой статус гр-н в обл-ти соц. обеспечения, а именно ст.7, 18, 33, 38-41, 45, 46, 53, 55 и 72.
2. ФКЗ принимаются по вопросам органически связанными с Конституцией, н-р, ФКЗ «О судебной системе РФ», «О правительстве РФ», «О конституционном суде РФ» и др., хотя не один из этих зак-в не регулирует отношения по соц. обеспечению, они широко применяются при охране прав чел-а на соц. обеспечение и их защите.
3. ФЗ – акты текущего законодательства, посвящённые различным сторонам соц-но-экономической, политической и духовной жизни общ-ва. В соц-но обеспечительной сфере ФЗ регулируют отдельные виды соц. обеспеч-я. ФЗ с т.зр. их содержания принято классифицировать на:
а). кодифицированные. В наст-ий период времени в РФ нет единого кодифицированного закона, охватывающего всю совокупность отношений в сфере соц. отношения, что сост-ет большую проблему при регулировании этих отношений.
б). комплексные. Среди источ-ов права соц. обеспечения выд-ют з-ны смешанного типа (комплексные), кот. регулируют общественные отношения, входящие в предметы различ-х отраслей права, н-р, З-н РФ от 19.04.91г. «О занятости населения в РФ» или Основы законодат-ва РФ «Об охране здоровья гр-н» от 22.07.92г.
в), текущие. Текущие з-ны в обл-ти соц. обеспечения касаются отдельных видов обеспечения и их принято классифицировать по институтам отрасли ПСО:
4. Законы субъектов РФ издаются представительными органами субъектов РФ, их действия распространяются только на территорию собственного субъекта, при этом могут предусматривать высокие меры соц. помощи гражданам по сравнению с ФЗ, а т.ж. регулировать усл-ия и объём мер соц. поддержки, помощи, соц. услуг, предоставление кот. возможно на субъекты РФ в рамках разграничения полномочий м/у уровнями гос. власти, н-р, з-н Нижегородской обл-ти от 25.04.97г. «О молодёжной политике в Нижегородской обл-ти», з-н Нижегородской обл-ти от 29.04.99г. «О соц-ом партнёрстве», з-н Нижегородской об-ти от 26.12.07г. «О квотировании рабочих мест».
Подзаконные акты в сфере соц-го обеспечения –изданные уполномоченными органами на основе и во исполнение з-ов. Акты, содержащие юр.нормы, регулирующие соц. обеспечительное отношение. Подзаконные акты обладают меньшей юр.силой, чем законы, но базируются на них, при этом играют вспомогательную и корректирующую роль в отношении законов.
Подзаконные акты делятся на след-ие виды:
1. Указы Президента РФ обязательные для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции РФ и ФЗ, издаются в пределах президентской власти, предусмотренной Конституцией и законными нормами, н-р, Указ Президента от 05.05. 92г. «О мерах соц. поддержки многодетных семей», Указ Президента от 27.12.1999г. «О дополнительных мерах соц. поддержки героев СССР, РФ и полных «Кавалеров ордена славы», Указ Президента от 23.08.03г. «О неотложных мерах соц. поддержки специалистов ядерного окружного комплекса РФ» и др.
2. Постановления Правительства РФ м/б приняты на основании и во исполнение ФЗ и нормативных Указов Президента РФ. Постановления Правительства не только координируют деятельность гос. власти, реализации законов, но и опр-ет стратегию защиты отдельных категорий власти, н-р, «Назначение и выплата гр-м, имеющих детей» регулируется утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.12.06г. №865. Правительством РФ утверждены многочисленные списки, перечни видов работ, профессий и должностей, с учётом кот. назначаются досрочные пенсии по старости.
3. Приказы, постановления, инструкции, положения и др. нормативные акты федеральных министерств и гос-х внебюджетных фондов. Министерство здравоохранения и социального развития явл-ся центральным органом федерально-исполнительной власти, осуществляющим руководства обеспечения единой гос. политики в обл-ти здравоохранения и соц. защиты пенсионеров, инвалидов, семей с детьми, жен-н и детей и др-х лиц, нуждающихся в соц. поддержке. В ведении этого Министерства наход-ся разработка предложений по совершенствованию законодательства соц. обеспечения, подготовка по поручению правит-ва РФ, заключения по проектам законодательств, а т.ж. нормативных актов ведомств РФ, обобщение практики применяемого законодательства и обеспечение единообразного применения на всей территории РФ.
Рассматривая ведомственные
а).законное место среди них занимают акты органов исполнительной власти, кот. в рез-те различных реорганизаций прекратили своё существование, н-р, Министерство соц. зашиты населения (1992 – 1996г.г.), Министерство труда и социального развития РФ (1996 – 2004г.г.). Если акты этих Министерств не были отменены, то они сохраняют свою юр. силу в части непротиворечающей действующему законодательству.
б). В ходе проведённой в 2004 году административной реформы федеральных органов исполнительной власти м/у ними было произведено разделение функций. Осн-ые функции приняло Министерство здравоохранения и соц. развития РФ (в сфере соц. обеспечения). Однако, иные Министерства в рамках своей компетенции т.ж. имеют право осуществлять нормативно-правовые регулирования, н-р, Министерство обороны.
в). Издавать подзаконные акты нормативного хар-ра имеют право и гос. соц-ые внебюджетные фонды, а именно пенсионный фонд, фонд обяз-го соц. страхования, федеральный фонд обязат. мед-го страхования. Эти Фонды принимают акты совместно с органами исполнительной власти, н-р, Министерством финансов РФ.
4. Постановления к указам высших должностных лиц субъектов РФ, н-р, Президентов республик в составе РФ, глав правительств субъектов РФ, губернаторов и т.п.
5. Приказы, постановления, распоряжения отдельных органов исполнительной власти субъектов РФ, н-р, комитетов по труду и соц. защите населения.
6. Нормативные акты органов
7. Локальные нормативные акты, принятые на уровне конкретной организации регулирующие соц-но обеспечительные отношения внутри этой организации, н-р, приказ работодателя и уполномоченных лиц о порядке направления работников на лечение и отдых в санатории, профилактории предприятия. К локальным актам относятся коллективные договоры – правовой акт, регулирующий соц-но трудовые отношения в организации и заключаемые м/у работником и работодателем в лице их представителя. При этом коллективный договор – право работника на выплату в связи с рождением реб-а, в связи с вступлением в брак.
Т.о. в границах ПСО действуют
субординационная сис-ма источников,
кот позволяет устойчиво
Особое значение для правоприменительной практики имеют Постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Решения Верховного Суда РФ, т.к. часто эти акты фактически восполняют пробелы действующего законодательства.