Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение и изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования. ..........5
1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования…..5
1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне. ……………….7
Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12
2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20
2.3 Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46
Глава 3.Совершенствование методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40
3.1 Налоговая статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет федерации……………………………………………………………………….49
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ……………………………..55
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………...61
Налоговый потенциал региона в Российской Федерации с 1999 года определяется на основе составления налогового паспорта региона - документа, комплексно характеризующего особенности экономического развития субъекта Российской Федерации. Налоговый паспорт региона содержит систему показателей, отражающих тенденции развития макроэкономической ситуации, воздействие различных факторов на налоговую базу региона и уровень налоговой нагрузки по видам налогов в динамике. Налоговый паспорт региона позволяет объективно определить налоговую базу по всем видам налогов в регионе и тем самым налоговый потенциал региона. В настоящее время подобные паспорта в рамках ФНС России уже составляются по федеральным округам и России в целом.
В методике расчета трансфертов бюджетного фонда финансовой помощи регионам (ФФП Р) для оценки уровня бюджетной обеспеченности региона используется относительный показатель валовых налоговых ресурсов (ВНР). Удельные ВНР регионов равны произведению прогнозируемого среднего уровня доходов субъектов Российской Федерации на душу населения на индекс налогового потенциала (ИНН) данного субъекта Российской Федерации. ИНН представляет собой количественную оценку возможностей экономики региона с учетом ее структуры и уровня развития генерировать налоговые доходы и рассчитывается на основе показателя валового регионального продукта.
Чтобы привести удельные валовые налоговые ресурсы регионов в сопоставимый вид, ВНР каждого региона делится на индекс бюджетных расходов (ИБР). Показатель ИБР отражает, во сколько раз больше или меньше средств по сравнению со среднероссийским уровнем нужно затратить для производства в данном регионе базового объема бюджетных услуг с учетом: районного коэффициента к зарплате, уровня цен, продолжительности отопительного сезона, структуры населения и других объективных факторов.[7]
Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемой налоговыми базами. Так, база налога на прибыль организаций - это сумма налогооблагаемой прибыли, полученной всеми зарегистрированными в регионе организациями. Другие примеры налоговых баз: доходы физических лиц (образующие налоговую базу подоходного налога с физических лиц), стоимость, добавленная в процессе производства (НДС), стоимость налогооблагаемого имущества (налог на имущество) и т. д. Очевидно, что налоговый потенциал пропорционален совокупной налоговой базе региона.
В настоящее время в Российской Федерации в качестве меры налогового потенциала регионов используется показатель платежей, фактически собранных в базовом 1991 году, с корректировкой на последующие изменения в законодательстве. Использование данных за базовый год минимизирует влияние временного фактора, поскольку платежи, собранные в регионе в текущем периоде, не оказывают определяющего влияния на получаемые регионами трансферты. Однако метод пересчета показателей базового года не исключает возможности субъективного подхода, в результате чего система расчета межбюджетных трансфертов оказывается не вполне «прозрачной». Использование данных по базовому году также не способствует стимулированию регионов, проявляющих недостаточную финансовую активность.
Наиболее очевидный источник доходов регионального бюджета - доходы проживающих в этом регионе налогоплательщиков, - напрямую связан с одним из показателей относительного уровня налогового потенциала региона: среднедушевыми доходами населения региона. Его основное преимущество - это простота определения и доступность данных о среднедушевых доходах населения по субъектам Российской Федерации, ежегодно публикуемых Госкомстатом России. При этом простота показателя среднедушевых доходов является и его главным недостатком. В современной России, где теневая экономика имеет разный удельный вес в экономике отдельных регионов, статистика среднедушевых доходов далеко не всегда отражает истинное положение дел; поэтому данный показатель неадекватно отражает способность регионов генерировать бюджетные доходы. Например, не учитывается возможность региональных властей облагать налогом экономические ресурсы, принадлежащие нерезидентам. В то же время если в регионе сильно развит туризм, то он создает условия для увеличения объемов налоговых поступлений за счет налога с продаж, гостиничных сборов и т.д., однако такие дополнительные доходные источники у регионального бюджета могут не отражаться существенно на доходах его жителей, т. е. на среднедушевом доходе. Учитывая огромные размеры нашей страны и степень диверсификации всей национальной экономики, измерить такой показатель достаточно трудно.[3]
Более полно налоговый потенциал регионов отражает ВРП, определяемый как суммарная стоимость товаров, работ и услуг, произведенных с использованием экономических ресурсов региона (земли, труда и капитала) заданный период времени, и включающий все доходы, генерируемые внутри региона, независимо от места проживания работников или регистрации предприятий.
На практике в показателе ВРП значительную долю занимают доходы физических лиц - жителей соответствующего региона, поскольку большинство из них работают в том же регионе, в котором и живут. ВРП включает и доходы нерезидентов, которые подлежат налогообложению в данном регионе. Кроме того, в отличие от показателя среднедушевого дохода ВРП отражает также суммы, потраченные туристами на гостиничные услуги и на различные покупки товаров (на территории данного региона).
Недостатки ВРП в качестве меры налогового потенциала связаны с особенностями структуры российских налогов. В частности, в настоящее время налог на прибыль предприятий уплачивается по месту регистрации предприятия, а не по месту осуществления хозяйственной деятельности. В связи с этим между налоговым потенциалом и ВРП возникает расхождение. В других странах доходы предприятий разверстываются по всем регионам, в которых они осуществляют свою хозяйственную деятельность, посредством формул, учитывающих местонахождение производственных мощностей, трудовые ресурсы, территориальную структуру продаж.
Попытка преодолеть несоответствие между реальными налогооблагаемыми ресурсами и ВРП привела к созданию показателя совокупных налогооблагаемых ресурсов (СНР) региона. Этот показатель связан с ВРП и был предложен как альтернатива ВРП, поскольку последний не учитывает влияния некоторых федеральных налогов и трансфертов из федерального бюджета на налоговый потенциал регионов (Федеральное правительство США использует СНР в качестве меры фискального потенциала с 1987 года). Для определения СНР необходимо выполнить ряд преобразований. Во-первых, из ВРП необходимо вычесть некоторые федеральные налоги, так как они не являются источником доходов для региональных и местных бюджетов. Во-вторых, показатель ВРП должен быть увеличен на сумму прямых трансфертов из федерального бюджета предприятиям и физическим лицам, включая выплаты из федерального пенсионного фонда и выплаты пособий по безработице.
Использование показателя СНР в России потребует некоторых преобразований для устранения расхождений между ВРП и совокупным объемом налогооблагаемых ресурсов, связанных со структурой налога на прибыль. Первая группа преобразований связана с учетом поправки на косвенные федеральные налоги и федеральные трансферты (субсидии) предприятиям и населению, поскольку косвенные налоги уменьшают способность регионов генерировать бюджетные платежи, а субсидии юридическим и физическим лицам, наоборот, увеличивают налоговый потенциал регионов. Размер подобных поправок может быть весьма значительным, поскольку главными компонентами федеральных косвенных налогов являются отчисления в систему социального страхования и пенсионные фонды.
Показатель СНР более точно отражает фактический объем налоговых ресурсов региона, чем ВРП, однако для расчета этого показателя, так же как и для ВРП, необходима достаточно большая база данных, что сдерживает его применение.[3]
Проведенный обзор концептуальных и методологических подходов к определению налогового потенциала регионов создает предпосылки для синтеза их наиболее рациональных элементов, определения функциональных зависимостей между выбранными макроэкономическими показателями и состоянием налоговой базы и выработки на этой основе соответствующих алгоритмов для объективной оценки налогового потенциала в отраслях экономики и регионах страны.
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование в Курской области.
Характеристика социально – экономического положения Курской области
Курская область - одна из крупнейших в Центрально-Черноземной полосе РФ, расположена в центре России на Восточно-Европейской равнине и на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности, в пределах лесостепной зоны. Площадь - 30 тыс. кв. км. Население - 1183,9 тыс. человек, в том числе: городское население - 740,6 тыс. человек, сельское население - 443,3 тыс. человек. Областной центр - город Курск, (405,5 тыс. человек) расположен в 536 км к югу от Москвы.
На территории области находится более 4 тысяч объектов культурного наследия - памятников археологии, архитектуры и искусства, 512 памятников воинской славы. Научный сектор региона представляют ОАО «НИИЭлектроагрегат», ЗАО «Институт экологической безопасности», НИИ земледелия и защиты почв от эрозии, НИИ сахарной промышленности, НИИ Агропромпроизводства, технический и медицинский университеты, сельскохозяйственная академия.
В ВУЗах обучаются 56,5 тысяч студентов, в учреждениях начального профессионального образования - 12,3 тысячи учащихся, в средних профессиональных учебных заведениях - 20,5 тысяч.
Природа наградила Курский край уникальным богатством - плодороднейшим черноземом. Образец курского чернозема в качестве эталона плодородной почвы еще с прошлого века хранится в «Музее почв» в Париже, а также в «Музее естественной истории» в Амстердаме и в «Музее почвоведения» под Лейпцигом. Курские черноземы являются одним из главных источников развития экономики области.
Земельный фонд
области составляет 3 млн. гектаров,
из них почти 2,3 млн.гектаров - земли
сельскохозяйственного
На территории области находится крупнейшее в мире месторождение железной руды - Курская магнитная аномалия. Его разработку ведет крупнейший производитель железной руды, концентрата, окатышей, аглоруды - ОАО «Михайловский ГОК». Железные руды Михайловского месторождения приурочены к кристаллическому фундаменту, глубина залегания которого от 60 до 190 м. и представлены богатыми гематит - мартитовыми рудами, с содержанием железа от 45 до 70%, при незначительном количестве серы и фосфора и неокисленными железистыми кварцитами. Богатые руды после дробления поставляются на металлургические заводы в виде аглоруды, неокисленные железистые кварциты подвергаются мокрой магнитной сепарации, в результате чего получается железорудный концентрат с содержанием железа 65%.[18]
Объем разведанных запасов Михайловского месторождения - около 11 миллиардов тонн. При нынешних темпах разработки этого хватит минимум на 300 лет. Из неметаллических полезных ископаемых выявлены и разведаны месторождения фосфоритов, торфа.
Также в области обнаружены: мел для производства цемента и строительной извести; легкоплавкие и тугоплавкие глины и суглинки для производства кирпича, керамзита, фаянсовых изделий, облицовочно-фасадной и половой плитки, черепицы и санфаянса; кварцевые пески для строительных растворов, производства силикатного кирпича, ячеистого бетона, стекольного и литейного производства. Вблизи г. Курска открыто Халинское месторождение минеральной (1,9-3,0 г/литр) хлористо-натриевой воды, которая по своим лечебным свойствам аналогична «Миргородской». Ее запасы позволяют обеспечить промышленный объем производства свыше 3 миллионов литров в год.
В Курской области имеется развитая сеть финансово-кредитных учреждений, охватывающая все районы региона. Действует самостоятельный коммерческий банк - ОАО «Курский промышленный банк» и филиалы различных коммерческих банков - Сбербанка России, Банка Москвы, Россельхозбанка, Внешторгбанка, Газэнергопромбанка, Балтийского банка и другие.
В области работают более 20 страховых компаний, Курская Торгово-промышленная палата, Центр развития малого предпринимательства, Центр трансферта технологий, консалтинговые, аудиторские фирмы, где оказываются все виды консалтинговых услуг.
Структура валового регионального продукта: Промышленность - 36,4%; сельское и лесное хозяйство - 13,5%; строительство - 6,0%; транспорт и связь - 7,5%; торговля и общественное питание, оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения - 13,6%; другие виды деятельности - 17,9%; чистые налоги на продукты - 5,1%.[18]
Курская область - один из промышленно-развитых регионов Российской Федерации. Многоотраслевой хозяйственный комплекс включает в себя более 800 предприятий, из них 350 крупных и средних.
Курская АЭС включена в крупнейшую энергосистему "Центр", охватывающую 19 областей России. Более 80% вырабатываемой электроэнергии подается за пределы области в другие регионы Российской Федерации и СНГ.
В деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности крупнейшими являются предприятия компании «ГОТЭК», ЗАО «Изоплит», ОАО «Курская картонажная фабрика». Упаковка из гофрокартона с офсетной и флексографической печатью, полимерной пленки, формованной бумажной массы, лаки и краски, древесно-волокнистые плиты, облицованные декоративной пленкой, находят потребителей практически во всех федеральных округах Российской Федерации.
Среди предприятий легкой промышленности акционерные общества «Швея», Железногорская фабрика «Финист», концерн «Курсктрикотажпром» имеют устойчивую репутацию надежных производителей современных, практичных и недорогих товаров народного потребления.
Пищевая и перерабатывающая промышленность Курской области представлена одиннадцатью отраслями, объединяющими более 100 крупных и средних предприятий, на которых трудится свыше 18 тысяч человек. На территории области работают 9 сахарных заводов, 28 предприятий по переработке молока, 8 мясокомбинатов, 6 спиртзаводов, 9 комбинатов хлебопродуктов, 10 хлебозаводов, 2 предприятия по выработке ликероводочных изделий, пивоваренный завод, кондитерская фабрика и другие предприятия.
Производством сельхозпродукции занимаются более 400 предприятий различных форм собственности с многоотраслевым укладом деятельности и более 1300 крестьянско-фермерских хозяйств. В структуре сельскохозяйственного производства 65% занимает продукция растениеводства и 35% животноводства. Основные направления растениеводческой отрасли - производство зерновых и кормовых культур, сахарной свеклы, картофеля. Животноводческая отрасль специализируется на птицеводстве, молочном и мясном скотоводстве.
Информация о работе Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы