Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение и изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования. ..........5
1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования…..5
1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне. ……………….7
Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12
2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20
2.3 Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46
Глава 3.Совершенствование методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40
3.1 Налоговая статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет федерации……………………………………………………………………….49
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ……………………………..55
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………...61
Таблица 4.
Анализ поступления доходов в бюджет города Курска в динамике за ряд лет
тыс.рублей
Показатели |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2012 год* | |
ДОХОДЫ |
Утвержд. |
3732525,0 |
4850969,7 |
5593160,8 |
6096634,7 |
6544610,4 |
6231173,8 |
Испол |
3849053,4 |
4962227,0 |
5702969,0 |
5991821,5 |
6560458,0 |
6616616,0 7 | |
Исполнено к утвержденным |
116528,4 |
111257,3 |
109808,2 |
-104813,2 |
15847,6 |
385442,2 | |
% к утвержденным |
103,1 |
102,3 |
102,0 |
98,3 |
100,2 |
106,2 |
* согласно ожидаемому исполнению
Проектом решения о бюджете на 2013 год объем доходов запланирован в сумме 6042700,2 тыс.рублей, в том числе налоговые доходы 2918659,0 тыс.рублей или 97,4 % к уровню ожидаемых налоговых доходов в 2012 году (2996539,0 тыс.рублей), неналоговые доходы 933947,0 тыс.рублей или 142,4 % к уровню ожидаемых неналоговых доходов в 2012 году (655648,9 тыс.рублей), а также безвозмездные поступления 2190094,2 тыс.рублей или 73,9 % к уровню ожидаемых в 2012 году (2964428,1 тыс.рублей).
На 2014 год доходы запланированы в сумме 5869012,6 тыс.рублей, что на 2,9 % ниже уровня 2013 года, в том числе налоговые доходы составят 3041758,0 тыс.рублей или на 4,2 % выше уровня 2013 года, неналоговые доходы составят 464821,0 тыс.рублей или ниже уровня 2013 года на 49,7 %, безвозмездные поступления составят 2357411,6 тыс.рублей или выше уровня 2013 года на 7,6 %.
На 2015 год доходы запланированы в сумме 3722381,0 тыс.рублей или на 36,6 % ниже уровня 2014 года. Уменьшение произошло за счет увеличения суммы неналоговых доходов на 214359,0 тыс.рублей или на 7,0% к уровню 2014 года, уменьшения неналоговых доходов на 5022,0 тыс.рублей или на 1,1% к уровню 2014 года, уменьшения суммы безвозмездных поступлений на 99,9 %. Безвозмездные поступления впоследствии будут корректироваться.
Таблица 5.
Ожидаемое поступление доходов в 2012 году и прогноз на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов.
Тыс.руб.
Наименование показателя |
Ожидаемое исполнение бюджета города Курска за 2012 год |
Проект решения Курского городского Собрания "О бюджете города Курска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" |
Отклонен ие 2013 года от 2012 года |
% изменен ия к прошло му году |
Отклоне ние 2014 года от 2013 года |
% изменен ия к прошло му году |
Отклонен ие 2015 года от 2014 года |
% изменен ия к прошлому году | ||
2013 год |
2014 год |
2015 год | ||||||||
Доходы бюджета - ИТОГО |
6 616 616,0 |
6 042 700, 2 |
5 869 012,6 |
3 722 381,0 |
-573 915,8 |
91,3 |
-173 687,6 |
97,1 |
-2 146 631,6 |
63,4 |
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
3 652 187,9 |
3 852 606,0 |
3 511 601,0 |
3 720 938,0 |
200 418,1 |
105,5 |
-341 005,0 |
91,1 |
209 337,0 |
106,0 |
Налог на доходы физических лиц |
1 624 519,0 |
1 742 913,0 |
1 934 569,0 |
2 147 300,0 |
118 394,0 |
107,3 |
191 656,0 |
111 |
212 731,0 |
111,0 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
379 800,0 |
384 550,0 |
384 550,0 |
384 550,0 |
4 750,0 |
101,3 |
0,0 |
100 |
0,0 |
100,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
261,0 |
246,0 |
246,0 |
246,0 |
-15,0 |
94,3 |
0,0 |
100 |
0,0 |
100,0 |
Налог на имущество физических лиц |
45 180,0 |
47 303,0 |
49 527,0 |
51 855,0 |
2 123,0 |
104,7 |
2 224,0 |
104,7 |
2 328,0 |
104,7 |
Земельный налог |
909 373,0 |
703 690,0 |
633 209,0 |
633 209,0 |
-205 683,0 |
77,4 |
-70 481,0 |
90 |
0,0 |
100,0 |
Государственная пошлина |
36 060,0 |
39 957,0 |
39 657,0 |
38 957,0 |
3 897,0 |
110,8 |
-300,0 |
99,2 |
-700,0 |
98,2 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
1 346,0 |
-1 346,0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
|||||
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
394 395,7 |
333 631,0 |
309 979,0 |
304 160,0 |
-60 764,7 |
84,6 |
-23 652,0 |
92,9 |
-5 819,0 |
98,1 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
15 002,0 |
15 002,0 |
15 002,0 |
15 002,0 |
0,0 |
100 |
0,0 |
100 |
0,0 |
100,0 |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
-3 260,0 |
7 727,0 |
8 286,0 |
8 831,0 |
10 987,0 |
-237 |
559,0 |
107,2 |
545,0 |
106,6 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
209 469,0 |
540 000,0 |
100 000,0 |
100 000,0 |
330 531,0 |
257,8 |
-440 000,0 |
18,5 |
0,0 |
100,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
39 806,2 |
37 416,0 |
36 405,0 |
36 657,0 |
-2 390,2 |
94 |
-1 011,0 |
97,3 |
252,0 |
100,7 |
Прочие неналоговые доходы |
236,0 |
171,0 |
171,0 |
171,0 |
-65,0 |
72,5 |
0,0 |
100 |
0,0 |
100,0 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
2 964 428,1 |
2 190 094,2 |
2 357 411,6 |
1 443,0 |
-774 333,9 |
73,9 |
167 317,4 |
107,6 |
-2 355968,6 |
0,1 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы российской федерации |
2 996 945,1 |
2 188 863,2 |
2 356 163,6 |
0,0 |
-808 081,9 |
73 |
167 300,4 |
107,6 |
-2 356163,6 |
0,0 |
Прочие безвозмездные поступления |
4 024,0 |
1 231,0 |
1 248,0 |
1 443,0 |
-2 793,0 |
30,6 |
17,0 |
101,4 |
195,0 |
115,6 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
-36 541,0 |
36 541,0 |
0 |
0,0 |
0,0 |
Из приведенной таблицы 5 видно, что по одним видам налогов прогнозные показатели 2013-2015 годов превышают утвержденные показатели 2012 года, в то время как по другим видам доходов наоборот.
Так, по налогу
на доходы физических лиц планируется
увеличение в 2013 году на 7,3% до уровня 1742913,0
тыс.рублей к 2012 году, в 2014 году на 11,0% к
уровню 2013 года, в 2015 году на 11,0% к уровню
2014 года.
Объем поступлений по налогу на вмененный
доход для отдельных видов деятельности
в 2013 году предусматривается в сумме 384550,0
тыс.рублей или на 1,3 % больше уровня 2012
года, в 2014 и 2015 годах данный налог планируется
на уровне 2013 года.
Объем поступлений единого сельскохозяйственного налога в 2013 году прогнозируется в сумме 246,0 тыс.рублей или на 5,7% ниже уровня 2012 года, в 2014 и 2015 годах планируется на уровне 2013 года.
Поступления по налогу на имущество физических лиц в 2013 году планируется в сумме 47303,0 тыс.рублей или на 4,7 % больше уровня 2012 года, в 2014 году с ростом к уровню 2013 года на 4,7 %, в 2015 году с ростом к уровню 2014 года на 4,7 %.
Объем поступлений земельного налога в 2013 году планируется в сумме 703690,0 тыс.рублей, что на 22,6 % ниже уровня бюджета 2012 года, в 2014 и 2015 годах на 10,0% ниже уровня 2013 года.
Объем поступлений государственной пошлины планируется в 2013 году в сумме 39957,0 тыс.рублей или на 10,8 % выше уровня 2012 года, в 2014 году на 0,8 % ниже уровня 2013 года, в 2015 году на 1,8% ниже уровня 2014 года.
Основную массу поступлений по доходам бюджета (без учета безвозмездных поступлений) в последние годы составляют налог на доходы физических лиц (в 2011 году – 36,1 %, в 2012 году – 44,5 %, в 2013 году – 45,2%, в 2014 году – 55,1%, в 2015 году – 57,7%), земельный налог (в 2011 году – 19,1 %, в 2012 году – 24,9 %, в 2013 году – 18,3%, в 2014 году – 18,0%, в 2015 году – 17,0%), единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (в 2011 году – 9,1 %, в 2012 году – 10,4 %, в 2013 году – 10,0%, в 2014 году – 11,0%, в 2015 году – 10,3%), доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (в 2011 году – 11,0%, в 2012 году – 10,8 %, в 2013 году – 8,7%, в 2014 году – 8,8%, в 2015 году – 8,2%), доходы от продажи материальных и нематериальных активов (в 2011 году – 5,3 %, в 2012 году – 5,7 %, в 2013 году – 14,0%, в 2014 году – 2,8%, в 2015 году – 2,7%).
Анализ структуры
налоговых доходов бюджета
На поступления от единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в 2013 году приходится 13,2%, в 2014 году 12,6%, в 2015 году 11,8 % (2011 год – 13,2 %, 2012 год – 12,7%).
Планируемая сумма поступления налога на имущество физических лиц составляет в 2013 году 1,6% от общей суммы налоговых доходов, в 2014 году – 1,6%, в 2015 году – 1,6% (2011 год – 0,4 %, 2012 год – 1,5 %). Планируемая сумма поступления земельного налога составляет в 2013 году 24,1 % от общей суммы налоговых доходов, в 2014 году – 20,8 %, в 2015 году – 19,4 % (2011 год – 28,0 %, 2012 год – 30,4 %). На государственные пошлины в 2013 году планируется только 1,4 %, в 2014 году – 1,3%, в 2015 году – 1,2 % (2011 год – 5,5%, 2012 год – 1,2 %).
В силу незначительного объема средств, единый сельскохозяйственный налог не оказывает существенного влияния на объем налоговых доходов.
При благоприятном инвестиционном климате приток внутренних и внешних инвестиций в реальный и финансовый секторы региона способствовал бы расширению налоговой базы. Представляется, что при формировании политики увеличения налоговой базы следует руководствоваться опытом более развитых регионов России. И следует воспользоваться преимущественно аграрная направленность с акцентом на растениеводство.
В развитой рыночной экономике с устоявшимися ценами в аграрной специализацией региона, обладающего для производства сельхозпродукции хорошими природно-климатическими ресурсами, нет ничего плохого. Следовательно, Курская область, располагая схожими природно-климатическими условиями, также способна увеличить налоговую базу регионального бюджета за счет данного фактора.
Суммируя вышесказанное
можно утверждать: столкнувшись с
проблемой необходимости
2.3. Методологические
проблемы прогнозирования
Показана значимость методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и создания рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и с боров в бюджетную систему, необходимость их совершенствования как особо важного инструмента государственного регулирования.
Налоговая система Российской Федерации является одним из наиболее действенных инструментов регулирования экономических отношений. Регулирующее воздействие налогов должно быть направлено, в основном, на расширение налоговой базы, как федерального бюджета, так и бюджетов территорий.
Одним из основных факторов увеличения налоговых поступлений является работа ФНС России по совершенствованию методологических подходов к определению налогового потенциала субъектов Российской Федерации и созданию рационального механизма планирования и прогнозирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации. Прогнозы одних и тех же показателей, полученные при использовании разной исходной информации и различных моделей и методов её обработки, могут весьма сильно различаться между собой, и далеко не всегда ясно, какому прогнозу следует доверять больше. Одна группа проблем связана с информацией, которая используется для решения задачи прогнозирования. Так, пользователям разной статистической отчётности предоставляются данные по показателям, которые хотя и имеют одинаковые наименования, например, такие, как прибыль, оплата труда, объем выпуска продукции и т. д., но различаются по содержанию. Такие проблемы возникают при использовании традиционной сводной статистики, систем бухгалтерского учёта, национальных счетов и статистики государственных финансов. Поэтому одной из актуальных задач является гармонизация различных систем учёта и отчётности. В частности, большие надежды связываются с внедрением международных стандартов бухгалтерского учёта и финансовой отчётности.
По мнению профессора Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Погорелко И. А., прогнозирование всегда связано с неопределённостью. Поэтому уже при постановке задачи необходимо принимать во внимание, что прогноз зависит от исходной информации, принятых допущений, заданных условий и ограничений и т. п. и не может быть абсолютно точным, достоверным и однозначным. И если модели физических систем оперируют со сравнительно небольшим перечнем исходной информации и неопределённость в прогнозе возникает в основном из-за действия помех при измерениях, то для моделей экономических систем характерна их зависимость от большого числа различных факторов, нестационарность и т. п. Здесь обычно не удаётся выделить небольшое число постоянно действующих существенных факторов, так как из-за большой изменчивости экономических условий факторы, которые в какой-либо период времени были несущественны, в другие периоды могут оказаться наиболее важными, и наоборот. При этом, так как прогноз на каждый следующий шаг зависит от данных и управленческих решений, полученных (принятых) на предыдущих шагах, то с ростом глубины прогнозирования неопределенность прогноза увеличивается, накладываясь на все неточности предыдущих шагов.
Основная задача
налогового прогнозирования – определение
на заданный временной период экономически обоснованного
размера поступлений налогов в соответствующий
или консолидированный бюджет, а так же
объема налогов, подлежащих уплате конкретным
предприятием-
Информация о работе Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы