Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 17:29, курсовая работа
Целью работы является анализ состава и структуры налоговых доходов бюджета, определение и изучение применения планирования и прогнозирования, выявление методологических проблем. В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:
изучение теоретических и методологических основ налогового планирования и прогнозирования;
выявление структурных особенностей формирования налоговых доходов в экономике страны, выявление тенденции усиления фискальной функции налогов;
анализ структуры и динамики налоговых доходов
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1.Теоретические основы налогового планирования и прогнозирования. ..........5
1.1 Содержание и понятие налогового планирования и прогнозирования…..5
1.2 Методика формирования доходов на федеральном уровне. ……………….7
Глава 2.Сущность и значение налогового планирования на уроне хозяйствующих субъектов. ………………………………………………………………………………..12
2.1 Методы оценки налогового потенциала регионов………………………..12
2.2 Налоговое планирование и прогнозирование на примере определенного региона. ………………………………………………………………………………….20
2.3 Методологические проблемы прогнозирования налоговых доходов регионов………………………………………………………………………………….46
Глава 3.Совершенствование методов налогового планирования и прогнозирования на федеральном уровне. ………………………………………………………………..40
3.1 Налоговая статистика на федеральном уровне, налоговые поступления в бюджет федерации……………………………………………………………………….49
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ……………………………..55
Заключение……………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы…………………………………………………...61
В процессе налогового
прогнозирования
Одновременно в этом процессе прогнозирования разрабатываются предложения по уточнению и дополнению действующего законодательства, а также нормативных актов Президента и Правительства в части взаимоотношений хозяйствующих субъектов между собой, с государством и населением. В частности, эти предложения направлены на сокращение взаимозадолженности предприятий друг другу и банкам, создание необходимых гарантий населению и предприятиям по размещению их свободных средств в банковских и других кредитных учреждениях, а также на решение других задач, способствующих устранению негативных явлений в экономике и увеличению доходов бюджетов всех уровней.
Глава 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ
3.1 Налоговая
статистика на федеральном
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октебре 2012гг. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, на сумму 111,7 млн.рублей, что на 20,9% больше, чем за соответствующий период предыдущего года. Поступление администрируемых доходов представлено в таблице 6.
Таблица 6. Поступление администрируемых ФНС России доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации в январе-октябре 2011-2012 гг. | |||
тыс. рублей | |||
январь-октябрь 2011 года |
январь-октябрь 2012 года |
Темпы роста,% | |
Всего поступило в консолидированный бюджет РФ |
92 365 604 |
111 673 707 |
120,9 |
в том числе: |
|||
в федеральный бюджет |
24 339 621 |
28 328 106 |
116,4 |
в консолидированный бюджет субъекта РФ |
68 025 983 |
83 345 601 |
122,5 |
в том числе: |
|||
Налог на прибыль организаций |
17 598 015 |
22 650 973 |
128,7 |
в федеральный бюджет |
1 517 987 |
1 735 056 |
114,3 |
в консолидированный бюджет субъекта РФ |
16 080 028 |
20 915 917 |
130,1 |
Налог на доходы физических лиц в КБ субъекта РФ |
27 012 634 |
32 035 512 |
118,6 |
Налог на добавленную стоимость |
15 460 918 |
16 650 551 |
107,7 |
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ |
14 920 301 |
15 853 892 |
106,3 |
на товары, ввозимые на территорию РФ |
540 617 |
796 659 |
147,4 |
Акцизы |
11 986 183 |
14 742 285 |
123,0 |
в федеральный бюджет |
6 988 835 |
9 428 860 |
134,9 |
в
консолидированный бюджет |
4 997 348 |
5 313 425 |
106,3 |
из них: |
|||
акцизы на алкогольную продукцию |
490 529 |
196 720 |
40,1 |
в федеральный бюджет |
76 |
467 |
614,5 |
в
консолидированный бюджет |
490 453 |
196 253 |
40,0 |
на табачную продукцию в федеральный бюджет |
6 906 041 |
9 386 960 |
135,9 |
акцизы на пиво в КБ субъекта РФ |
4 513 257 |
5 099 947 |
113,0 |
акцизы на автомобили
легковые и мотоциклы |
84 289 |
35 155 |
41,7 |
Имущественные налоги в КБ субъекта РФ |
13 755 983 |
17 287 744 |
125,7 |
из них: |
|||
Налог на имущество физических лиц |
147 846 |
444 550 |
300,7 |
Налог на имущество организаций |
7 381 432 |
9 583 443 |
129,8 |
Транспортный налог |
1 833 157 |
1 710 518 |
93,3 |
из него: |
|||
Транспортный налог с организаций |
385 672 |
441 935 |
114,6 |
Транспортный налог с физических лиц |
1 447 485 |
1 268 583 |
87,6 |
Земельный налог |
4 390 213 |
5 541 322 |
126,2 |
Налоги и сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
300 888 |
388 792 |
129,2 |
в федеральный бюджет |
150 216 |
208 154 |
138,6 |
в консолидированный бюджет |
150 672 |
180 638 |
119,9 |
в том числе: |
|||
налог на добычу полезных ископаемых |
280 704 |
370 959 |
132,2 |
в федеральный бюджет |
131 366 |
191 832 |
146,0 |
в консолидированный бюджет |
149 338 |
179 127 |
119,9 |
Налоги,
относящиеся к специальным |
5 804 338 |
7 372 612 |
127,0 |
Налог, взимаемый
в связи с применением |
3 707 130 |
4 937 154 |
133,2 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
1 896 568 |
2 237 547 |
118,0 |
Единый сельскохозяйственный налог |
200 640 |
197 911 |
98,6 |
Основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в январе-октябре 2012г. Обеспечили поступления налога на доходы физических лиц – 28,7%, налога на прибыль организаций – 20,3%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации – 14,9%, акцизы – 13,2%.
Как видно из таблицы произошли значительные увеличение налоговой нагрузки в 2012 году.
Рис.1. Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет РФ по видам в январе – июле 2012 года.
В январе-июле 2012г.
в консолидированный бюджет Российской
Федерации поступило
Поступление налога
на прибыль организаций в
В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации (консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации) поступило 1230,9 млрд.рублей налога на доходы физических лиц, что на 14,9% больше, чем за соответствующий период 2011 года. В июле 2012г. поступление налога на доходы физических лиц составило 225,0 млрд.рублей, что на 17,4% больше, чем в предыдущем месяце.
В январе-июле 2012г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 451,9 млрд.рублей, что на 33,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Основную часть поступлений (97,1%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, дизельное топливо, пиво, алкогольную продукцию (за исключением пива и вин). В июле 2012г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 90,3 млрд.рублей, что на 27,2% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
В январе-июле 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 1425,2 млрд.рублей, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 26,2%. Доля поступлений налога на добычу нефти составила 86,6% и уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 3,2 процентного пункта. В июле 2012г. поступление налога на добычу полезных ископаемых составило 178,0 млрд.рублей, что на 11,8% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, задолженность по налогам и сборам, учитываемая с момента ее возникновения (без учета задолженности по единому социальному налогу, уплате пеней и налоговых санкций), в консолидированный бюджет Российской Федерации на 1 августа 2012г. составила 723,6 млрд.рублей. По сравнению с 1 января 2012г. она увеличилась на 7,2%, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых - на 42,8%, акцизам в целом - на 34,8%, налогу на прибыль организаций - на 13,6%, налогу на добавленную стоимость - на 5,6%.
Как видно из статистических данных с 2011 г. приоритеты налоговой политики претерпели кардинальное изменение с учетом того, что с 2010 г. консолидированный бюджет РФ исполняется с существенным дефицитом. Отказ от либеральной налоговой политики в перспективе привел и в дальнейшем приведет к существенному увеличению налоговой нагрузки.
Дана попытка сделать обоснование необходимости повышения налоговой нагрузки: «уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации без учета ее конъюнктурной составляющей значительно ниже, чем в странах ОЭСР, и соответствует теоретическому значению налоговой нагрузки, определенному по результатам международных сопоставлений и факторного анализа». В качестве основных причин необходимости увеличения налоговой нагрузки помимо фактора бюджетного дефицита выделены следующие причины.
Во-первых, предлагается учесть, что объем расходных обязательств бюджетной системы Российской Федерации в социальной сфере (в частности, в сфере образования и здравоохранения), обусловленный более высоким уровнем государственных гарантий, а также в сфере обороны и безопасности находится на более высоком уровне по сравнению с другими странами, имеющими сопоставимый уровень ВВП на душу населения. Во-вторых, указывается на необходимость принять во внимание перспективу старения населения, приводящего к несбалансированности российской пенсионной системы в долгосрочной перспективе.
Указанные причины,
свидетельствующие в пользу более
высокого по сравнению со сложившимся
в настоящее время уровнем
налоговой нагрузки в Российской
Федерации, названы «объективными».
Высокий уровень государственны
Анализ статистики позволяет сделать вывод о том, что налоговая нагрузка увеличилась за последние годы и в дальнейшем будет расти, если не будут приняты меры. Росту налоговой нагрузки будут способствовать следующие изменения в налоговом законодательстве.
1) Повышение ставок акцизов. Проект Федерального закона N 142657-6 "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса РФ" предусмотрена индексация ставок акцизов на период 2013 - 2015 годы, предполагается проиндексировать ставки акцизов и на 2013 год и повысить следующем образом:
-акциз на бензин 4 класса составит 8960 рублей за тонну вместо 8560 рублей, предусмотренных в настоящее время для данного периода;
- акциз на бензин 5 класса - 5750 (вместо 5143) рублей за тонну;
- акциз на дизельное топливо 4 класса - 5100 (вместо 4934) рублей за тонну;
- акциз на дизельное топливо 5 класса - 4500 (вместо 4334) рублей за тонну.
-Акциз на прямогонный бензин с 1 января 2013 года составит 10229 рублей (вместо 9617), в 2014 году - 11252 рубля (вместо 10579).
Увеличение налогов приведет к росту цен на подакцизные товары.
3) Реформирование специальных налоговых режимов. Как уже было отмечено ранее, введение специальных налоговых режимов стало одним из наиболее эффективных направлений стимулирования развития малого бизнеса. Однако в сферу применения специальных режимов законодательством придётся немного сузить. В частности, еще Федеральным законом от 19.07.2009 N 204-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» было предусмотрено, что сфера применения упрощенной системы будет сужена с 2012 г. за счет снижения предельного размера выручки с 60 до 15 млн. руб.
Сфера применения
системы налогообложения в виде
единого налога на вмененный доход
для отдельных видов
4) Введение налога
на недвижимость. Необходимость
реформирования
Представленная характеристика приоритетов налоговой политики на 2013 - 2015 г. показывает, что увеличение поступлений налогов в бюджет планируется достичь преимущественно за счет рядовых граждан и малого бизнеса. Очевидно, что прямым следствием подобных мер будет рост инфляции, снижение реальных доходов населения, а также «уход в тень» малого и среднего бизнеса.
3.2 Оптимизация налогового планирования в РФ
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера. [14, с. 120]
Основные направления применения налогового бремени состоят в следующем:
1) данный показатель
необходим государству для
2) исчисление
налогового бремени на
3) показатель
налогового бремени необходим
для анализа влияния налоговой
системы страны на
4) показатель
налогового бремени
Мировой опыт показывает,
что при увеличении налоговой
нагрузки на налогоплательщика, эффективность
налоговой системы сначала
Предыдущем параграфе были перечислены причины повышения налоговой нагрузки, но в то же время ряд краеугольных для налоговой системы вопросов так и остается без внимания. В частности, на прежнем уровне в среднесрочной перспективе планируется сохранить базовую ставку налога на доходы физических лиц на уровне 13%. Принятие единой ставки налога на доходы физических лиц в свое время мотивировалось необходимостью легализации доходов граждан и увеличением объема налоговых поступлений в бюджет страны. Однако, по данным ФНС, за прошедшие 10 лет доля сборов налога в ВВП страны так и не поднялась выше 4%. Это гораздо ниже международных показателей: в США на протяжении многих лет доля подоходного налога в ВВП составляет около 10%, в том числе поступления от налога в федеральный бюджет составляют 8% от ВВП. В развитых странах Западной Европы поступления от подоходного налога составляют от 8 до 10 процентов ВВП. Такие сопоставления свидетельствуют о том, что успехи России в сфере легализации доходов оказались весьма ограниченными.
Информация о работе Содержание налогового планирования и прогнозирования: методологические проблемы