Финансовое парво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:12, шпаргалка

Описание работы

инансовая система – совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответственных денежных фондов.

Финансовую систему Российской Федерации образуют следующие институты:
Государственные финансы;
Финансы хозяйствующих субъектов;
Кредитование
Страхование

Государственные финансы включают в себя бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов объединяют такие децентрализованные денежные фонды, как: финансы предприятий, финансы учреждений и некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 123.36 Кб (Скачать файл)

 

Вопрос 33. Понятия субъект, объект и предмет налогообложения в российском налоговом праве и в науке финансового права

 

Субъект, объект и предмет  налогообложения наряду с такими понятиями, как: налоговая база, налоговый  период, единица налогообложения, налоговая  ставка, срок уплаты налога, порядок  исчисления налога, способы и порядок  уплаты налога – являются существенными  элементами налога.

Субъект налогообложения – юридическое или физическое лицо, на котором лежит определенная законом обязанность уплатить налог за свой собственный счет. В отношении косвенных налогов следует различать понятия носитель налога и субъект налога. Так, в случае с акцизами производитель подакцизных товаров является юридическим плательщиком налога, т.е. субъектом налога. А конечный потребитель, покупая товар, с заложенным в его стоимость акцизом, несет на себе налоговое бремя, т.е. является носителем налога.

Согласно Налоговому Кодексу  Российской Федерации объект налогообложения – реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога.

Таким образом, объект налогообложения, трактуется как юридический факт, который обуславливает обязанность  субъекта налога уплатить налог.

Предмет налогообложения представляет собой фактически существующий индивидуализированный материальный объект. Например, земельный участок, здание, денежные средства, любое имущество или доход.

 

Вопрос 34. Определение  понятия «налог» в современном  налоговом праве России и в  науке финансового права

 

В Налоговом Кодексе Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Итак, налог представляет собой безусловно обязательный платеж, т.е. его уплата не предполагает какого-либо двустороннего волеизъявления, принятия сторонами на себя обязательств и т.п. Кроме того, налог – индивидуально-безвозмездный платеж. Налоги могут быть и бывают целевыми, но они никогда не возмездны индивидуально, не имеют конкретных положительных последствий для плательщика.

Однако в современном  правоведении нет единой трактовки  таких понятий и терминов, как: «налог», «сбор», «пошлина».

Так, Закон Российской Федерации  «Об основах налоговой системы  в Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года, отмененный с введением  в действие Налогового кодекса Российской Федерации, вообще отождествлял три  данных понятия и говорил, что  «под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос  в бюджет соответствующего уровня или  во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и  на условиях, определяемых законодательными актами».

 

Вопрос 35. Группы государственных доходов, в соответствии с бюджетным правом и налоговым правом Российской Федерации

 

Под доходами бюджета в  Бюджетном кодексе понимаются поступления  в бюджет денежных средств за исключением  средств, являющихся источниками финансирования бюджета.

Едиными для бюджетов бюджетной  системы Российской Федерации являются группы доходов:

  1. налоговые доходы;
  2. неналоговые доходы;
  3. безвозмездные поступления;

К налоговым доходам согласно Бюджетному Кодексу относятся доходы от предусмотренных законодательством  Российской Федерации налогов и  сборов (федеральных, региональных и  местных); от налогов, предусмотренных  специальными налоговыми режимами, а  также от пеней, штрафов по налогам  и сборов.

К неналоговым доходам  относят:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  2. дохожу, полученные от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых государственными или муниципальными учреждениями;
  4. средства, полученные в результате применения мер ответственности, в т.ч. штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные при возмещении вреда, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию и др.

К безвозмездным поступлениям относят дотации, субсидии и субвенции.

Помимо перечисленных  групп доходов Бюджетный кодекс выделяет особенный вид доходов  – собственные доходы. К этому  понятию относятся налоговые  и неналоговые доходы, а также  безвозмездные перечисления за исключением  субвенций.

На основании разделения бюджетной системы на три уровня доходы бюджетов также можно разделить  на три уровня: доходы федерального бюджета, доходы бюджетов субъектов  федерации, доходы местных бюджетов.

 

Вопрос 36. Структура, содержание и значение первой части  Налогового кодекса Российской Федерации

 

Первая часть Налогового кодекса Российской Федерации состоит  из 142 статей, сгруппированных в 20 глав и 7 разделов.

В первом разделе раскрываются общие положения, например: отношения, регулируемые законодательством о  налогах и сборах, понятие налога и сбора и другие понятия и  термины, используемые в данной норме  права. Также в разделе представлены классификация налогов и сборов (федеральные, региональные и местные), общие условия установления налогов  и сборов.

Второй раздел первой части  Налогового кодекса Российской Федерации  раскрывает правовой статус налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов.

В третьем разделе раскрывается правовой статус налоговых, таможенных, следственных органов, органов внутренних дел и финансовых органов.

Четвертый раздел кодекса  посвящен общим правилам исполнения обязанности по уплате налогов и  сборов. Статьи данного раздела раскрывают значение такого элемента налога, как  объект налогообложения, содержат положения  о зачете и возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм.

Пятый раздел посвящен вопросам налогового контроля и понятию налоговой декларации.

В шестом разделе осуществляется правовое регулирование налоговых  правонарушений и ответственности  за их совершение.

В седьмом разделе содержатся положения по обжалованию актов  налоговых органов и действий или бездействия должностных  лиц.

 

Вопрос 37. Нарушения  налогового законодательства и ответственность  за данные противоправные деяния, в  соответствии с современным российским законодательством

 

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  Налоговым кодексом установлена  ответственность.

К нарушениям налогового законодательства, например, относятся:

  1. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на налоговый учет (штраф 10% от дохода);
  2. Нарушение сроков (7 календарных дне) предоставления сведения об открытии и закрытии счета в банке (штраф 5000 рублей);
  3. Непредоставление налоговой декларации в налоговые органы (штраф 5% с неуплаченной суммы налога за каждый день просрочки, но не более 30% и не менее 1000 рублей);
  4. Грубое нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения,  в т.ч. повлекших занижение налоговой базы (штраф 40000 рублей);
  5. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налогов (штраф 20% от суммы).

 

Вопрос 38. Преобразования системы контроля за сбором налогов в РФ в период 1991-2007 гг. (Органы, осуществляющие налоговый контроль. Права, обязанности налоговых органов и их должностных лиц)

 

История современных налоговых  органов берет свое начало с Постановления  Совета Министров СССР от 24 января 1990 года “О государственной налоговой  службе”, согласно которому создаются  Главная государственная налоговая  инспекция, государственные налоговые  инспекции по республикам, краям, областям, городам и районам в рамках и под эгидой Министерства финансов СССР. Цель таких преобразований - совершенствование системы контроля за соблюдением законодательства о налогах, полнотой и своевременностью внесения платежей в бюджет, повышение ответственности предприятий, организаций и населения за выполнение налоговых обязательств.

В 1991 году указом Президента «О государственной налоговой службе»  налоговые органы приобрели статус самостоятельного ведомства. Позже был принят закон «Об основах налоговой системы», который определил общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины, а также права и обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

Согласно данному закону налоговые органы и их должностные  лица имели право:

  1. Предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;
  2. Проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов;
  3. Обследовать любые используемые для извлечения доходов помещения налогоплательщиков;
  4. Приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках и др.

В 1998 году указом Президента «О Министерстве Российской Федерации  по налогам и сборам» Государственная налоговая служба была преобразована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. На Министра по налогам и сборам указом была возложена обязанность по выработке и осуществлению налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. №2314 «О системе и структуре  федеральных органов исполнительной власти» Министерство Российской Федерации  по налогам и сборам преобразовано в Федеральную налоговую службу, подведомственную Министерству финансов. К Министерству перешли функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности по ведению разъяснительной работы по законодательству Российской Федерации. А Федеральная налоговая служба получила обязанности по контролю и надзору за соблюдением налогового законодательства. 

Вопрос 39. Понятие  «государственная пошлина»

 

Государственная пошлина  с точки зрения современного налогового законодательства является налоговым  платежом.

Согласно положениям части 2 Налогового кодекса Российской Федерации  под государственной пошлиной понимается сбор, взимаемый с лиц при их обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательством, за совершением  в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных  настоящей главой, за исключением  действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Плательщиками государственной  пошлины являются юридические и  физические лица, если они обращаются за совершением юридически значимых действий или выступают ответчиками  в судах и решение принято  не в их пользу.

 

Вопрос 40. Способы  классификации налогов и сборов  в российском налоговом праве

 

Многообразие существующих налогов вызывает необходимость  их квалификации. Согласно Налоговому кодексу налоги можно классифицировать:

По способу взимания налогов  различают прямые и косвенные  налоги. Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика (например, НДФЛ, налог на прибыль). Косвенные налоги взимаются через цену товара – своеобразные надбавки, включаемые в цену товаров и услуг (акцизы, НДС).

По субъекту-налогоплательщику  можно выделить следующие группы налогов: налоги с физических лиц (НДФЛ, налог на имущество), налоги с предприятий  и организаций (налог на прибыль, НДС).

По органу, который имеет  право изменять и конкретизировать налоги, налоги классифицируются на федеральные (НДС, налог на прибыль), региональные (налог на имущество организаций, транспортный налог) и местные (земельный налог, налог на имущество физических лиц).

По уровню бюджета, в который  зачисляется платеж, налоги можно  разделить на закрепленные и регулирующие. Закрепленный зачисляются в бюджет конкретного уровня (земельный налог), регулирующие налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней (налог на прибыль организаций).

 

Вопрос 41. Правовой механизм налога и его элементы

 

В Налоговом Кодексе Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Информация о работе Финансовое парво