Согласно статье 17 Налогового
кодекса налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены
налогоплательщики и элементы налогообложения,
а именно:
- Объект налогообложения (реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога);
- Налоговая база (количественное выражение предмета налогообложения - фактически существующего индивидуализированного материального объекта, например, земельный участок, здание, денежные средства, любое имущество или доход);
- Налоговый период (установленный законом срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы и определяется размер налога);
- Налоговая ставка (определение в законе размера налога на единицу налогообложения)
- Порядок исчисления налога (налогоплательщик обязан самостоятельно в указанные законом сроки исчислить суммы налогов и перечислить их в бюджет)
- Порядок и сроки уплаты налога (уплата налога по декларации, уплата налога у источника дохода)
В необходимых случаях
могут предусматриваться налоговые
льготы.
Вопрос 42. Правовой
статус налогоплательщиков и плательщиков
сборов
Налоговым кодексом Российской
Федерации налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с данным
Кодексом возложена обязанность уплачивать
соответственно налоги и (или) сборы.
В порядке, предусмотренном
Налоговым кодексом Российской Федерации,
филиалы и иные обособленные подразделения
российских организаций исполняют обязанности
этих организаций по уплате налогов и
сборов по месту нахождения этих филиалов
и иных обособленных подразделений.
Налогоплательщики и плательщики
сборов имеют право:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований и в соответствии с действующим законодательством;
- получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит;
- на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пени, штрафов;
- требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах и др.
Налогоплательщикам и
плательщикам сборов гарантируется
административная и судебная защита
их прав и законных интересов.
Налогоплательщики обязаны:
- уплачивать установленные законом налоги;
- встать на учет в налоговых органах (при необходимости);
- вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (при необходимости);
- представлять в установленный срок налоговые декларации в налоговый орган (при необходимости) и иные документы, в случаях, предусмотренных законодательством;
- выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
За неисполнение или ненадлежащее
исполнение выполнение возложенных
на него обязанностей налогоплательщик
(плательщик сборов) несет ответственность
в соответствии с действующим
законодательством.
Вопрос 43. Правовой
статус налоговых агентов
Налоговыми агентами признаются
лица, на которых в соответствии
с Налоговым Кодексом Российской
Федерации возложены обязанности
по исчислению, удержанию у налогоплательщика
перечислению налогов в бюджетную
систему Российской Федерации.
Налоговые агенты обязаны:
- Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;
- Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
- Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
- Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
- В течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.
Вопрос 44. Правовой
статус и структура налоговых органов
Налоговые органы составляют
единую централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
уплаты (перечисления) в бюджетную
систему Российской Федерации налогов
и сборов, а в случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
за правильностью исчисления, полнотой
и своевременностью уплаты (перечисления)
в бюджетную систему Российской
Федерации иных обязательных платежей.
В указанную систему входят федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
по контролю и надзору в области налогов
и сборов, и его территориальные органы.
Налоговые органы вправе:
- Проводить налоговые проверки;
- Требовать от налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;
- Вызывать налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента в налоговые органы;
- Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента;
- Определять суммы налогов, сборов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации расчетным путем;
- Взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы и др.
Налоговые органы обязаны:
- Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
- Вести учет организаций и физических лиц;
- Соблюдать налоговую тайну;
- Направлять налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту копию акта налоговой проверки;
- Предоставлять налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту справки о состоянии расчетов по налогам и сборам;
- Осуществлять совместную сверку расчетов с налогоплательщиками.
Вопрос 45. Органы
внутренних дел в системе органов
налогового контроля
Полномочия органов внутренних
дел, следственных органов:
- По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках;
- При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.
Органы внутренних дел, следственные
органы несут ответственность за
убытки, причиненные налогоплательщикам,
плательщикам сборов и налоговым
агентам вследствие своих неправомерных
действий (решений) или бездействия,
а равно неправомерных действий
(решений) или бездействия должностных
лиц и других работников этих органов
при исполнении ими служебных обязанностей.
Вопрос 46. Правовые
основы налогового контроля в российском
налоговом праве
Согласно главе 14 Налогового
кодекса Российской Федерации налоговым
контролем признается деятельность
уполномоченных органов по контролю
за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах
и сборах в порядке, установленного
Налоговым кодексом.
Налоговый контроль проводится
должностными лицами налоговых органов
в пределах своей компетенции
посредством налоговых проверок,
получения объяснений налогоплательщиков,
плательщиков сборов и налоговых
агентов, проверки данных учета и
отчетности, осмотра помещений и
территорий, а также иными методами.
В целях проведения налогового
контроля организации и физические
лица подлежат обязательной (бесплатной)
постановке на учет в налоговых органах
и получению идентификационного
номера налогоплательщика.
Налоговые органы проводят
два вида налоговых проверок: камеральные
и выездные. Их цель – контроль за
соблюдением законодательства о налогах
и сборах. Камеральная налоговая проверка
проводится по месту нахождения налогового
органа, а выездная – по месту нахождения
проверяемого лица. При камеральной проверке
осуществляется контроль за уплатой налога
по предоставленной декларации. При выездной
проверке проверяется соблюдение законодательства
за три последних года.
К методам проведения проверок
относятся: участие свидетеля, осмотр,
истребование документов, проведение
экспертизы, привлечение специалиста,
переводчика, понятых и др.
Вопрос 47. Налог
как правовая категория: понятия, признаки
и сущность
В Налоговом Кодексе Российской
Федерации под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц в форме отчуждения
принадлежащих им на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Данное определение позволяет
выявить следующие признаки налога:
- Обязательность платежа;
- Индивидуальная безвозмездность;
- Денежная форма налога;
- Отчуждение имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
- Публичная цель – финансовое обеспечение деятельности государства.
Сущность налога проявляется
в его функциях:
- Фискальная функция (с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые государству для осуществления своих функций);
- Стабилизирующая функция (налоги являются важнейшим инструментом перераспределения);
- Социальная функция (налоги являются важнейшим источников доходов бюджета, за счет которого обеспечивается выполнение социальных функций государства);
- Контрольная функция (контроль со стороны государства за правильностью исчисления и уплатой налогов в бюджет).
Вопрос 48. Структура
налоговой системы РФ
Налоговая система Российской
Федерации включает в себя собственно
налоги и сборы, а также весь комплекс
отношений, непосредственно связанных
с налогообложением.
Основа налоговой системы
– Налоговый кодекс Российской Федерации.
В налоговую систему входят также
принятые в соответствии с данным
кодексом федеральные законы о налогах
и сборах.
Налоговый кодекс содержит
описание системы налогов и сборов,
в нем, в частности, зафиксированы
основы налогообложения в России:
- Виды налогов и сборов;
- Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
- Принцип установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов;
- Права и обязанности участников соответствующих правоотношений;
- Формы и методы налогового контроля;
- Ответственность за нарушение налогового законодательства;
- Порядок обжалования актов и действий налоговых органов
Налоговая система основана
на принципах: