Финансовое парво

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 14:12, шпаргалка

Описание работы

инансовая система – совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответственных денежных фондов.

Финансовую систему Российской Федерации образуют следующие институты:
Государственные финансы;
Финансы хозяйствующих субъектов;
Кредитование
Страхование

Государственные финансы включают в себя бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, государственные внебюджетные фонды.

Финансы хозяйствующих субъектов объединяют такие децентрализованные денежные фонды, как: финансы предприятий, финансы учреждений и некоммерческих организаций, финансы общественных организаций.

Файлы: 1 файл

Финансовое право.docx

— 123.36 Кб (Скачать файл)

Согласно статье 17 Налогового кодекса налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  1. Объект налогообложения (реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обязательство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога);
  2. Налоговая база (количественное выражение предмета налогообложения - фактически существующего индивидуализированного материального объекта, например, земельный участок, здание, денежные средства, любое имущество или доход);
  3. Налоговый период (установленный законом срок, в течение которого завершается формирование налоговой базы и определяется размер налога);
  4. Налоговая ставка (определение в законе размера налога на единицу налогообложения)
  5. Порядок исчисления налога (налогоплательщик обязан самостоятельно в указанные законом сроки исчислить суммы налогов и перечислить их в бюджет)
  6. Порядок и сроки уплаты налога (уплата налога по декларации, уплата налога у источника дохода)

В необходимых случаях  могут предусматриваться налоговые  льготы. 

Вопрос 42. Правовой статус налогоплательщиков и плательщиков сборов

 

Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

  В порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.

Налогоплательщики и плательщики  сборов имеют право:

  1. получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  2. получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  3. использовать налоговые льготы при наличии оснований и в соответствии с действующим законодательством;
  4. получать отсрочку, рассрочку или налоговый кредит;
  5. на своевременный возврат или зачет сумм излишне уплаченных или взысканных налогов, пени, штрафов;
  6. требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах и др.

Налогоплательщикам и  плательщикам сборов гарантируется  административная и судебная защита их прав и законных интересов.

Налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать установленные законом налоги;
  2. встать на учет в налоговых органах (при необходимости);
  3. вести учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения (при необходимости);
  4. представлять в установленный срок налоговые декларации в налоговый орган (при необходимости) и иные документы, в случаях, предусмотренных законодательством;
  5. выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

За неисполнение или ненадлежащее исполнение выполнение возложенных  на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность  в соответствии с действующим  законодательством.

 

Вопрос 43. Правовой статус налоговых агентов

 

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом Российской Федерации возложены обязанности  по исчислению, удержанию у налогоплательщика  перечислению налогов в бюджетную  систему Российской Федерации.

Налоговые агенты обязаны:

  1. Правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации;
  2. Письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. Вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. Представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. В течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

 

Вопрос 44. Правовой статус и структура налоговых органов

 

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную  систему Российской Федерации налогов  и сборов, а в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Налоговые органы вправе:

  1. Проводить налоговые проверки;
  2. Требовать от налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента документы служащие основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов;
  3. Вызывать налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента в налоговые органы;
  4. Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сборов и налогового агента;
  5. Определять суммы налогов, сборов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации расчетным путем;
  6. Взыскивать недоимки, пени, проценты и штрафы и др.

Налоговые органы обязаны:

  1. Соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  2. Вести учет организаций и физических лиц;
  3. Соблюдать налоговую тайну;
  4. Направлять налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту копию акта налоговой проверки;
  5. Предоставлять налогоплательщику, плательщику сборов и налоговому агенту справки о состоянии расчетов по налогам и сборам;
  6. Осуществлять совместную сверку расчетов с налогоплательщиками.

 

Вопрос 45. Органы внутренних дел в системе органов  налогового контроля

 

Полномочия органов внутренних дел, следственных органов:

  1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках;
  2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом Российской Федерации к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Органы внутренних дел, следственные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым  агентам вследствие своих неправомерных  действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных  лиц и других работников этих органов  при исполнении ими служебных обязанностей.

 

Вопрос 46. Правовые основы налогового контроля в российском налоговом праве

 

Согласно главе 14 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым  контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками  сборов законодательства о налогах  и сборах в порядке, установленного Налоговым кодексом.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов  в пределах своей компетенции  посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов, проверки данных учета и  отчетности, осмотра помещений и  территорий, а также иными методами.

В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат обязательной (бесплатной) постановке на учет в налоговых органах  и получению идентификационного номера налогоплательщика.

Налоговые органы проводят два вида налоговых проверок: камеральные  и выездные. Их цель – контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а выездная – по месту нахождения проверяемого лица. При камеральной проверке осуществляется контроль за уплатой налога по предоставленной декларации. При выездной проверке проверяется соблюдение законодательства за три последних года.

К методам проведения проверок относятся: участие свидетеля, осмотр, истребование документов, проведение экспертизы, привлечение специалиста, переводчика, понятых и др.

 

Вопрос 47. Налог  как правовая категория: понятия, признаки и сущность

 

В Налоговом Кодексе Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Данное определение позволяет  выявить следующие признаки налога:

  1. Обязательность платежа;
  2. Индивидуальная безвозмездность;
  3. Денежная форма налога;
  4. Отчуждение имущества (денежных средств) в пользу публичного субъекта;
  5. Публичная цель – финансовое обеспечение деятельности государства.

Сущность налога проявляется  в его функциях:

  1. Фискальная функция (с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые государству для осуществления своих функций);
  2. Стабилизирующая функция (налоги являются важнейшим инструментом перераспределения);
  3. Социальная функция (налоги являются важнейшим источников доходов бюджета, за счет которого обеспечивается выполнение социальных функций государства);
  4. Контрольная функция (контроль со стороны государства за правильностью исчисления и уплатой налогов в бюджет).

 

Вопрос 48. Структура  налоговой системы РФ

 

Налоговая система Российской Федерации включает в себя собственно налоги и сборы, а также весь комплекс отношений, непосредственно связанных  с налогообложением.

Основа налоговой системы  – Налоговый кодекс Российской Федерации. В налоговую систему входят также  принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах  и сборах.

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов, в нем, в частности, зафиксированы  основы налогообложения в России:

  1. Виды налогов и сборов;
  2. Основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  3. Принцип установления, введения в действие и прекращение действия ранее введенных налогов;
  4. Права и обязанности участников соответствующих правоотношений;
  5. Формы и методы налогового контроля;
  6. Ответственность за нарушение налогового законодательства;
  7. Порядок обжалования актов и действий налоговых органов

Налоговая система основана на принципах:

Информация о работе Финансовое парво