Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение денежной системы в системе финансового права.
Для реализации данной цели перед автором поставлены следующие задачи:
а) дать определения основным понятиям таким как денежная система, денежная единица, эмиссия;
б) рассмотреть задачи, функции и полномочия Банка России;
в) дать определение таким понятиям как наличное и безналичное обращение и рассмотреть их как объект финансово-правового регулирования.
Кроме резервных фондов в РКЦ существует оборотная касса, в которую принимаются и из которой выдаются наличные деньги в течение операционного дня. Существует лимит их остатка в оборотной кассе, при его превышении в конце операционного дня излишки денег передаются в резервные фонды. Эта операция производится автоматически без специального разрешения Банка России и считается изъятием денег из обращения. В соответствии с действующим порядком организации налично-денежного оборота для каждого предприятия также устанавливается лимит остатка наличных денег в его кассе. Все деньги в сумме, превышающей его, должны сдаваться в обслуживающий данное предприятие коммерческий банк. Для коммерческих банков определяются лимиты их операционных касс, поэтому наличные деньги в сумме, превышающей его, они сдают в ГРКЦ или в РКЦ (КЦ), а последние в свою очередь при превышении своих лимитов переводят наличность в резервные фонды, т. е. фактически изымают ее из обращения.
В экономике РФ значительная часть расчетов проводится наличными деньгами, однако преобладают все-таки расчеты безналичным путем. Но если эмиссия наличных денег является монополией Банка России, то на эмиссию безналичных платежных средств в рыночной экономике ее быть не может. Безналичные деньги появляются в обращении в процессе депозитно-ссудной эмиссии коммерческих банков, которая может лишь косвенно регулироваться центральным банком. Жестких границ между обращением наличных денег и безналичным платежным оборотом в условиях рынка также не существует. При наличии законных оснований у владельцев банковских счетов остатки средств на них беспрепятственно превращаются в наличные деньги. Поэтому для поддержания стабильности национальной валюты необходимо управлять совокупным объемом платежных средств в экономике независимо от того, в какой форме они существуют. Совокупность покупательных и платежных средств, обслуживающих экономический оборот в стране, образует денежную массу.
Третьим элементом российской денежной системы является организация и регулирование денежного обращения. Регулируя денежное обращение, российское законодательство исходит из единства денежной массы (наличных и безналичных средств), единства обращения, связи оборота денег с кредитной политикой. Указанное регулирование осуществляется в соответствии с действующим банковским законодательством и основными направлениями денежно-кредитной политики РФ. Согласно ст. 45 ФЗ «О ЦБ РФ» и ст. 192 БК РФ проект указанных основных направлений ежегодно предоставляется Банком России первоначально Президенту РФ и Правительству РФ, а затем в Государственную Думу.4
На рисунке 1 схематично представлены элементы денежной системы.
Рисунок 1 – элементы денежной системы
Регулирование
денежного обращения
1) денежной реформы. Денежная реформа – это полное или частичное преобразование денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации укрепления денежного обращения;
2) деноминации. Деноминация это – техническая операция, выражающаяся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках.5
1.1 Задачи, функции и полномочия Банка России в организации денежного обращения
Банковская система РФ является двухуровневой:
1) Центральный Банк РФ (первый уровень);
2) Кредитные организации – коммерческие банки и небанковские кредитные организации (второй уровень).
Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Местонахождение
центральных органов Банка
Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.7
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с кредитными организациями определяются на основе того, что, с одной стороны, он наделён широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой – является юридическим лицом, вступающим в соответствующие гражданско-правовые отношения с банками и другими кредитными организациями.
Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает необходимые меры по защите интересов вкладчиков.
Конституционные основы банковского права выполняют следующие функции:
1) программирует банковскую деятельность, распространяя на неё правовой режим предпринимательства и устанавливая свободу передвижения капитала и финансовых услуг;
2) устанавливает тот минимум гарантий прав и интересов участников банковских правоотношений, который не может быть ограничен специальными банковскими нормами;
3) создают базу для единообразного банковского правового регулирования, устанавливая, что правовые основы единого рынка, финансовое, валютное, кредитное регулирования и денежная эмиссия относятся к компетенции Российской Федерации.
Подотчётность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того, Госдума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет ей на рассмотрение годовой отчёт и аудиторское заключение. Помимо этого, Госдума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя. Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность.
Банк России
несёт ответственность в
В рамках своей правоспособности ЦБ РФ наделён правом осуществлять все виды банковских операций с российскими и иностранными кредитными организациями, правительством РФ, представительными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями и военнослужащими. Банк России не в праве осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением случаев, указанных в законе.
Банк России имеет право предоставлять на срок не более одного года кредиты, обеспечением для которых могут выступать:
1) золото и другие драгоценные металлы в различной форме;
2) иностранная валюта;
3) векселя в российской и иностранной валюте (со сроком погашения ждо шести месяцев);
4) государственные ценные бумаги.8
Содержание целей и задач центрального банка определяется его сущностью. Центральный банк представляет собой общественный денежно-кредитный институт, который регулирует денежный оборот в наличной и безналичной формах в общественных интересах. Это означает, что его целевая ориентация связана со сферой денежно-кредитных отношений.
Задачи, которые он призван решать, лежат не в производстве материального продукта, его распределении и потреблении, а в обеспечении обмена продуктами труда. Центральный банк не может решать задачи, которые возложены на промышленность или другие структуры материального производства, он призван оказывать им свои специфические услуги. Эти услуги предоставляются в денежной форме. Центральный банк, будучи общественным институтом, одновременно выступает как часть единого экономического организма, где каждая часть призвана обеспечивать его целостность. Как часть общей экономической системы и один из ее органов он обязан учитывать сферу деятельности и интересы других экономических структур, содействовать, в меру своей сущности, реализации общих экономических интересов, в том числе интересов других экономических субъектов.
В ст. 3 Федерального закона «О Центральном Банке России» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ указано, что целями деятельности банка России как органа управления кредитно-денежной системы являются:
1) защита и обеспечение устойчивости рубля;
2) развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3) обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.
Получение прибыли не является целью деятельности банка России.9
В соответствии со своей сущностью и целевой ориентацией задачи Центрального Банка в основном сосредоточены по следующим направлениям:
1) по отношению к экономике в целом;
2) по отношению к правительству;
3) по отношению к банкам и банковской системе.
Задачи, касающиеся экономики, в целом, прежде всего связаны с обеспечением экономического оборота необходимыми денежными средствами, достаточными для совершения обмена продуктами труда. Обладая монопольным правом выпуска наличных денег, храня и учитывая золотовалютные резервы страны, центральный банк должен эмитировать такую массу платежных средств, которые были бы не только достаточными для производства и обращения продукта, но и обеспечивали стабильность национальной денежной единицы во внутреннем и внешнем экономическом обороте. Подобная двуединая задача центрального банка является главной, определяющей всю его деятельность как эмиссионного института страны.
Будучи частью государственного устройства, обеспечивая вместе с правительством развитие экономики, центральный банк предоставляет ему в рамках своей сущности необходимую помощь в реализации экономических программ, при необходимости покрывает сезонные разрывы в накоплениях, размещает государственные ценные бумаги.
По отношению к банкам центральный банк является «банком банков». Его задача состоит в том, чтобы при необходимости быть кредитором последней инстанции, поддерживать их ликвидность. Обладая полномочиями органа надзора, задачи центрального банка связаны с обеспечением эффективной деятельности кредитных учреждений. Устанавливая процедуру допуска коммерческих банков на банковский рынок, определяя экономические нормативы по конкретным направлениям их деятельности, правила и стандарт ведения операций, центральный банк становится ответственным за качество их деятельности.
Практически в законодательстве большинства стран цели и задачи центрального банка достаточно определенно зафиксированы. Различие лишь в том, что в одних странах (например, в США, Швеции и Италии) в законодательстве они указаны лишь в общих чертах, в других – они прописаны более подробно.
Наиболее полно сущность центрального банка раскрывается в его функциях. В редакции Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлен перечень из 18 функций Банка России, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно сгруппировать, исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России.
Первая группа – функции денежно-кредитного регулирования (регулирующая функция).
В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:
1) во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;
2) монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;
3) выступает кредитором последней инстанции для коммерческих банков, организует систему их рефинансирования.
4) Ежегодно не позднее 26 августа Банк России представляет в Государственную Думу проект основных направлений и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется Президенту и Правительству РФ.
Информация о работе Финансово-правовое регулирование денежной системы Российской Федерации