Финансово-правовое регулирование денежной системы Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 17:00, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение денежной системы в системе финансового права.
Для реализации данной цели перед автором поставлены следующие задачи:
а) дать определения основным понятиям таким как денежная система, денежная единица, эмиссия;
б) рассмотреть задачи, функции и полномочия Банка России;
в) дать определение таким понятиям как наличное и безналичное обращение и рассмотреть их как объект финансово-правового регулирования.

Файлы: 1 файл

денежная система.doc

— 249.00 Кб (Скачать файл)

Как орган государственного контроля над денежным обращением Банк России наделен монопольным правом эмиссии наличных денег, что закреплено в ст. 29 Закона «О Центральном банке Российской Федерации». Эмиссия – главный источник ресурсов Банка России. Основанием для введения монополии на выпуск денег в обращение является принципиальная возможность, управляя денежной массой, контролировать устойчивость национальной валюты и стабилизировать цены. Поэтому контроль над эмиссией налагает на Банк России ответственность за разработку и проведение денежно-кредитной политики.

Банк России кредитует  платежеспособные, но временно неликвидные банки. Банки вынуждены обращаться к центральному банку, когда исчерпаны возможности получения средств на денежном рынке, и тогда он становится кредитором последней инстанции, предотвращая кризис банковской системы. Кредитование банков центральным банком называется рефинансированием.

В этой группе функций просматривается  назначение (роль) Банка России, призванного регулировать денежный оборот.

Вторая группа – функции нормативного регулирования, которая включает в себя:

            1) разработку правил ведения банковских операций;

2) определение порядка и правил бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

3) определение правил осуществления расчетов в Российской Федерации;

4) определение порядка осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, юридическими и физическими лицами.

Деятельность  Банка России по созданию нормативных  актов (положений, инструкций, приказов), регулирующих банковские операции, порядок учета и отчетности коммерческих банков, дает ему возможность упорядочить и развивать работу кредитных учреждений, создать общую методическую базу, единые стандарты деятельности кредитных организаций, позволяющие им в рамках действующего законодательства осуществлять обслуживание своих клиентов.

Платежи через  собственную расчетную сеть Банка России составляют значительную часть в платежном обороте страны – примерно две трети всех безналичных платежей, совершенных самими банками и по поручению клиентов. Репутация Центрального банка не вызывает сомнений и его банкротство практически невозможно. Поэтому при посредничестве Банка России происходит также подкрепление и окончательное взаимное урегулирование остатков по межбанковским корреспондентским счетам. Кроме того, по законодательству Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых систем РФ.

Ежедневное  участие Банка России в национальной системе платежей, проведение расчетно-платежных операций позволяют Банку России надзирать над многими видами банковской деятельности, контролировать системный риск, реагировать на проблемы при их появлении и проводить соответствующие корректировки. В этом качестве Банк России выступает как гарант стабильности финансовой системы.

Третья группа – операционная функция позволяет  Банку России:

1) осуществлять самостоятельно либо по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок;

2) управлять своими золотовалютными резервами;

3) обслуживать счета бюджетов всех уровней бюджетной системы страны посредством ведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагается организация исполнения бюджетов.

Полномочия, определяемые данной функцией, позволяют Банку  России осуществлять определенный спектр операций, предусмотренных банковским законодательством по специально разработанным нормам. Операционная независимость Банка России не означает ничем не ограниченную деятельность. Круг выполняемых им операций ограничен законом. Например, Банк России не имеет право кредитовать дефицит бюджета государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Четвертая группа – информационно-аналитическая функция. Банк России:

1) проводит анализ и прогнозирование состояния экономики в целом по стране и регионам, прежде всего, денежно-кредитных и валютно-финансовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

2) участвует в разработке прогноза платежного баланса страны и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

3) устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю.

Для Банка России информационно-аналитическая функция имеет особое значение. Без ее выполнения практически невозможно регулирование денежного оборота, основанного на материальных и финансовых потоках. Анализ и прогнозирование экономического развития страны дает возможность определить динамику и структуру денежно-кредитных отношений. Сведения Банка России о тенденциях экономического развития страны, развитии отдельных секторов экономики, динамике платежного баланса, валютном курсе, основных показателях

банковской  деятельности, предоставляемые экономическим субъектам, в том числе банковскому сообществу, составляют важную информацию, позволяющую им при необходимости скорректировать направления своего развития.

Пятая группа –  функции финансового агента Правительства.

Выполнение  Банком России функции финансового агента Правительства вытекает из особого положения центрального банка: во-первых, как органа государственного регулирования экономики, во-вторых, как банка Правительства со всеми присущими банку функциями и выполняемыми им операциями.

Шестая группа – функции органа валютного регулирования и валютного контроля в Российской Федерации.

Седьмая группа – надзорная и контрольная  функции возлагают на Банк России:

1) надзор за деятельностью банков и банковских групп;

2) государственную регистрацию банков, выдачу им лицензий на осуществление банковских операций, приостановку их действий и отзыв их;

3) регистрацию банками эмиссий ценных бумаг.

           Эта группа функций позволяют Банку России выполнять целевые ориентиры, направленные на развитие и укрепление банковского сектора страны. Осуществляя надзор за деятельностью коммерческих банков путем постоянного наблюдения и проверок на предмет ее соответствия законодательно установленным правилам и нормативным актам, Банк России защищает интересы вкладчиков и кредиторов, обеспечивает стабильность деятельности кредитных организаций.10

Основополагающим  элементом правового статуса Банка России является его организационная структура.

Согласно данным ЦБ РФ, на начало 2013 г. в России действует 79 территориальных учреждений и 498 расчётно-кассовых центров. Кроме того, в систему Банка России входит центральный аппарат(24 департамента), Главная инспекция кредитных организаций, Главное управление недвижимости Банка России, Главное управление экспертизы и планирования капитальных затрат Банка России и Главное управление безопасности и защиты информации.11

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, в которую входят:

  1. центральный аппарат;
  2. территориальные учреждения;
  3. расчётно-кассовые центры;
  4. вычислительные центры;
  5. полевые учреждения;
  6. учебные заведения и другие предприятия, учреждения, организации необходимые для осуществления деятельности Банка России.

Органом управления Банка России является Национальный банковский Совет.12

 

 

 

 

 

 

 

2 Финансово-правовое  регулирование денежной системы  РФ

    2.1 Финансово-правовое регулирование наличного обращения

Законодательством каждой страны определяется собственная  структура денежной системы, а следовательно и денежного обращения, как ее основы. В общем виде денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее оборот общественного продукта, а также нетоварные платежи и расходы.13

Налично-денежное обращение представляет собой непрерывный  процесс движения наличных денег в сфере обращения и выполнения ими функций средства платежа и средства обращения.

Наличные деньги используются:

  1. в обороте товаров и услуг;
  2. для выплаты заработной платы, премий, пособий, пенсий;
  3. для выплаты страховых возмещений по договорам страхования;
  4. при оплате ценных бумаг и выплат по ним дохода;
  5. населением для платежей за коммунальные платежи и проч.                               

Налично-денежный оборот включает движение всей налично-денежной массы за определённый период времени между:

  1. населением и юридическими лицами;
  2. физическими лицами; юридическими лицами;
  3. населением и государственными органами;
  4. юридическими лицами и государственными органами.

Налично-денежное обращение осуществляется при помощи различных видов денег (банкнот, банковских билетов, казначейских билетов, металлических монет). Обращение наличных денег с участием граждан, не связанных с предпринимательской деятельностью, осуществляется без ограничения суммы, между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, - в суммах, которые не превышают размеры, установленные Правительством РФ. Во всех остальных случаях денежное обращение осуществляется только в безналичной форме.14

Конкретизация целей, задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения России дана в федеральных законах «О Центральном банке» и  «О банках и банковской деятельности».15

Банк России, выполняя установленные ГК РФ строгие  разграничения между наличным и безналичным денежным обращением, придает особо важное значение нормативному регулированию наличного денежного обращения. Основными документами, принятыми ЦБ РФ, регулирующими данную сферу, являются:

1)  положение «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории РФ» от 12 октября 2011г. № 373-П;

2) положение «О порядке  ведения кассовых операций и  правил хранения, перевозки и  инкассации банкнот и монеты  Банка России в кредитных организациях на территории РФ»  от 24 апреля 2008г. № 318-П;

Данные положения  обязательны для выполнения территориальными учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми  центрами, кредитными организациями и их филиалами, а также организациями, предприятиями и учреждениями на территории РФ.

Наличный денежный оборот в стране организуется государством в лице центральных (национальных) банков. В Российской Федерации субъектами, организующими данный вид денежного обращения, являются Банк России, его территориальные учреждения, а также система расчетно-кассовых центров (РКЦ). Наличный оборот начинается с указания Банка России РКЦ о переводе наличных денег из резервных фондов в оборотные кассы, из которых наличные деньги направляются в операционные кассы кредитных организаций (банков). Частично деньги направляются на обслуживание межбанковских расчетов, но в основном они выдаются юридическим и физическим лицам.

В соответствии с законодательством деятельность по организации и управлению наличным денежным обращением осуществляется в централизованном порядке Центральным Банком Российской Федерации.

Любое государство, в том  числе и Российская Федерация, заинтересованы в сокращении объема наличного денежного обращения и в расширении безналичных форм расчетов.16

Причинами расширения налично-денежного оборота являются: экономический кризис; кризис неплатежей; кризис наличности; плохо организованная система межбанковских расчетов; сознательное сокращение прибыли и доходов предпринимателей с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банков.

Необоснованное расширение сферы налично-денежного оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение наличных денег, их перевозку, хранение, замену ветхих купюр новыми и недопоступлению налоговых платежей в бюджет. В результате растут бюджетный дефицит и финансовая нестабильность в экономике.

До перехода к рынку  налично-денежный оборот планировался и регулировался на основе двух планов денежного обращения баланса денежных доходов и расходов населения и кассового плана бывшего Государственного банка. С их помощью решался вопрос о сбалансированности денежной и товарной массы в обращении, размере эмиссии или изъятии денег из обращения. Эмиссия имела директивный характер.

Информация о работе Финансово-правовое регулирование денежной системы Российской Федерации