Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Finansove_pravo.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

           При отграничении финансового  права от смежных отраслей  права необходимо учитывать природу  его предмета, особенности метода  правового регулирования и наличие  системы финансового права.

           Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е. деятельности по образованию, распределению и использованию фондов денежных средств. Особенностью данных общественных отношений является то, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства и представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов. Это финансовые отношения, одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

          Метод финансового права — способ воздействия на общественные отношения с целью выполнения норм права. В действующей системе права закреплены два способа:

1) административно-правовой способ исходит из неравного положения сторон — отношения власти и подчинения (например, властные предписания финансово-кредитных органов);

2) гражданско-правовой способ основан  на равенстве сторон, на экономических  инструментах регулирования.

           Система финансового права обусловлена системой финансовых правоотношений и подразделяется на две составляющие.

           Общая часть. Нормы этой части имеют значение для всех финансовых отношений и закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

         Особенная часть объединяет нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений в рамках соответствующих финансово-правовых институтов. Так, в особенную часть входят группы норм, регулирующих правоотношения в области бюджетной системы, внебюджетных государственных фондов, государственных доходов и расходов, государственного и банковского кредита, денежного обращения и валютного регулирования.

          Источниками финансового права являются различные нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

          Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации. В ней закрепляются основы правовой организации финансовой деятельности государства в целом и по отдельным ее направлениям, соответственно используемым звеньям финансовой системы. Наибольшее внимание конституционное законодательство уделило бюджетной деятельности, что объясняется ролью государственного бюджета как центрального звена финансовой системы.

          Какого-либо источника по данной отрасли права в целом не имеется. Однако среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других отраслей права — государственного, административного, гражданского и т.д. К ним относятся законы о местном самоуправлении, о банках, о предприятиях и предпринимательской деятельности и др.

          Нормы финансового права содержатся  также в  указах Президента  РФ, постановлениях Правительства  РФ, в актах органов исполнительной  власти субъектов Федерации и  актах местной администрации.

          Большую группу источников финансового права составляют акты финансово-кредитных органов — Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам (приказы, инструкции и др.).

          Финансово-правовые нормы могут  содержаться в актах органов государственного управления (министерств, ведомств и др.), регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых трудовыми коллективами, администрацией предприятий, организаций.

          Совокупность нормативных актов,  содержащих нормы финансового  права, принято определять как  финансовое законодательство.

          Финансовые правоотношения — урегулированные нормами финансового права общественные отношения, субъекты которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

          Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане, в том числе иностранные, и лица без гражданства), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования.

          Финансовое правоотношение не  может возникнуть между физическими  лицами (гражданами), между физическими  лицами (гражданами) и юридическими  лицами, имеющими организационно-правовую  форму, базирующуюся на частной  собственности, а также между данными юридическими лицами.

          Особенности финансовых правоотношений:

они возникают в процессе планового образования, распределения  и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления;

они являются разновидностью имущественных отношений, имеющих  публичный характер, так как возникают  по поводу денежных средств;

одной из сторон в них  всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления.

           Возникновение, изменение и прекращение  финансовых правоотношений происходит  при наличии четко определенных  в правовых нормах условий,  или юридических фактов. К юридическим фактам в финансовом праве относятся:

1) действия — юридические  факты, которые являются результатом  волеизъявления лиц, они могут  быть правомерными, т.е. отвечать  требованиям закона, и неправомерными  — не соответствующими им;

2) события — это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие).

          В зависимости от структуры  финансовой системы Российской  Федерации, можно применить следующую классификацию финансовых правоотношений:

бюджетные;

налоговые;

организация финансов государственного предприятия;

организация государственного страхования;

иные.

 

Тема 3. Финансовый контроль

 

Цель  лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о правовых формах финансового контроля в РФ.

Вопросы лекции:

    1. Введение
    2. Понятие финансового контроля.
    3. Принципы финансового контроля.
    4. Методы проведения финансового контроля.
    5. Органы, осуществляющие финансовый контроль.
    6. Виды финансового контроля.
    7. Ответственность за нарушение финансового законодательства.
    8. Заключение

Образовательные технологии: лекция-беседа - проблемное изложение темы лекционного занятия с применением диалога и объяснительно-иллюстративный метод при изложении ее отдельных вопросов.

 

Введение

Происходящие в России социально-экономические и политические преобразования не только кардинально изменили роль государства в процессе развития национальной экономики, сформировали на основе качественно новых принципов институт права собственности, но и практически полностью перестроили финансовую систему страны. В этих условиях все большую актуальность приобретает проблема формирования четкой, целостной, взаимосогласованной и действенной системы финансового контроля, все элементы которой подчинены реализации единой цели - обеспечения режима законности, обоснованности, целесообразности и эффективности действий в области образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Возрастающее значение института частной собственности, расширение сфер деятельности экономических субъектов и усложнение условий хозяйствования создали в РФ потребность в организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности, наиболее перспективным из которых является  финансовый контроль.

Финансовый контроль способствует осуществлению всех хозяйственных  операций при соблюдении требований законодательства и обеспечивает рациональное использование ресурсов, предупреждая и снижая риск хозяйственной деятельности, что убедительно подтверждает зарубежный и имеющийся отечественный опыт.

В то же время потенциал  аудиторской деятельности в РФ, к  сожалению, остается реализованным  далеко не полностью, а возможности  аудита в достижении целей финансового  контроля - не исчерпаны. Одна из причин тому - несовершенство законодательства. Первый нормативно-правовой акт на уровне федерального закона, регулирующий аудиторскую деятельность, был принят спустя четырнадцать лет после образования первой аудиторской организации, но он так и не смог оправдать ожидания ни аудиторов, ни пользователей аудиторских услуг, хотя и заложил серьезную основу для дальнейшего регулирования аудиторской деятельности. В этой связи важнейшее значение приобретают общетеоретические и прикладные задачи формирования концепции правового регулирования аудита, основное назначение которой - стать базой для последовательного и динамичного развития аудиторского финансового контроля в РФ.

Финансовый  контроль представляет собой способ регулирования отношений, возникающих в ходе финансовой деятельности хозяйствующих субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций), реализуемый законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями при помощи специальных методов, позволяющих им осуществлять контроль за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов.

Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие при формировании и использовании финансовых ресурсов в материальном производстве и в непроизводственной сфере, а также во всех звеньях финансовой системы.

Финансовый контроль играет большую роль в обеспечении  интересов и права как государства  и его учреждений, так и других хозяйствующих субъектов; координации  финансовых процессов и усилении финансовой дисциплины.

Финансовый контроль является неотъемлемой частью финансовой деятельности государства и муниципальных  образований и представляет собой  объективно необходимую и общественно  полезную деятельность.

Принципами осуществления финансового контроля являются:

Приоритет представительных (законодательных) органов государственной  власти перед исполнительными. В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным кодексом РФ органы исполнительной власти составляют проект бюджета и вносят его на согласование представительного органа, а затем исполняют его и отчитываются перед представительным органом о его исполнении.

Принцип федерализма, который заключается в том, что в Российской Федерации принимается ряд законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые, являясь относительно самостоятельными, взаимосвязаны между собой и вместе составляют единый консолидированный бюджет.

Принцип законности означает точное и неуклонное выполнение всеми субъектами права нормативных предписаний действующего законодательства.

Принцип плановости выражается в том, что финансовая деятельность основывается на системе финансово-плановых актов, таких, как федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджет Пенсионного фонда, финансово-плановые акты Фонда социального страхования, федерального и региональных фондов обязательного медицинского страхования, смета расходов бюджетных организаций.

Методы проведения финансового контроля.

Проверка является основной формой финансового контроля и представляет собой совокупность действий органа, осуществляющего контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.

Надзор — система мер, осуществляемых контролирующими органами в пределах их компетенции в целях обеспечения соблюдения экономическими субъектами при осуществлении лицензируемых видов финансовой деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Анализ финансовой деятельности представляет собой комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

Ревизия — проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Органы, осуществляющие финансовый контроль.

Финансовый контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью  экономических субъектов осуществляется в соответствии с законодательством  Российской Федерации уполномоченными  органами государственной власти.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"