Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Finansove_pravo.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

договоры государственного займа;

кредиты, предоставляемые  кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) договоры, в которых  государство выступает в качестве  кредитора, предоставляющего бюджетные  средства на возвратной основе:

договоры бюджетного кредита;

договоры налогового кредита;

договоры предоставления средств иностранным государствам, их юридическим лицам, международным  организациям.

Таким образом, бюджетный  кредит является одной из специальных  разновидностей государственного кредита.

Вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ образуются государственные внебюджетных фонды, создаваемые в целях эффективной реализации социальных задач, в том числе: финансирования выплаты пенсий, пособий, материальной помощи, медицинского обслуживания и т.д. Основам правового регулирования социальных внебюджетных фондов уделено специальное внимание в Бюджетном кодексе РФ (ст. 143—150).

Государственными  внебюджетными фондами Российской Федерации являются:

1) Пенсионный фонд  Российской Федерации;

2) Фонд социального  страхования Российской Федерации;

3) Федеральный фонд  обязательного медицинского страхования;

4) Государственный фонд  занятости населения Российской  Федерации.

Проекты бюджетов государственных  внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов и представляются органами исполнительной власти на рассмотрение законодательных (представительных) органов в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектами соответствующих бюджетов на очередной финансовый год.

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации рассматриваются и утверждаются Федеральным Собранием в форме федеральных законов одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Проекты бюджетов территориальных  государственных внебюджетных фондов представляются органами исполнительной власти субъектов РФ на рассмотрение законодательных (представительных) органов субъектов РФ одновременно с представлением проектов законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов РФ о бюджете на очередной финансовый год.

Доходы государственных  внебюджетных фондов формируются за счет:

обязательных платежей, установленных законодательством  Российской Федерации;

добровольных взносов  физических и юридических лиц;

других доходов, предусмотренных  законодательством Российской Федерации.

Расходование  средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов РФ, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Бюджетный процесс — это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Организация бюджетного процесса построена на следующих  принципах.

Принцип единства выражается в единой правовой базе, единой бюджетной классификации, единстве форм бюджетной документации, необходимой для составления консолидированного бюджета РФ и территорий, единстве денежной системы.

Принцип самостоятельности  бюджетного процесса каждого органа законодательной и исполнительной власти обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определения направления их использования.

Балансовый  метод, который заключается в установлении правильного соотношения между доходами и расходами всех бюджетов. Важное условие данного метода — соответствие расходов бюджета его доходам, создание финансовых резервов.

Деятельность государства  от начала составления федерального бюджета до утверждения отчета об его исполнении длится около трех с половиной лет. Этот срок называется бюджетным циклом.

Бюджет действует в  течение одного года — с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год  длится на территории России 12 месяцев. Затем в соответствии с законом  для завершения бюджета предоставляется еще один льготный месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в рамках исполнения бюджета. Таким образом, данный период включает срок с 1 января по 31 декабря и плюс еще один льготный месяц.

Участниками бюджетного процесса в соответствии со ст. 152 Бюджетного кодекса РФ являются:

Президент РФ;

органы законодательной (представительной) власти;

органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов  РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

органы денежно-кредитного регулирования;

органы государственного и муниципального финансового контроля;

государственные внебюджетные фонды;

главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

иные органы, на которые  законодательством Российской Федерации, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные  учреждения, государственные и муниципальные  унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Бюджетный процесс включает пять стадий:

1) составление проекта  бюджета;

2) рассмотрение и утверждение  бюджета;

3) исполнение бюджета;

4) составление отчета  об исполнении бюджета;

5) утверждение отчета.

Каждая стадия имеет  свое назначение, все они должны быть соблюдены в установленные  законодательством сроки.

Помимо стадий бюджетного процесса Бюджетный кодекс РФ определяет порядок осуществления государственного и муниципального финансового контроля за исполнением бюджета, ответственность за нарушение бюджетного законодательства РФ.

В ст. 151 Бюджетного кодекса  РФ определена структура органов, обладающих бюджетными полномочиями, в которую входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый из них имеет собственные задачи и действует в пределах своей компетенции. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ.

Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

Органами государственного (муниципального) финансового контроля являются:

1) Счетная палата Российской  Федерации;

2) контрольные и финансовые  органы исполнительной власти;

3) контрольные органы  законодательных (представительных) органов субъектов Российской  Федерации и представительных  органов местного самоуправления.

Осуществление отдельных  бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Субъекты РФ в целях  осуществления собственной бюджетной  политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в  соответствии с законодательством  субъекта РФ.

Муниципальные образования  в целях обслуживания местного бюджета  и управления средствами местного бюджета  создают муниципальные казначейства и (или) иные финансовые органы (должности) в соответствии с уставом муниципального образования и законодательством РФ.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Виды нарушений бюджетного законодательства. Санкции за нарушение бюджетного законодательства

Ответственность за нарушение  бюджетного законодательства урегулирована  частью четвертой Бюджетного кодекса РФ. В ст. 283 БК перечислены виды нарушений бюджетного законодательства, в том числе:

неисполнение закона (решения) о бюджете;

нецелевое использование  бюджетных средств;

неперечисление (неполное перечисление) бюджетных средств  получателям бюджетных средств;

несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям  бюджетных средств;

иные основания в  соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ в ст. 282 предусматриваются следующие санкции:

предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

блокировка расходов;

изъятие бюджетных средств;

приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

наложение штрафа;

начисление пени;

иные меры в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

Правом применения указанных  санкций обладают руководители органов  Федерального казначейства и их заместители (ст. 284 БК РФ). Руководители органов  Федерального казначейства и их заместители  имеют право:

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, и в других случаях, предусмотренных в настоящей части кодекса;

списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;

взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный  возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения  штрафов;

взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

Действия органов и  должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке.

 

 

Тема 5. Понятие  налога. Налоговое право.

Цель  лекции: представить студентам систематизированные основы научных знаний о налоговом праве.

Вопросы лекции:

  1. Понятие нормы налогового права и налогового права.
  2. Источники налогового права.
  3. Принципы налогообложения.
  4. Элементы налогообложения.
  5. Налоговые льготы.
  6. Субъекты налогового права.
  7. Понятие налога и сбора.
  8. Признаки налога. Отличительные признаки сборов от налогов.
  9. Классификация налогов и сборов.
  10. Федеральные налоги и сборы.
  11. Региональные налоги и сборы.
  12. Местные налоги и сборы.
  13. Понятие и основания налоговой ответственности. Налоговое правонарушение. Виды налоговых правонарушений.

Образовательные технологии: проблемное изложение темы лекционного занятия и объяснительно-иллюстративный метод при изложении ее отдельных вопросов.

Контрольные вопросы:

  • Какова цель налогообложения?
  • Каковы основные различия налогов и сборов?
  • Является ли налоговое право самостоятельной отраслью, подотраслью или правовым институтом?
  • Что представляют собой общие принципы налогообложения?
  • Кого законодатель относит к участникам налоговых правоотношений?
  • Кто и на каком основании может выступать представителем налогоплательщика?
  • Что собой представляют элементы налогообложения?
  • Что собой представляет налоговое правонарушение?
  • Перечислите составы налоговых правонарушений.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"