Лекции по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности

Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ

Файлы: 1 файл

Kurs_lektsy_Finansove_pravo.doc

— 498.00 Кб (Скачать файл)

Норма налогового права — это общеобязательное, формально-определенное, установленное или санкционированное государством и обеспеченное государственной защитой правило общего характера, регулирующее властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Доминирование в налоговом праве обязывающих и запрещающих норм обусловлено публично-правовой целью: обеспечить формирование централизованных денежных фондов государства.

Взаимодействуя, конкретизируя  и дополняя друг друга, налогово-правовые нормы образуют целостную подотрасль в рамках финансового права — налоговое право России.

Источники налогового права  образуют многоуровневую, иерархическую  систему, включающую нормативно-правовые акты, международные договоры, судебные прецеденты. Конституция РФ закрепляет в качестве конституционной обязанности уплату каждым лицом законно установленных налогов и сборов, разграничивает налоговые полномочия между Российской Федерацией, ее субъектами и местным самоуправлением, содержит важные положения, связанные с налоговым правотворчеством.

Налоговое законодательство включает три уровня правового регулирования:

1) федеральное законодательство  Российской Федерации о налогах  и сборах состоит из Налогового  кодекса РФ (далее — НК РФ) и  принятых в соответствии с  ним федеральных законов о  налогах и сборах;

2) региональное законодательство  состоит из законов о налогах  и сборах субъектов РФ, принятых  в соответствии с НК РФ;

3) местное законодательство  включает нормативные правовые  акты муниципальных образований  о местных налогах и сборах, решения и иные акты представительных органов местного самоуправления, принимаемые в соответствии с НК РФ.

Кроме этого, к актам  налогового законодательства относятся  также федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действовавшие  на территории РФ на момент вступления в силу отдельных частей НК РФ и прямо не признанные законодателем утратившими силу. Такие акты действуют в части, не противоречащей НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с ним.

Принципы налогообложения — основополагающие, базовые положения, лежащие в основе налоговой системы государства. Часть таких принципов закреплена нормативно, другие выводятся путем толкования налогового законодательства судом или научной доктриной.

    • Принцип законности налогообложения.
    • Принцип справедливости.
    • Принцип всеобщности и равенства налогообложения.
    • Принцип соразмерности налогообложения.
    • Принцип единства налоговой системы России.
    • Принцип определенности налогообложения.

Элементы налогообложения  представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для  исчисления и уплаты налога. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

    • объект налогообложения;
    • налоговая база;
    • налоговый период;
    • налоговая ставка;
    • порядок исчисления налога;
    • порядок и сроки уплаты налога.

Налоговые льготы — это преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Сущность налоговой льготы состоит в снижении налогового бремени. При этом налоговые льготы не могут носить индивидуальный характер, то есть предоставляться конкретным, персонально поименованным налогоплательщикам.

Налоговые льготы предоставляются  в целях социального выравнивания материального положения различных  групп налогоплательщиков, материального вознаграждения за особые заслуги перед государством, для стимулирования тех или иных отраслей, производств, направлений коммерческой деятельности, поддержки отечественного товаропроизводителя, привлечения в страну иностранных инвестиций (оффшорные зоны) и т.д.

Формы налоговых льгот:

1) освобождение отдельных  категорий налогоплательщиков от  уплаты налога;

2) освобождение отдельных  объектов от налогообложения;

3) понижение налоговой  ставки;

4) налоговые вычеты.

Субъект налогового права — это внешне обособленное, способное самостоятельно вырабатывать, выражать и осуществлять единую волю лицо, которое налоговое законодательство наделяет налогово-правовым статусом, то есть потенциальной способностью участвовать лично либо через представителя в налоговых правоотношениях.

Ст. 9 НК РФ в качестве участников налоговых правоотношений называет:

    • налогоплательщиков;
    • налоговых агентов;
    • налоговые и таможенные органы;
    • сборщиков налогов и сборов;
    • органы государственных внебюджетных фондов.
    • Кроме того, налоговое законодательство упоминает в качестве субъектов:
    • представителей налогоплательщиков (законных и уполномоченных);
    • банки;
    • экспертов, специалистов, понятых, свидетелей, регистрирующие органы;
    • Российскую Федерацию, субъектов РФ, муниципальные образования.

Субъектов налогового права можно подразделить на три  группы.

Физические лица, к  которым НК РФ относит граждан  Российской Федерации, иностранных  граждан и лиц без гражданства. В отдельную подгруппу выделяются индивидуальные предприниматели.

Организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

Публично-территориальные  образования — Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в налоговых правоотношениях, как правило, в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления. Такими органами являются законодательные (представительные) и исполнительные органы власти, налоговые, таможенные и финансовые органы, органы государственных внебюджетных фондов, органы внутренних дел и др.

Понятие налога и сбора. Признаки налога. Отличительные  признаки сборов от налогов. Классификация  налогов и сборов

НК РФ разграничивает все обязательные платежи на две группы — налоги и сборы. Существенные отличия этих платежей друг от друга позволяют выделить в предмете налогового права отношения, связанные с установлением, введением и взиманием налогов, с одной стороны, и сборов — с другой. Различия между налогами и сборами обусловливают различия налоговых отношений по установлению, введению, взиманию налогов, с одной стороны, и сборов — с другой.

Индивидуальная  возмездность

Налоги индивидуально  безвозмездны и не предполагают персонально-обменных отношений налогоплательщика с государством. Какое-либо встречное удовлетворение для частного лица здесь не предусматривается  

Сборы уплачиваются в  связи с оказанием их плательщику  государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально  заинтересован. Например: выдача лицензий, регистрационные действия, совершение нотариальных действий.

Свобода выбора  

Отсутствует, т.к. уплата налога установлена законом и  является обязанностью, а не правом  

Уплата сбора связана  со свободой выбора, например: автор изобретения может подать заявку на выдачу патента и только тогда будет обязан уплатить пошлину, а может и не претендовать на приобретение соответствующих прав, льгот и преимуществ, вытекающих из патента

Взнос, а не платеж  

Налог всегда выступает только в виде денежного платежа  

Сбор может быть внесен различными способами.

Компенсационный характер  

Цель налогообложения  — покрытие совокупных расходов публичной  власти. Согласно ст. 8 НК РФ налог уплачивается для финансового обеспечения  деятельности государства и муниципальных образований  

Целевое назначение сбора  — компенсировать дополнительные издержки государства на оказание плательщику  индивидуально-конкретных услуг публично-правового  характера 

 

Ограниченный  состав элементов  

Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК РФ элементы налогообложения, включая объект налогообложения, налоговую базу, налоговый период, налоговую ставку, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты, а в необходимых случаях — налоговые льготы  

При установлении сборов их плательщики и элементы обложения  определяются применительно к конкретным сборам

Нерегулярный  характер  

Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность  

Сборы носят разовый  характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях 

Предварительный характер уплаты  

Объект налога как  юридический факт особого рода возникает  у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности  

Объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства — уже после уплаты сбора, по принципу «утром деньги — вечером стулья»

Соразмерность  

При установлении налогов  учитывается фактическая способность  налогоплательщика к уплате налога  

Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия

Штрафные санкции   

Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие  недоимки и пени, а также привлечение  налогоплательщика или иных субъектов  к налоговой ответственности  

При неуплате сбора государство  отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий, без  применения какого-либо рода санкций

Налог — денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме, в национальной валюте РФ. Исключение: иностранными организациями и физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте (п. 3 ст. 45 НК РФ). Признаками налога являются:

Личный характер налоговых  платежей, проявляющийся в том, что  они должны быть уплачены непосредственно  налогоплательщиком или из денежных средств, принадлежащих налогоплательщику.

Императивный метод  правового регулирования, предполагающий детальную юридическую регламентацию  поведения и минимизацию свободы  субъектов самостоятельно определять свое поведение. Отступления от предусмотренной  нормативной модели поведения в налоговом правоотношении невозможны.

Безвозвратность. Лишь в  случае установления ряда налоговых  льгот, переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета  соответствующих денежных средств. Налоговые изъятия не являются также наказанием (мерой ответственности) за неправомерное поведение и тем самым отграничиваются от штрафных санкций.

Односторонний порядок. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке в  форме закона.

Обязательность. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным  взносом или добровольным пожертвованием.

Публичность. Согласно ст. 8 НК РФ налоги уплачиваются в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований. Именно налоги составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных  образований (более 90% всех бюджетных доходов).

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 НК РФ).

В Налоговом кодексе  императивно закреплена следующая  классификация налогов и сборов:

федеральные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории РФ;

региональные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и  законами субъектов РФ, вводимые в  действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ;

местные налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"