Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:06, курс лекций
Тема 1. Понятие финансов и финансовой деятельности
Вид занятия: вводная лекция, включающая в себя:
Понятие финансов.
Особенности финансов как экономической категории.
Функции финансов.
Финансовая система РФ
Как видим, порядок зачисления налогов в тот или иной бюджет совершенно не влияет на отнесение его к федеральным, региональным или местным.
Кроме этого, в зависимости от категории налогоплательщиков налоги подразделяются на:
налоги, уплачиваемые физическими лицами (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц, налоги на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.);
налоги, уплачиваемые организациями (налог на прибыль, налог на имущество организаций и др.);
смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями (НДС, акцизы, единый социальный налог, таможенные и государственные пошлины, земельный налог и др.).
По объекту налогообложения выделяют:
1) налоги на имущество;
2) налоги на доходы (прибыль);
3) налоги на определенные виды деятельности.
В зависимости от субъекта
налоги подразделяют на прямые (платит
непосредственно
По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные (налог на добавленную стоимость) и специальные (например, акцизы)
По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные (исчисляются налоговыми органами) и неокладные (исчисляемые частными лицами: налогоплательщиками или налоговыми агентами).
Понятие и
основания налоговой
Налоговая ответственность
— это охранительное
Основаниями налоговой ответственности выступают:
1) нормативное основание
— закрепленная в законе
2) фактическое основание — реально совершенное налоговое правонарушение;
3) процессуальное основание
— акт налогового органа или
суда о привлечении к
Налоговое правонарушение — виновно совершенное, вредное, противоправное деяние (действие или бездействие), за которое НК РФ установлена ответственность (ст. 106 НК РФ). Признаки налогового правонарушения — это противоправность, реальность, вредность, виновность, наказуемость.
НК РФ содержит исчерпывающий перечень налоговых правонарушений, новые составы которых могут устанавливаться только путем внесения соответствующих изменений и дополнений в НК РФ. Всего предусматривается 12 составов налоговых правонарушений, в том числе:
нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
уклонение от постановки на учет в налоговом органе;
нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
непредставление налоговой декларации;
неуплата или неполная уплата сумм налога;
непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.
Налоговые санкции носят исключительно имущественный характер и применяются в виде штрафов.
Тема 6. Государственный кредит
Цель лекции: представить студентам систематизированные основы научных и практических знаний о государственном кредите.
Вопросы лекции:
Контрольные вопросы:
Государственный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе.
Бюджетный кредит является одной из форм расходов бюджетов, а в случае направления средств, предоставленных юридическому лицу в виде бюджетного кредита, на инвестиционные цели, указанные средства относятся к капитальным расходам бюджетов. Возврат же средств, предоставленных как бюджетные кредиты, доходом бюджетов не является и отражается в составе расходов бюджетов со знаком «минус».
Предметом
бюджетного кредита могут быть
исключительно денежные
Срок
предоставления бюджетного
Получателями бюджетного
юридические лица, зарегистрированные на территории Российской Федерации в установленном порядке;
бюджеты другого уровня бюджетной системы России.
Получателями бюджетного
бюджеты другого уровня при наличии просроченной задолженности по ранее полученным бюджетным кредитам;
юридические лица, в отношении которых в установленном порядке принято решение о ликвидации и реорганизации, а также находящиеся в стадии реорганизации, финансового оздоровления, банкротства;
юридические лица, не имеющие обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий;
юридические лица, имеющие задолженность по обязательным платежам в бюджеты любого уровня бюджетной системы Российской Федерации или государственные внебюджетные фонды;
юридические лица, имеющие просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.
Особенности финансирования
Условия
и порядок предоставления
Кредиты, предоставляемые юридическим лицам, делят на два вида в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица:
предоставляемые государственным
и муниципальным унитарным
иным юридическим лицам — на условиях возвратности и возмездности. Размер процентов (платы) должен быть не более учетной ставки рефинансирования Банка России.
Финансово-правовые отношения, связанные с государственным кредитом, образуют внутренний и внешний государственный долг.
Понятие «государственный долг»
Государственным долгом
Структура государственного долга определяется через следующие формы долговых обязательств России:
Кредитные
соглашения и договоры с
Государственные ценные бумаги обычно выпускаются в форме облигаций, удостоверяющих право их владельцев на получение от эмитента, которым выступает федеральный орган исполнительной власти, являющийся юридическим лицом, к функциям которого решением Правительства Российской Федерации отнесено составление и/или исполнение федерального бюджета, денежных средств или, в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав.
Государственные гарантии РФ по обеспечению исполнения обязательств третьих лиц, возникших в результате осуществления ими займа путем эмиссии ценных бумаг, в силу которого РФ (гарант) дает обязательство отвечать за исполнение обязательств третьих лиц (принципалов) полностью или в части перед владельцами этих ценных бумаг (бенефициарами).
Долговые обязательства
Внутренний государственный
В состав государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма
долга по государственным
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;
3) объем основного
долга по бюджетным кредитам,
полученным Российской
4) объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации;
5) объем иных (за исключением
указанных) долговых
В состав государственного внешнего долга Российской Федерации включаются:
1) номинальная сумма
долга по государственным
2) объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации;
3) объем обязательств по
Управление
государственным долгом
Обслуживание
государственного внутреннего
Министерство финансов России ведет государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации (Государственная долговая книга Российской Федерации). Информация о долговых обязательствах вносится в соответствующую долговую книгу в срок, не превышающий три дня с момента возникновения обязательства. В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объемах долговых обязательств (включая гарантии), о дате возникновения обязательств, формах обеспечения обязательств, об исполнении указанных обязательств полностью или частично, а также другая информация. Состав, порядок и сроки представления информации устанавливаются Правительством РФ.