Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа

Описание работы

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности 5
1.1 Налоговое право в системе российского права 5
1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности 10
Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования 20
2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения 20
2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц 24
2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов 29
2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства 34
Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин 38
3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций 38
3.2 Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51

Файлы: 1 файл

налоговый контроль и ответственность за нарушение.docx

— 72.83 Кб (Скачать файл)

Одной из проблем развития науки налогового права является определение сущности понятия "налогообложение".

В научной  литературе можно встретить различные  дефиниции данного понятия, но большинство  исследователей полагают, что под  налогообложением следует понимать "форму функционирования системы  налогов и сложную подсистему государственного управления", "деятельность государства по установлению и взиманию налогов".

В современной  теории налогового права к принципам  налогообложения относят базовые  идеи и положения, применяемые в  налоговой сфере, основополагающие начала налогового права, руководящие  положения права, исходные направления, основные начала, определяющие суть всей системы, отрасли или института  права. Эти общие начала находят  свое выражение непосредственно  в нормах налогового права.

Общественные  отношения в сфере налогообложения  непосредственно связаны с государственным  налоговым контролем и управлением  экономическим и социальным развитием  общества через механизм налогообложения. Данные отношения, охватывающие разнообразные  сферы, составляют предмет налогового права.

Несмотря  на преобладание экономического подхода  в решении тех или иных налоговых  проблем, отношения и социальные связи, возникающие при установлении и взимании налогов, регулируются в  первую очередь правовыми нормами.

А это  фактически означает, что на определенном этапе совокупность данных норм, находя свое закрепление в нормативных  актах различного уровня, взаимодействуя между собой и постоянно развиваясь, образует налоговое право. Последнее  следует понимать как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения.

 

1.2 Понятие и особенности налоговой  ответственности

 

Правовое регулирование ответственности  за нарушение порядка реализации налоговых отношений относятся  к объектам законодательства о налогах  и сборах, и составляет институт налогового права. Понятия налоговой  ответственности – одна из основных категорий налогового права: ее конструкция  во многом определяет место и роль правового регулирования налоговых отношений в системе права. Правовая природа ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юридической ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными финансово-правовой ответственности.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и  налоговая ответственность имеет  две формы реализации: позитивную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

Для позитивной ответственности достаточно формального (нормального) основания, поскольку она возникает в  силу добровольного выполнения субъектом  налогового права своих обязанностей.

Одним из важнейших условий налоговой  деятельности государства является добровольное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально-обязанными лицами, представленными им прав и  реализация возможных обязанностей.

В налоговом праве позитивная ответственность  основывается на принципах добровольности предпринимательской деятельности и социальной справедливости, к сожалению, большинство налогоплательщиков имеют  низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и  сборах не является для них типичным правилам поведения. Нарушение норм налогового права обуславливают  существование негативной налоговой  ответственности, которую можно  рассматривать: во-первых, в качестве реакции государства на нарушение  законодательства о налогах и  сборах, выражающейся в обязанности  виновного лица, карательные меры государственно-принудительного воздействия  за совершение деяния в форме имущественных  лишений, во-вторых, налоговая ответственность  может определиться как исполнение юридической обязанности на основе государственного принуждения.

Таким образом, негативная налоговая  ответственность существует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Юридическим фактом, поражающим охранительные  налоговые правоотношения, являются нарушение законодательства о налогах  и сборах. Под основанием налоговой  ответственности понимается обстоятельства, наличие которых делает ответственность  возможной, а их отсутствие исключает  ее. Негативная налоговая ответственность  имеет три основания: нормативное, т.е. система норм, ее регулирующих; фактическое, т.е. деяние конкретного субъекта, нарушающие правовые предписания, охраняемые мерами ответственности (налоговые правонарушения); процессуальные, т.е. акт компетентного органа о положении конкретного взыскания за конкретное налоговое правонарушение.

Наступление негативной налоговой  ответственности возможно только при  наличии всех перечисленных оснований  и в строго определенной последовательности: норма права – налоговое правонарушение – применение санкции.

Следовательно, к охранительным  относятся все правоотношения, возникающие  в связи, с нарушение их участниками  законодательства о налогах и  сборах, а также с привлечением виновного к ответственности.

Налоговая ответственность выполняет  определенные цели, которые прямо  в налоговом законодательстве не указаны, но выводят из целей и  задач самого НК РФ. Предостерегая организации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность преследует следующие две цели:

- охранную, посредством которой  общество от нежелательной ситуаций, связанных с нарушением имущественных  интересов государства;

- стимулирующую, посредством которой  поощряется правомерное поведение  субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности  реализуются в функциях:

Юридическая функция проявляется  в двух аспектах: восстановительном (компенсационном) и штрафном (карательном).

Социальная функция налоговой  ответственности выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством  побуждения субъектов налогового права  соблюдать нормы налогового права.

Таким образом, налоговая ответственность  представляет собой обязанность  лица, виновного в совершении налогового правонарушения, претерпевать меры государственно-властного  принуждения, предусмотренные санкциями  НК РФ, состоящие в возложении дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными  органами в установленном процессуальном порядке.

На основе данного определения  выделяются следующие признаки налоговой  ответственности:

- материальные, характеризующие налоговую  ответственность в качестве охранительного  налогового правоотношения. Материальные  признаки налоговой ответственности  включают два аспекта: установление  составов налоговых правонарушений  и санкций за их совершение  НК РФ; определение вида и меры  государственно-властного принуждения  через охранительные налоговые  правоотношения. Санкции за нарушения  законодательства о налогах и  сборах дифференцированы, носят  имущественный характер, выражаются  в денежной форме и высказываются  только в судебном порядке;

- процессуальные, характеризующие  механизм реализации материального  охранительного налогового правоотношения  посредством производства по  делу о налоговом правонарушении, осуществляемого компетентным органами  согласно нормам НК РФ;

- функциональные, отражающие целенаправленность существования и применения налоговой ответственности.

Принципы налоговой ответственности  – это основополагающие начала, исходные идеи, отражающие ее обстоятельную  сущность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуществляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых  правоотношений.

Принципы налогообложения можно  разделить на общие, регулирующие налоговую  систему в целом, и специальные, характеризующие отдельные институты  налогового права. В числе последних  можно выделить процессуальные принципы, принципы налоговой ответственности, ведения налогового учета и др. При этом общие принципы налогообложения  относятся к основным гарантиям, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, принципов федерализма в РФ.

Нормы – принципы налоговой ответственности  закреплены в ст. 108 НК РФ и названы  общими условиями привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся:

- Законность, означающая недопустимость  привлечения к ответственности  за налоговое правонарушение  иначе, как по основаниям и  в порядке, которые предусмотрены  НК РФ.

Основным положение, согласно которому деяние признается налоговым правонарушением  только в случае объявления его таковым  налоговым законодателем до момента  совершения.

В состав принципа законности привлечения  к налоговой ответственности  также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность  за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством  Российской Федерации.

- Однократность. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности.

- Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.

- Презумпции невиновности является  налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом.

Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение  п. 6 ст. 106 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в  его совершении, возлагается на налоговые  органы. При этом налоговые органы законодательно ограничены в перечне  и способах собирания доказательств, которые могут отвергнуть презумпцию невиновности.

Наказание является справедливым только в том случае, когда характер применяемых мер принуждения  и объем возлагаемой ответственности  соответствуют общественной опасности  правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано.

Принцип справедливости налоговой  ответственности включает требования:

1) обоснованности;

2) соразмерности;

3) дифференциации;

4) индивидуализации;

5) неотвратимости;

6) гуманизма.

Принципа обоснованности и соразмерности при ограничении  субъективных прав, в самом общем  виде он сформулирован в ч.3 ст.55 Конституции  РФ: права и свободы человека и  гражданина могут быть ограничены федеральным  законом только в той мере, в  какой это необходимо в целях  защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения  обороны страны и безопасности государства.

Требования обоснованности, соразмерности и индивидуализации налоговой ответственности есть частные проявления общеправового  принципа обоснованности и соразмерности  правовых ограничений.

Требование обоснованности налоговой ответственности реализуется  в сфере налогового правотворчества  и выражается в целесообразности придания тому или иному поведению  статуса налоговых деликтов.

Своеобразным аспектом обоснованности налоговой ответственности является установление законодателем трехлетнего  срока давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому  истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к  налоговой ответственности.

Информация о работе Налоговый контроль