Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:46, дипломная работа
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налоговой ответственности 5
1.1 Налоговое право в системе российского права 5
1.2 Понятие и особенности налоговой ответственности 10
Глава 2. Механизм налогового контроля и порядка привлечения к налоговой ответственности, проблемы его совершенствования 20
2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения 20
2.2 Порядок взыскания штрафных санкций за нарушения налогового законодательства с юридических лиц 24
2.3 Презумпция невиновности налогоплательщика и проблема баланса прав налогоплательщиков и налоговых органов 29
2.4 Определение момента исполнения обязанности по уплате налогов в аспекте защиты прав и законных интересов государства 34
Глава 3. Контроль налоговых органов за соблюдением хозяйствующими субъектами условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и правил применения контрольно - кассовых машин 38
3.1 Порядок привлечения к ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций 38
3.2 Порядок привлечения к ответственности за нарушение правил применения контрольно-кассовых машин при ведении денежных расчетов с населением 42
Заключение 49
Список использованной литературы 51
Соразмерность наказания означает, что размеры налоговых санкций должны соответствовать тяжести правонарушений и причиненным ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению.
Требование дифференциации
ответственности предполагает нормативное
установление различных видов
- установление за те
или иные нарушения налогового
законодательства налоговой,
- нормативное определение
разновидности и масштаба
Как видим, дифференциация, и индивидуализация налоговой ответственности различаются, прежде всего, по сфере их применения и субъектному критерию. Требование дифференциации реализуется в сфере правотворчества, оно обращено к законодателю, формулирующему нормативные модели налоговых правонарушений и соответствующие им санкции. Индивидуализация же реализуется на стадии правоприменения судами, налагающими санкции за конкретные налоговые правонарушения.
Индивидуализация налоговой
ответственности состоит в
Принцип индивидуализации состоит в том, что при определении наказания должны приниматься во внимание характер и тяжесть совершенного правонарушения, личностные характеристики виновного, форма его вины, поведение до и после правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Справедливое наказание - это наказание индивидуализированное.
Важнейшей составляющей принципа справедливости налоговой ответственности является ее неотвратимость. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.
Требование гуманизма
в литературе иногда называют еще
принципом "экономии мер принуждения"
или "нерепрессивностью" налоговой
ответственности. На необходимость
гуманизации сферы
Необходимость снисходительного,
гуманного отношения к
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что цели налоговой ответственности выражаются в восстановлении нарушенных имущественных интересов государства, а также в наказании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.
На наш взгляд, закрепление
в качестве основания освобождения
от налоговой ответственности
Таким образом, взыскание налоговой санкции должно заставить нарушителя понять, что жить по закону выгоднее. Если уплата штрафных санкций будет означать для последнего резкое снижение доходов или даже перспективу банкротства, налогоплательщик может вовсе отказаться от объекта налогообложения, что не выгодно ни ему, ни государству.
И, наконец, все принципы налоговой
ответственности взаимосвязаны
и взаимозависимы. Закономерность установление
принципов налоговой
Глава 2. Механизм налогового контроля
и порядка привлечения к
2.1 Налоговые проверки как метод финансового контроля в сфере налогообложения
В законодательстве
было введено определение понятия
"налоговый контроль" - им признается
деятельность уполномоченных органов
по контролю за соблюдением
Так, в ст. 87 НК РФ "Налоговые проверки" установлено только два вида проводимых проверок:
- камеральная налоговая проверка;
- выездная налоговая проверка.
Встречные проверки как самостоятельные виды проверок уходят в прошлое. Однако сказанное не означает, что налоговые органы утрачивают право на истребование документов у контрагентов и иных лиц, которые имеют отношение к проверяемым операциям, - теперь налоговый орган должен будет обязательно мотивировать свой запрос, а сам порядок истребования документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках теперь четко прописан в ст. 93.1 НК РФ. Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу влечет взыскание штрафа в размере 1000 руб., а при повторном нарушении в течение календарного года - 5000 руб.
Законодательно закрепляется обязанность налоговых органов составлять акты камеральных проверок в тех случаях, если при отсутствии пояснений налогоплательщика либо после рассмотрения представленных пояснений и документов будут установлены факты совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах. Порядок их составления аналогичен предусмотренному порядку по выездным налоговым проверкам согласно ст. 100 НК РФ.
Тем не менее,
по тем организациям, которые заявляют
в декларациях налоговые льготы
или возмещение налога на добавленную
стоимость, налоговые органы вправе
запросить документы, подтверждающие,
соответственно, право налогоплательщиков
на соответствующие налоговые
Исключение сделано и для налогов, исчисление и уплата которых связана с использованием природных ресурсов - налоговые органы вправе также требовать иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.
Отметим, что не содержится запрета на использование документов, полученных в ходе мероприятий налогового контроля по одним налогам (например, по НДС), при проведении камеральных налоговых проверок по другим налогам (например, по налогу на прибыль организаций). В этом случае налоговые органы могут ориентироваться, в частности, на положения п. 1 ст. 88 НК РФ, который предоставляет право проведения камеральной проверки на основании не только деклараций, но также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Впервые
законодательно введена обязанность
налоговых органов при
По выездным
налоговым проверкам также
В случае
если у налогоплательщика
Закрепляются также и реквизиты, которые должны быть в решении налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Отметим, что форма решения, используемая в настоящее время, их содержит.
Установлено, что налоговые органы не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Налоговые органы также не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия руководителем Федеральной налоговой службы решения о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.
При определении
количества выездных налоговых проверок
налогоплательщика не учитываются
проведенные самостоятельные
Выездная
налоговая проверка не может продолжаться
более двух месяцев. Однако указанный
срок может быть продлен до четырех
месяцев, а в исключительных случаях
- до шести месяцев. При этом основания
и порядок продления срока
проведения выездной налоговой проверки
устанавливаются Федеральной
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки в следующих целях:
- истребование документов в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;
- получение
информации от иностранных
- проведение экспертиз;
- перевод
на русский язык документов, представленных
налогоплательщиком на
Приостановление проведения выездной налоговой проверки для истребования документов у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.
Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать шести месяцев. В случае если проверка была приостановлена по основанию, указанному в пп. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ, и в течение шести месяцев налоговый орган не смог получить запрашиваемую информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, то срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.
На период приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, ему возвращаются все подлинники, которые были истребованы при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.
Изменяются основания для проведения повторной выездной налоговой проверки. Помимо проведения повторной проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, вышестоящим налоговым органом, появляется новое основание - случаи, когда налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию "к уменьшению" за уже проверенный ранее период. В рамках этой повторной выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.
Здесь следует
обратить внимание на следующее: каковы
налоговые санкции в том
Вышестоящему налоговому органу по результату налоговой проверки предоставляется право принимать решения об отмене решений налоговых органов, принятых на основании актов налоговых проверок.
Учитывая, что выездные налоговые проверки представляют собой серьезное вмешательство в деятельность налогоплательщика, законодательство страны обычно предусматривает определенные процедурные рамки для реализации соответствующих полномочий налоговых властей. Наиболее распространенными из применяемых ограничений являются: необходимость уведомления налогоплательщика о предполагаемой проверке (за исключением контрольных); запрет на вторичную проверку с идентичным предметом; установление максимальной продолжительности и частоты проверок.